"Уж сколько раз твердили миру. . . или Еще один вариант работы с басней"
"Уж сколько раз твердили миру. . . или Еще один вариант работы с басней"
Предмет (направленность): литература
Возраст детей: 5-6 классы.
Место проведения: класс
Знакомство с таким жанром, как басня, предусмотрено по линейной программе в пятом классе, по концентрической (в частности по программе Кутузова А. Г. ) – в шестом. В том и другом случае программой предусмотрено в лучшем случаи два часа. Если учесть, что в дальнейшем ни к биографии И. А. Крылова (а именно его басни предлагается изучать, заучивать наизусть, правда с опорой на басни Эзопа и Лафонтена), ни к самим басням обращения уже не будет (в лучшем случае – к одной-двум), то такого количества явно не достаточно. Следовательно, надо максимально рационально его использовать. Вариантов здесь может быть множество. Один из них я и предлагаю.
Использую на всю тему 3 – 4 часа, распределяя их следующим образом:
1 урок (за счет уроков развития речи) – подготовка к восприятию басни как жанра.
2 – 3 урок (за счет изучения нового материала) – отработка особенности басни как литературного жанра; здесь лучше использовать технологию КСО.
4 урок (за счет уроков внеклассного чтения) – творческая мастерская – на основе домашнего задания после первого и второго – третьего уроков.
Урок №1
Тема. Особенности басни как литературного жанра.
Цели: 1. Актуализировать знания, полученные в начальной школе.
2. Формировать умения выделять, различать, находить басню среди других жанров
литературы.
3. Воздействовать на эмоции детей с целью раскрытия творческого потенциала
каждого; вызвать интерес к басне.
Информация к уроку.
1. Время проведения – 40 – 45 минут (урок).
2. Оборудование: доска, которая заполняется материалом по ходу урока.
3. Набор для каждого ученика (раздаточный материал: высказывания Н. Гоголя и В. Белинского о баснях И. А. Крылова, словарные статьи о басне; басня С. Михалкова «Грибы» с иллюстрацией для последующей работы; лист с вариантами домашнего задания).
4. У учителя: раздаточный материал для индивидуальной и парной работы учащихся; материал, который постепенно появляется на доске; набор материалов, аналогичный ученическому.
5. В начале урока участвуют Маша и Сережа – герои учебной хрестоматии под редакцией Кутузова А. Г. (или заранее подготовленные дети, или куклы в руках учителя, или просто сам учитель говорит от имени Маши и Серёжи, или видеозапись ситуации…).
Ход урока.
Первый этап. Организация класса.
До урока – раздать набор материалов, предназначенный каждому ученику.
На уроке – а) физминутка с чистоговоркой с целью концентрации внимания на урок,
например: Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха Кусь, кусь, кусь, кусь… – Никого я не боюсь!
б) речевая гимнастика со скороговорками или чистоговорками со сменой темпа и громкости звучания,
например: 1) Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
2)Шла Саша по шоссе
И сосала сушки.
Второй этап. Работа по теме урока.
1. Выход на тему.
Учитель. Ребята, недавно, когда Маша болела, а Сережа пришел ее навестить, между ними произошел такой диалог. Вы его внимательно послушайте, не услышит ли кто в их речи поговорок.
Сережа. Привет, Машка! Пока ты тут болеешь, я без тебя, сам, за один вечер все творческие работы выполнил, все стихи выучил…
Маша. Хватит мне басни рассказывать, словно я тебя не знаю. Сам… За один вечер…
Сережа. Ну вот, опять не веришь. А я к тебе, между прочим, прямо из школы, голодный. Чаем–то хоть напои меня.
Маша. И то правда. Соловья баснями не кормят. Пойдем на кухню. Там, кроме чая, знаменитые бабушкины пирожки с капустой есть.
Ученики вместе с учителем выясняют, что в диалоге были две поговорки: соловья баснями не кормят и хватит басни рассказывать; работают над их смыслом (1 – нечего вести пустые разговоры; 2 – говорить неправду) и находят в каждой ключевое слово – басня.
Учитель помещает это слово на доске и сообщает, что именно о басне и будет идти речь на уроке, определяет задачи урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
– Беседа о том, что и откуда детям известно о басне.
– Подтверждение знаний через творческие работы (работа в парах, работает весь класс):
3–5 пар собирают разрезанную иллюстрацию; находят к ней название, подходящие слова – они на столе учителя (см. Приложение №1), закрепляют все на доске;
1 ряд – пары собирают рассыпавшиеся высказывания (см. Приложение №2);
2 ряд – пары выполняет задание «ход конем», записывают мораль из басни «Лебедь, Рак и Щука» (см. Приложение №3);
3 ряд – пары вставляет выпавшие слова из текста басен (см. Приложение №4).
Выполнение всех заданий проверяется по ходу урока.
– Совместная проверка выполненных работ:
a) с иллюстрациями (обычно выполняется правильно, т. к. басни берутся детям известные); сразу пишется имя художников–иллюстраторов Н. Строганова и М. Алексеева;
b) «ход конем» – сразу дается настрой на совместную работу, т. к. прочитанная ходом коня мораль такова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»;
c) выясняется, кто автор басен, с которыми работали ребята (И. А. Крылов, портрет писателя закрепляется на доске);
– Инсценирование басни «Ворона и лисица»:
d) выяснение, опираясь на иллюстрации, кто действует в баснях (звери);
e) на какой жанр фольклора похожа басня (на сказку о животных);
f) можно ли сказку, а следовательно, и басню проинсценировать (можно);
g) инсценирование: 3 пары, учитель выразительно читает (задача детей–актеров передать свое понимание характеров персонажей; детей–зрителей – увидеть разницу в игре и объяснить ее причину);
h) выслушивание гипотез после просмотра сценок (итог: инсценировать можно по–разному);
i) вопрос: почему? (вариант ответа: каждый идёт от себя, от своего понимания и т. д. ).
3. Работа с иллюстрациями.
– На доске помещаются иллюстрации еще одного художника – Е. Рачёва.
– Учитель задает вопросы:
а) есть ли сходство в иллюстрациях (есть – и там и там изображены животные;
b) есть ли различие (есть: у Алексеева и Строганова – звери как звери, у Рачёва – как люди);
c) как догадались, почему? о чем это говорит? (по одежде; за животными, как в сказке, – люди: лиса – хитрая, волк – злой, жадный; муравей – трудолюбивый, стрекоза – барыня, белоручка и т. д. ).
– Работа учеников с высказываниями о баснях Крылова (см. Приложение №5):
a) чтение высказывания про себя и вслух;
b) высказывание мнений, подтверждают ли они их собственные выводы, что в баснях действуют не звери, а люди;
c) учитель обращает внимание на высказывание о том, что в «басне всем есть уроки», задает вопрос: а где в басне этот «урок» расположен (в морали – перед основным действием или после него);
d) проверка работы, которую выполняли в начале урока с выпавшими словами (слова вставили не все – это будет одно из домашних заданий).
– Самостоятельное формирование понятия «басня» – проверка задания «собери высказывания» (закрепление его на доске).
4. Работа со словарем (см. Приложение №6).
– Чтение словарных статей (одной – двух);
– Обращается внимание на словарную статью из Этимологического словаря Фасмера, акцент на значение слова баять– лечить;
– Чем и что лечат (лекарствами, болезни, например, грипп, ангину…);
– От чего тогда лечит басня (от пороков – лени, глупости, безделья, вранья…)
– Вопросы учителя к детям: излечился ли человек от болезней–пороков к XXI веку? (нет), нужна ли басня сейчас? (нужна).
5. Работа с басней С. Михалкова (см. Приложение №7).
– Учитель выясняет, знают ли ребята кого–либо из баснописцев XX века (чаще – не знают, тогда учитель сам говорит о С. Михалкове, закрепляет его портрет на доске);
– Возвращает ребят к одному из высказываний Н. Гоголя (в нем басня названа притчей), выясняет с ребятами, что такое притча, чем похожа на басню и чем отличается (нет морали);
– Предлагает прочитать притчу С. Михалкова «Грибы» сначала про себя, потом выразительно вслух;
– Работает с детьми по вопросам:
a) о людях или о грибах басня? (гипотезы разные);
b) какие слова подтверждают мысль, что речь идет о людях? («нахальный вид», «белый гриб молчал» и др. );
– Организует работу с иллюстрациями:
c) рассмотрение прямой: два гриба – мухомор во всей красе и белый, незаметный под ветками (см. Приложение №8);
d) дорисовывание на уровне понимания смысла басни иллюстрации, предложенной учителем – у учителя два варианта, после того, как работа закончена детьми, они закрепляются на доске, т. к. у детей оба варианта есть всегда (см. Приложение №9);
– Беседует с детьми о неоднозначном понимании морали басни–притчи (у каждого мораль своя), когда одних действительно привлекает все яркое, броское внешне, а других – красота внутренняя.
Третий этап. Завершающая беседа с классом:
– Вызвали ли басни интерес, захотелось ли еще их почитать?
– Извлекли ли для себя какие–то уроки из прочитанных басен?
– Захотелось ли выполнить творческое задание по басням? и т. д.
Четвёртый этап. Домашнее задание (см. Приложение №10).
Домашнее задание носит в основном творческий характер. Его можно дать по ходу урока, завершая каждый этап. Заданий много, они разноуровневые, их можно выполнять:
– по желанию;
– индивидуально;
– в паре или группе;
– вместе с родителями.
Если есть 1–2 минуты, в конце урока дать слово библиотекарю, обратив внимание на книги с баснями, которые выставлены на демонстрационной доске.
Ко 2–3 (сдвоенному уроку) ученики приносят рабочие тетради, учебники; учитель готовит карточки–задания для групповой работы по технологии КСО.
Приложения.
№1 Собери рассыпавшееся высказывание:
рассказ, это, истинных, басня, об, вымышленный, событиях
№2
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
2. У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим.
3. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
4. Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
5. Не попусту в народе говорится:
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
№3
«Ход конем»
Прочесть слова поможет шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, ходом шахматного коня можно прочитать мораль к одной из басен И. А. Крылова.
дело | не | лад |
на | в | не |
согласье | их | , |
Когда | пойдет | товарищах |
№4
Вставьте слова, пропущенные в пословицах, поговорках, афоризмах из басен И. А. Крылова
1. А ларчик ……. открывался.
2. У …. . всегда бессильный ………
3. Ай, Моська! Знать она ………. ,
Что лает на слона!
4. Услужливый дурак ……… врага.
5. ………я и не приметил. 6. Не лучше ль ………, кума, оборотиться? 7. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на …… лапках ходят! 8. Кукушка хвалит Петуха за то, что ……. . он Кукушку.
|
№5
« … и в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. » В. Г. Белинский
«Звери у него мыслят и поступают по-русски… Кроме верного звериного сходства, которые у него до того сильно, что не только лисица, медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себе еще и русскую природу… Всюду у него Русь и пахнет Русью. » Н. В. Гоголь
«Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа… В книге всем есть уроки…» Н. В. Гоголь
№6
Словарь русского языка.
(С. И. Ожегов)
Басня – краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
Толковый словарь живого великорусского языка.
(В. Даль)
Баснь или басня – 1. Вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца.
2. Иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка…
Этимологический словарь русского языка.
(Макс Фасмер)
Басня – стихотворение. Производное от (баять).
Баять – говорить, рассказывать, заговаривать, лечить.
№7
Грибы
С. Михалков
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
-Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
Как я красив! Красив и ядовит! –
№9
|
А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.
И потому его никто не замечал…
Задание на дом.
1. Прочитай басни любого писателя-баснописца, книги которого есть в школьной, домашней или любой другой библиотеке.
2. Выбери наиболее понравившуюся басню, подготовься прочитать ее выразительно.
3. Выполни любое творческое задание:
– напиши (или нарисуй) мораль к басне С. Михалкова
«Не стоит благодарности» или «Почему мыши котов не обижают» (можно вместе с родителями);
– составь кроссворд по прочитанным басням;
– закончи работы, начатые в классе;
– вылепи персонажи басен из глины, теста, пластилина;
– найди общее и различное между басней и сказкой, басней и притчей; наблюдения и выводы запиши в тетрадь;
– если сможешь, подбери музыкальное выражение персонажей басен;
– найди общее и различное между персонажами басен И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и «Муха и Пчела» С. Михалкова;
– «одень» персонажей басен (одной или нескольких) в современную одежду;
– проинсценируй с друзьями любую басню;
– придумай своё задание и выполни его.
Метки: Литература