Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Разработка заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева по теме "Великий сын России"

Разработка заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева по теме "Великий сын России"

Разработка заключительного урока по творчеству И. С. Тургенева по теме "Великий сын России"

Цель урока

: обобщить изученный материал по творчеству И. С. Тургенева;

продолжить работу по формированию творческих способностей

учащихся; показать значение великого писателя для культурного

наследия России.

Оборудование к уроку : 1. Портрет писателя.

2. Иллюстрации к его произведениям .

3. Выставка книг( произведения писателя, критическая

литература)

4. Диск с записью романса « Утро туманное» ( на стихи

Тургенева )

Форма урока : Урок – концерт.

Ход урока.

  1. Звучит романс «Утро туманное», на экране появляются слова Н. А. Некрасова

Природа – мать,

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

  1. Концертная программа.

К доске выходят двое ведущих, учащиеся десятого класса.

1-ый ведущий.

Орловщина. Орловское полесье. Бежин луг с его этической широтой. Всюду, куда ни глянь, места, отмеченные гением Тургенева, – русского богатыря, писателя 19 века с мировым именем. В этом чудесном крае прошли его детство и отрочество, началась юность. Здесь был его дом, его Родина, Здесь он стал её певцом и обрёл бессмертие.

Как безмерно счастлив бывал Тургенев, когда его охватывало свежим дыханием родной свежим воздухом родной земли, которое он назвал «чувством Родины».

2– ой ведущий.

Ещё с детства возненавидел будущий писатель крепостное право. Он писал «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… в моих глазах враг этот имел определённое имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего решился бороться до конца, с чем поклялся до конца не примеряться. Это была моя аннибалова клятва; и не один я дал её тогда.

1 –ой ведущий.

Закончив слушание лекций в Берлинском университете, Тургенев возвращается в Россию. Новые стремления владеют им. Он хочет стать педагогом, учёным. Он желанный гость в московских литературных салонах. Его намерения благие: он хочет преобразовать Россию. Очень скоро будущий писатель разочаровался в своих надеждах и в 1845 году ушёл в отставку. Но зато всё сильнее в это время становится его увлечение литературной деятельностью. Знакомство с Белинским, дружба с ним помогли Тургеневу стать настоящим писателем.

И. С. Тургенев (роль исполняет ученик десятого класса).

Я часто ходил к нему после обеда отводить душу… Тяжёлые стояли времена… Бросишь вокруг мысленный взор: взяточничество процветает, крепостное право стоит, как скала, казарма на первом плане, суда нет, носятся слухи о закрытии университетов… какая – то туча постоянно висит над всем так называемом литературным ведомством, а тут ещё шипят, расползаются доносы… НУ, вот придёшь на квартиру Белинского, придёт другой. Третий приятель, затеется разговор, и легче станет.

2-ой ведущий.

Вместе с Белинским и близкими ему молодыми писателями Тургенев начинает активно сотрудничать в журнале « Современник», где появляется его небольшой рассказ «Хорь и Калиныч», который явился первой ласточкой в сборнике « Записки охотника». Познакомившись с первыми рассказами из этого сборника, Белинский сразу же отметил их гуманизм и демократичность.

Сцена « В избе лесника» ( из рассказа «Бирюк» )

Со слов «мужик внезапно выпрямился … до слов «затянут тебе глотку, постой!»)

З действующих лица : автор, лесник Фома.

1-ый ведущий.

«Записками охотника» Тургенев продолжал выполнять свою «аннибаловую клятву». Неудивительно поэтому, что для Тургенева дороже всех хвалебных высказываний критики была та огромная признательность, которую выражал автору сам народ.

Обыгрывается сцена « На станции».

Тургенев.

На одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей.

1-ый молодой человек.

Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?

Тургенев – Я.

2– ой молодой человек.

Тот самый, что написал « Записки охотника»?!.

Тургенев – Тот самый.

( молодые люди снимают шапки, кланяются в пояс Тургеневу).

1– ый молодой человек.

Кланяемся вам в знак уважении и благодарности от всего русского народа.

2-ой ведущий.

Итак, отныне и всегда в Тургеневе укрепилось убеждение, что писатель должен быть писателем– гражданином, который считает литературный труд своим главным общественным долгом. Одно за другим появляются в печати произведения писателя с разными темами. Тема любви занимает одно из главных тем. Одно из таких произведений – повесть « Ася». Вот что писал Н. А. Некрасову автор по поводу данной повести:

Тургенев ( говорит ученик, исполняющий роль Тургенева).

«Я очень рад , что повесть « Ася тебе понравилась ; желаю, чтобы и публике она пришлась по вкусу».

Сцена свидания Аси с господином NN из повести « Ася»

( от слов : «Послушайте, если бы я умерла… до слов: «Помилуйте, перед вами все пути открыты. »)

1-ый ведущий.

Прекрасное чувство первой любви показано Тургеневым и в автобиографической повести «Первая любовь».

Чтение наизусть монолога из повести « Первая любовь» .

… «Моя страсть началась с того дня…»

2-ой ведущий.

В июне 1859 года Тургенев начал работать над романом « Накануне», в котором поставил важнейшие вопросы эпохи, пытался показать, кто он – новый герой? Инсаров – патриот своей родины, с честью прошедший испытания любовью.

Сцена из романа « Накануне»

От слов « Настало небольшое молчание» до слов «О Елена! Какие несокрушимые цепи кладет на меня каждое твоё слово». ( глава 28)

1 –ый ведущий.

Отношение Тургенева к революционным демократам и дворянским либералам в период проведения крестьянской реформы наиболее полно выразилось в романе «Отцы и дети». В центре романа, как и в « Накануне», опять образ общественного деятеля.

Тургенев.

Я чувствовал тогда, что народилось что– то новое, я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет,– я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я выбрал последнее».

Сцена из романа «Отцы и дети» (Объяснение Базарова и Одинцовой в доме Одинцовой).

2-ой ведущий.

Базаров – противопоставлен всем действующим лицам романа. Он знает, чего хочет в жизни. Перед нами человек дела. В спорах он всегда победитель, но он одинок. Тургенев очень любил своего героя. В сцене «Смерть Базарова» герой становится ближе читателю, в нём раскрылись романтические черты, которые Базаров никогда не показывал.

Чтение наизусть отрывка от слов « Великодушная… до слов «Дуньте на лампаду, и пусть она погаснет…»

1-ый ведущий.

Появление романа « Отцы и дети» вызвало целую бурю. Созданием этого романа в жизни и творчестве писателя завершился период, в течение которого общение писателя с революционными демократами оказало на него положительное влияние.

2– ой ведущий.

Творческий путь И. С. Тургенева завершился знаменитыми « Стихотворениями в прозе», которые явились итогом многолетних раздумий писателя над человеческой жизнью и жизнью русского народа. В центре многих стихотворений нравственные и морально– этические проблемы.

Чтение наизусть стихотворений в прозе ( 3-4 заранее подготовленные учащиеся)

3. Итог урока. Учитель литературы.

И. С. Тургенев – великий гуманист и патриот своей Родины, которой отдал замечательный талант. Сегодняшний урок– встреча с автором, героями его произведений. Великий сын земли русской, писатель с мировым именем, Тургенев был, есть и будет, пока живы мы, его потомки.

4. Звучит романс «Утро туманное», на экране появляются фотографии Спасского – Лутовинова

«Бежин луг».

Список литературы.

1. Учебник. Литература 10 класс под ред. Курдюмова Т. Ф. Москва

2. Винникова Г. Э. Тургеньев и Россия. изд. «Советская Россия» 1986 г

3. Журнал Литература в школе № 2 2002 г

4. Тургеньев И. С. Сборник произведений. Москва «Художественная литература».

Метки: Литература