Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Педагогическая мастерская "Перекресток" (Один из мотивов творчества М. Цветаевой) 11 кл

Педагогическая мастерская "Перекресток" (Один из мотивов творчества М. Цветаевой) 11 кл

Цель:

– помочь учащимся увидеть исключительность чувств лирической героини цветаевской лирики и в то же время органическую связь ее с философией любви начала 20 века;

– побудить к поисковой деятельности, позволяющей учащимся продуктивно и

эмоционально выстраивать свои знания о Поэте и его Мире на основе совместного поиска и творческого диалога;

– содействовать созданию условий для творческого состояния ума и души, результатом которого будет индивидуальный текст, отображающий степень глубины и полноты открытого и пережитого на мастерской.

Содержание.

1. Индуктор

Приложение 1

Прочтите мысли великих русских философов начала 20 века о любви. Поделитесь, какая из них поразила вас или показалась вам интересной? Почему?

. . . Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение по­лучает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и погло­щающий. Всякое творчество есть любовь. . .

Н. Бердяев

. . . Любовь открывает для человека новые возможности, просвет­ляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины. . .

П. Флоренский

. . . Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. . .

В. Соловьев

В русской литературе в высшей степени развиты превращенные формы Эроса, где он выступает как Эрос сердца и Духа.

Сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосу­ществленной любви.

Жизнь разводит влюбленных для того, чтобы усиливались духов­ные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец вся не­объятная Русь, перекрестными скитаниями рассеянных по ней существ, чтобы, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в раз­луке.

Вся Русь распростертый океан любви. Недаром в русском язы­ке самое любовное слово это не «дорогая» и не «любимая», а «родная», «родненький», т. е. русская любовь между мужчиной и женщиной той же природы, что и любовь к Родине.

Русская любовь – это взаимное истязание, страдание, и в нем – наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа.

(Г. Гачев, современный русский литературовед и философ)

Афиширование (инд. )

2. Работа с отрывками из писем Марины Цветаевой:

– О Марине Цветаевой одна её современница (И. Кудрова) говорила:

«…Об этой своей особенности Цветаева знала, как знают о своем даре медиумы или о своем уродстве калеки. Временами им хочется пожить «как все», но увы! – их желания мало».

Социализация.

РАЗРЫВ. Предположите, о какой особенности идет речь.

Возможно, что-то подскажут эти отрывки из её писем. Перечитайте их и обсудите в группе, как аргументировать ваши предположения.

Приложение 2

* Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигал­ся дождь. И приняла в свои объятия весь ветер, – нет! весь Се­вер. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя.

* Вы действительно дитя мое через боль. Ни на одно из своих писем последних я не получила ответа. Станьте на секунду мной и пой­мите: ни строки, ни слова, целый месяц, день за днем, час за часом. . .

* В начале это был сплошной оправдательный акт: невинен, неви­нен, невинен, это злое чудо, знаю, ручаюсь, верю! Дождусь. Дор­вусь. Завтра. Но завтра приходило, письма не было, и ещё завтра, и ещё, и ещё. . .

* О, много было мыслей, возгласов, чувств. И такая боль потери, такая горечь за живую мою душу, такая обида, что – не будь стихи! – я бы бросилась к первому встречному: забыться, зага­сить, замыть.

* . . . Друг, я не маленькая девочка, больно жгла, обжигалась, больно горела, страдала – все было! – но ТАК разбиваться, как я разби­лась о Вас, всем размахом доверия – о стену! никогда. Я обор­валась с Вас, как с горы.

Афиширование (представление мнения группы)

3. Работа со словарной статьей и худ. текстом

Перед вами словарная статья из энциклопедии «Мифы народов мира» Приложение 3 – внимательно её прочтите. Это поможет вам в следующем задании.

(пауза)

Деконструкция и реконструкция.

– Познакомьтесь с этим ст-ем Марины Цветаевой. Приложение 4.

Найдите в нем два противоположных мира (антонимы и противопоставления). Слова, означающие один мир, выпишите в правый столбик; другой мир – в левый. Попробуйте дать им названия. Обсудите в группе.

Подумайте, какой из этих миров – по-настоящему цветаевский… Почему?

Мир …. . Мир …

Приложение 4.

Психея («психэ» с греческого «душа», «дыхание») – в греческой мифологии олицетворение Души. Представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. С помощью Зефира Амур (у греков – Эрот, или Эрос) получил в жёны царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горячего масла, упавшей на нежную кожу Амура.

Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной.

Из цикла «Психея».

1.

Не самозванка – я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твое седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

– Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?

– Я ласточка твоя – Психея!…

2.

На тебе, ласковый мой, лохмотья,

Бывшие некогда нежной плотью.

Всё истрепала, изорвала, –

Только осталось что два крыла.

Одень меня в своё великолепье,

Помилуй и спаси.

А бедные истлевшие отрепья –

Ты в ризницу снеси.

13 мая 1918

– Афиширование (мнение группы)

4. Социализация.

Обсудите, можно ли теперь дополнительно предположить, о какой своей особенности знала Марина Цветаева.

– Мнение группы.

5. Деконструкция.

Приложение 5.

Теперь прошу внимательно перечитать отрывок из её знаменитого и любимого многими её современниками произведения «Поэма конца».

Выпишите все определения (формулы) любви, которые дает в ней лирическая героиня. Кратко изложите свое понимание этой формулы.

Представьте мнение группы.

Приложение 5.

Движенье губ ловлю.

И знаю – не скажет первым.

— Не любите? – Нет, люблю.

Не любите! – Но истерзан,

Но выпит, но изведен.

(Орлом озирая местность):

— Помилуйте, это – дом?

Дом – в сердце моем. – Словесность!

Любовь – это плоть и кровь

Цвет, собственной кровью полит

Вы думаете, любовь –

Беседовать через столик?

Часочек – и по домам?

Как те господа и дамы?

Любовь, это значит. . .

Храм?

Дитя, замените шрамом

На шраме! – Под взглядом слуг

И бражников? (Я, без звука:

«Любовь – это значит лук

Натянутый: лук: разлука»)

Любовь, это значит – связь.

Все врозь у нас: рты и жизни. . .

– Афиширование мнения группы

Мастер пишет коротко на доске.

(Возможные ответы:

1 . «Любовь – это плоть и Кровь». Кровь как жертва. Символ Ду­ха. Плоть и Душа – любовь. Следующая строка подтвержда­ет: «Цвет, собственной Кровью полит». По теории Л. В. Зубо­вой, «цвет крови— воплощенное страдание»4. Может ли плоть страдать? От любви страдает душа.

2. «Любовь. . . шрам на шраме» Предельная боль, одна на другой. (Вспомним, как в ранней лирике: «Гляжу на след ножовый. // Успеет ли зажить // До первого живого, // Который скажет: "Пить"?»). Сердце превращается в сплошной шрам, «ножовый след», рану.

3. «Любовь – это значит лук // Натянутый: лук: разлука». Когда натягивают лук – его концы приближаются друг к другу, но не встречаются. «Лук» и «разлука» – этимологические родст­венные слова («невстреча»). По мнению ДВ. Зубовой, двоето­чие «указывает на логическую связь понятий».

4. «Любовь, это значит – связь». Духовная и телесная («все врозь у нас: рты и жизни»). Невозможность связи, рок)

5. Выделите ту формулу, которая вам понятнее и ближе. Выпишите ее на отдельный листок. Это – тема вашего небольшого эссе.

6. Афиширование (несколько работ – по желанию). Остальные прошу дать почитать.

Рефлексия (на доске):

Почему наша мастерская названа «Перекресток»?

Продолжите фразу «На этой мастерской мне удалось…. »

Метки: Литература