Интегрированный урок по литературе и психологии по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе. Тема: «Злободневность звучания комедии в XIX веке и в наше время. Человеческие типы и характеры. »
Интегрированный урок по литературе и психологии по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе. Тема: «Злободневность звучания комедии в XIX веке и в наше время. Человеческие типы и характеры. »
Направленность | Литература, психология | Количество | 21 | Возраст детей | 15-16 | |
Тип | Интегрированный психолого-литературный урок | Место проведения | Кабинет литературы | |||
Задачи | Проследить, как общепринятые нормы поведения и представления о карьерном росте влияют на становление характера. Отследить взаимосвязь развития характера и личности. Продолжить формировать навыки анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы. | |||||
Результат | Обобщить знания детей о характере, выделяя его характерные черты. На примере героев комедии выстроить галерею характеров, в которых отразилась грибоедовская эпоха. Подвести к мысли, что комедия, злободневная для первых десятилетий XIX века, сохранила свое значение и в наши дни. Межпредметная связь: литература и психология. | |||||
Ресурсы | Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума, высказывания великих людей о характере, пословицы и поговорки о характере, презентация к уроку, таблицы на каждого ученика. | |||||
Вступление: вводная беседа – связь произведения с высказываниями, помещенными на доске. Актуальность и злободневность комедии в наши дни. Подведение учащихся к формулировке темы урока. Основная часть:Эпиграф «Портреты и только портреты входят в состав комедии, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий». – так писал Грибоедов о своей комедии в 1825 году. А один из современников Грибоедова сказал об этой комедии так: «Эта комедия – толпа характеров, обрисованных смело и резко, живая картина московских нравов…» Стимуляция самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы. Обобщение психологом знаний детей о характере человека. Знакомство с основными группами черт характера на примере героев комедии. Вывод: Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает образ его действий. Работа с таблицами – составление социально-психологической характеристики персонажей по схеме (афоризм-герой-черты характера). Вывод: Характер проявляется в том, что человек делает и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Но не будем забывать о том, что герои нашей пьесы живут по общепринятым нормам поведения и представлениям о карьерном росте. Учитель: – Ребята, что мешает Чацкому приспособиться к нравам московского общества? (ответы детей) – Правильно, если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценность человека видит в его личных достоинствах. Он в силу своего темперамента, своего характера резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства того времени. Заключительная часть:Задача: Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом особенностей характера человека. Психолог: Комедия «Горе от ума» представила галерею характеров, в которых отразилась грибоедовская эпоха. Но характеры тех героев узнаются и в сегодняшнем современном нам обществе. – Какой вывод можно сделать из этого? (ответы детей: – Грибоедовская комедия злободневна сегодня, ведь проблемы, поднятые, драматургом в XIX веке имеют место и в нашем обществе. – Проблемы нравственности всегда актуальны. – Такие качества человека, как порядочность, совестливость, честность и наоборот, безнравственность, приспособленчество, эгоизм легко узнаются и в современном человеке). Учитель: «Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награждения брать, и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать… до тех пор, конечно, будут мелькать черты Фамусовых, Молчалиных и др…» Рефлексия: (для каждого ученика) – Что нового для себя вы взяли сегодня с интегрированного урока? Был ли он интересен для вас? – Как вы считаете, можно ли воспитать в себе определенные черты характера? – Всегда ли нужно приспосабливаться для достижения своих целей? |
||||||
Интернет-ресурсы:
|
Метки: Литература