Педагогическая мастерская "Перекресток" (Один из мотивов творчества М. Цветаевой) 11 кл
Педагогическая мастерская "Перекресток" (Один из мотивов творчества М. Цветаевой) 11 кл
Цель:
– помочь учащимся увидеть исключительность чувств лирической героини цветаевской лирики и в то же время органическую связь ее с философией любви начала 20 века;
– побудить к поисковой деятельности, позволяющей учащимся продуктивно и
эмоционально выстраивать свои знания о Поэте и его Мире на основе совместного поиска и творческого диалога;
– содействовать созданию условий для творческого состояния ума и души, результатом которого будет индивидуальный текст, отображающий степень глубины и полноты открытого и пережитого на мастерской.
Содержание.
1. Индуктор
Приложение 1
Прочтите мысли великих русских философов начала 20 века о любви. Поделитесь, какая из них поразила вас или показалась вам интересной? Почему?
. . . Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь. . .
Н. Бердяев
. . . Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины. . .
П. Флоренский
. . . Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. . .
В. Соловьев
В русской литературе в высшей степени развиты превращенные формы Эроса, где он выступает как Эрос сердца и Духа.
Сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосуществленной любви.
Жизнь разводит влюбленных для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец вся необъятная Русь, перекрестными скитаниями рассеянных по ней существ, чтобы, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке.
Вся Русь — распростертый океан любви. Недаром в русском языке самое любовное слово — это не «дорогая» и не «любимая», а «родная», «родненький», т. е. русская любовь между мужчиной и женщиной той же природы, что и любовь к Родине.
Русская любовь – это взаимное истязание, страдание, и в нем – наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа.
(Г. Гачев, современный русский литературовед и философ)
– Афиширование (инд. )
2. Работа с отрывками из писем Марины Цветаевой:
– О Марине Цветаевой одна её современница (И. Кудрова) говорила:
«…Об этой своей особенности Цветаева знала, как знают о своем даре медиумы или о своем уродстве калеки. Временами им хочется пожить «как все», но увы! – их желания мало».
– Социализация.
РАЗРЫВ. Предположите, о какой особенности идет речь.
Возможно, что-то подскажут эти отрывки из её писем. Перечитайте их и обсудите в группе, как аргументировать ваши предположения.
Приложение 2
* Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер, – нет! весь Север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя.
* Вы действительно дитя мое через боль. Ни на одно из своих писем последних я не получила ответа. Станьте на секунду мной и поймите: ни строки, ни слова, целый месяц, день за днем, час за часом. . .
* В начале это был сплошной оправдательный акт: невинен, невинен, невинен, это злое чудо, знаю, ручаюсь, верю! Дождусь. Дорвусь. Завтра. Но завтра приходило, письма не было, и ещё завтра, и ещё, и ещё. . .
* О, много было мыслей, возгласов, чувств. И такая боль потери, такая горечь за живую мою душу, такая обида, что – не будь стихи! – я бы бросилась к первому встречному: забыться, загасить, замыть.
* . . . Друг, я не маленькая девочка, больно жгла, обжигалась, больно горела, страдала – все было! – но ТАК разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия – о стену! — никогда. Я оборвалась с Вас, как с горы.
– Афиширование (представление мнения группы)
3. Работа со словарной статьей и худ. текстом
Перед вами словарная статья из энциклопедии «Мифы народов мира» Приложение 3 – внимательно её прочтите. Это поможет вам в следующем задании.
(пауза)
Деконструкция и реконструкция.
– Познакомьтесь с этим ст-ем Марины Цветаевой. Приложение 4.
Найдите в нем два противоположных мира (антонимы и противопоставления). Слова, означающие один мир, выпишите в правый столбик; другой мир – в левый. Попробуйте дать им названия. Обсудите в группе.
Подумайте, какой из этих миров – по-настоящему цветаевский… Почему?
Мир …. . Мир …
Приложение 4.
Психея («психэ» с греческого «душа», «дыхание») – в греческой мифологии олицетворение Души. Представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. С помощью Зефира Амур (у греков – Эрот, или Эрос) получил в жёны царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горячего масла, упавшей на нежную кожу Амура.
Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной.
Из цикла «Психея».
1.
Не самозванка – я пришла домой,
И не служанка – мне не надо хлеба.
Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
– Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?
– Я ласточка твоя – Психея!…
2.
На тебе, ласковый мой, лохмотья,
Бывшие некогда нежной плотью.
Всё истрепала, изорвала, –
Только осталось что два крыла.
Одень меня в своё великолепье,
Помилуй и спаси.
А бедные истлевшие отрепья –
Ты в ризницу снеси.
13 мая 1918
– Афиширование (мнение группы)
4. Социализация.
Обсудите, можно ли теперь дополнительно предположить, о какой своей особенности знала Марина Цветаева.
– Мнение группы.
5. Деконструкция.
Приложение 5.
Теперь прошу внимательно перечитать отрывок из её знаменитого и любимого многими её современниками произведения «Поэма конца».
Выпишите все определения (формулы) любви, которые дает в ней лирическая героиня. Кратко изложите свое понимание этой формулы.
Представьте мнение группы.
Приложение 5.
Движенье губ ловлю.
И знаю – не скажет первым.
— Не любите? – Нет, люблю.
— Не любите! – Но истерзан,
Но выпит, но изведен.
(Орлом озирая местность):
— Помилуйте, это – дом?
— Дом – в сердце моем. – Словесность!
Любовь – это плоть и кровь
Цвет, собственной кровью полит
Вы думаете, любовь –
Беседовать через столик?
Часочек – и по домам?
Как те господа и дамы?
Любовь, это значит. . .
— Храм?
Дитя, замените шрамом
— На шраме! – Под взглядом слуг
— И бражников? (Я, без звука:
— «Любовь – это значит лук
— Натянутый: лук: разлука»)
— Любовь, это значит – связь.
Все врозь у нас: рты и жизни. . .
– Афиширование мнения группы
Мастер пишет коротко на доске.
(Возможные ответы:
1 . «Любовь – это плоть и Кровь». Кровь как жертва. Символ Духа. Плоть и Душа – любовь. Следующая строка подтверждает: «Цвет, собственной Кровью полит». По теории Л. В. Зубовой, «цвет крови— воплощенное страдание»4. Может ли плоть страдать? От любви страдает душа.
2. «Любовь. . . шрам на шраме» Предельная боль, одна на другой. (Вспомним, как в ранней лирике: «Гляжу на след ножовый. // Успеет ли зажить // До первого живого, // Который скажет: "Пить"?»). Сердце превращается в сплошной шрам, «ножовый след», рану.
3. «Любовь – это значит лук // Натянутый: лук: разлука». Когда натягивают лук – его концы приближаются друг к другу, но не встречаются. «Лук» и «разлука» – этимологические родственные слова («невстреча»). По мнению ДВ. Зубовой, двоеточие «указывает на логическую связь понятий».
4. «Любовь, это значит – связь». Духовная и телесная («все врозь у нас: рты и жизни»). Невозможность связи, рок)
5. Выделите ту формулу, которая вам понятнее и ближе. Выпишите ее на отдельный листок. Это – тема вашего небольшого эссе.
6. Афиширование (несколько работ – по желанию). Остальные прошу дать почитать.
Рефлексия (на доске):
– Почему наша мастерская названа «Перекресток»?
– Продолжите фразу «На этой мастерской мне удалось…. »
Метки: Литература