Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

"Уж сколько раз твердили миру. . . или Еще один вариант работы с басней"

"Уж сколько раз твердили миру. . . или Еще один вариант работы с басней"

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 5-6 классы.

Место проведения: класс

Знакомство с таким жанром, как басня, предусмотрено по линейной программе в пятом классе, по концентрической (в частности по программе Кутузова А. Г. ) – в шестом. В том и другом случае программой предусмотрено в лучшем случаи два часа. Если учесть, что в дальнейшем ни к биографии И. А. Крылова (а именно его басни предлагается изучать, заучивать наизусть, правда с опорой на басни Эзопа и Лафонтена), ни к самим басням обращения уже не будет (в лучшем случае – к одной-двум), то такого количества явно не достаточно. Следовательно, надо максимально рационально его использовать. Вариантов здесь может быть множество. Один из них я и предлагаю.

Использую на всю тему 3 – 4 часа, распределяя их следующим образом:

1 урок (за счет уроков развития речи) – подготовка к восприятию басни как жанра.

2 – 3 урок (за счет изучения нового материала) – отработка особенности басни как литературного жанра; здесь лучше использовать технологию КСО.

4 урок (за счет уроков внеклассного чтения) – творческая мастерская – на основе домашнего задания после первого и второго – третьего уроков.

Урок №1

Тема. Особенности басни как литературного жанра.

Цели: 1. Актуализировать знания, полученные в начальной школе.

2. Формировать умения выделять, различать, находить басню среди других жанров

литературы.

3. Воздействовать на эмоции детей с целью раскрытия творческого потенциала

каждого; вызвать интерес к басне.

Информация к уроку.

1. Время проведения – 40 – 45 минут (урок).

2. Оборудование: доска, которая заполняется материалом по ходу урока.

3. Набор для каждого ученика (раздаточный материал: высказывания Н. Гоголя и В. Белинского о баснях И. А. Крылова, словарные статьи о басне; басня С. Михалкова «Грибы» с иллюстрацией для последующей работы; лист с вариантами домашнего задания).

4. У учителя: раздаточный материал для индивидуальной и парной работы учащихся; материал, который постепенно появляется на доске; набор материалов, аналогичный ученическому.

5. В начале урока участвуют Маша и Сережа – герои учебной хрестоматии под редакцией Кутузова А. Г. (или заранее подготовленные дети, или куклы в руках учителя, или просто сам учитель говорит от имени Маши и Серёжи, или видеозапись ситуации…).

Ход урока.

Первый этап. Организация класса.

До урока – раздать набор материалов, предназначенный каждому ученику.

На уроке – а) физминутка с чистоговоркой с целью концентрации внимания на урок,

например: Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха Кусь, кусь, кусь, кусь… – Никого я не боюсь!

б) речевая гимнастика со скороговорками или чистоговорками со сменой темпа и громкости звучания,

например: 1) Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

2)Шла Саша по шоссе

И сосала сушки.

Второй этап. Работа по теме урока.

1. Выход на тему.

Учитель. Ребята, недавно, когда Маша болела, а Сережа пришел ее навестить, между ними произошел такой диалог. Вы его внимательно послушайте, не услышит ли кто в их речи поговорок.

Сережа. Привет, Машка! Пока ты тут болеешь, я без тебя, сам, за один вечер все творческие работы выполнил, все стихи выучил…

Маша. Хватит мне басни рассказывать, словно я тебя не знаю. Сам… За один вечер…

Сережа. Ну вот, опять не веришь. А я к тебе, между прочим, прямо из школы, голодный. Чаем–то хоть напои меня.

Маша. И то правда. Соловья баснями не кормят. Пойдем на кухню. Там, кроме чая, знаменитые бабушкины пирожки с капустой есть.

Ученики вместе с учителем выясняют, что в диалоге были две поговорки: соловья баснями не кормят и хватит басни рассказывать; работают над их смыслом (1 – нечего вести пустые разговоры; 2 – говорить неправду) и находят в каждой ключевое слово – басня.

Учитель помещает это слово на доске и сообщает, что именно о басне и будет идти речь на уроке, определяет задачи урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

– Беседа о том, что и откуда детям известно о басне.

– Подтверждение знаний через творческие работы (работа в парах, работает весь класс):

3–5 пар собирают разрезанную иллюстрацию; находят к ней название, подходящие слова – они на столе учителя (см. Приложение №1), закрепляют все на доске;

1 ряд – пары собирают рассыпавшиеся высказывания (см. Приложение №2);

2 ряд – пары выполняет задание «ход конем», записывают мораль из басни «Лебедь, Рак и Щука» (см. Приложение №3);

3 ряд – пары вставляет выпавшие слова из текста басен (см. Приложение №4).

Выполнение всех заданий проверяется по ходу урока.

– Совместная проверка выполненных работ:

a) с иллюстрациями (обычно выполняется правильно, т. к. басни берутся детям известные); сразу пишется имя художников–иллюстраторов Н. Строганова и М. Алексеева;

b) «ход конем» – сразу дается настрой на совместную работу, т. к. прочитанная ходом коня мораль такова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»;

c) выясняется, кто автор басен, с которыми работали ребята (И. А. Крылов, портрет писателя закрепляется на доске);

– Инсценирование басни «Ворона и лисица»:

d) выяснение, опираясь на иллюстрации, кто действует в баснях (звери);

e) на какой жанр фольклора похожа басня (на сказку о животных);

f) можно ли сказку, а следовательно, и басню проинсценировать (можно);

g) инсценирование: 3 пары, учитель выразительно читает (задача детей–актеров передать свое понимание характеров персонажей; детей–зрителей – увидеть разницу в игре и объяснить ее причину);

h) выслушивание гипотез после просмотра сценок (итог: инсценировать можно по–разному);

i) вопрос: почему? (вариант ответа: каждый идёт от себя, от своего понимания и т. д. ).

3. Работа с иллюстрациями.

– На доске помещаются иллюстрации еще одного художника – Е. Рачёва.

– Учитель задает вопросы:

а) есть ли сходство в иллюстрациях (есть – и там и там изображены животные;

b) есть ли различие (есть: у Алексеева и Строганова – звери как звери, у Рачёва – как люди);

c) как догадались, почему? о чем это говорит? (по одежде; за животными, как в сказке, – люди: лиса – хитрая, волк – злой, жадный; муравей – трудолюбивый, стрекоза – барыня, белоручка и т. д. ).

– Работа учеников с высказываниями о баснях Крылова (см. Приложение №5):

a) чтение высказывания про себя и вслух;

b) высказывание мнений, подтверждают ли они их собственные выводы, что в баснях действуют не звери, а люди;

c) учитель обращает внимание на высказывание о том, что в «басне всем есть уроки», задает вопрос: а где в басне этот «урок» расположен (в морали – перед основным действием или после него);

d) проверка работы, которую выполняли в начале урока с выпавшими словами (слова вставили не все – это будет одно из домашних заданий).

– Самостоятельное формирование понятия «басня» – проверка задания «собери высказывания» (закрепление его на доске).

4. Работа со словарем (см. Приложение №6).

– Чтение словарных статей (одной – двух);

– Обращается внимание на словарную статью из Этимологического словаря Фасмера, акцент на значение слова баять– лечить;

– Чем и что лечат (лекарствами, болезни, например, грипп, ангину…);

– От чего тогда лечит басня (от пороков – лени, глупости, безделья, вранья…)

– Вопросы учителя к детям: излечился ли человек от болезней–пороков к XXI веку? (нет), нужна ли басня сейчас? (нужна).

5. Работа с басней С. Михалкова (см. Приложение №7).

– Учитель выясняет, знают ли ребята кого–либо из баснописцев XX века (чаще – не знают, тогда учитель сам говорит о С. Михалкове, закрепляет его портрет на доске);

– Возвращает ребят к одному из высказываний Н. Гоголя (в нем басня названа притчей), выясняет с ребятами, что такое притча, чем похожа на басню и чем отличается (нет морали);

– Предлагает прочитать притчу С. Михалкова «Грибы» сначала про себя, потом выразительно вслух;

– Работает с детьми по вопросам:

a) о людях или о грибах басня? (гипотезы разные);

b) какие слова подтверждают мысль, что речь идет о людях? («нахальный вид», «белый гриб молчал» и др. );

– Организует работу с иллюстрациями:

c) рассмотрение прямой: два гриба – мухомор во всей красе и белый, незаметный под ветками (см. Приложение №8);

d) дорисовывание на уровне понимания смысла басни иллюстрации, предложенной учителем – у учителя два варианта, после того, как работа закончена детьми, они закрепляются на доске, т. к. у детей оба варианта есть всегда (см. Приложение №9);

– Беседует с детьми о неоднозначном понимании морали басни–притчи (у каждого мораль своя), когда одних действительно привлекает все яркое, броское внешне, а других – красота внутренняя.

Третий этап. Завершающая беседа с классом:

– Вызвали ли басни интерес, захотелось ли еще их почитать?

– Извлекли ли для себя какие–то уроки из прочитанных басен?

– Захотелось ли выполнить творческое задание по басням? и т. д.

Четвёртый этап. Домашнее задание (см. Приложение №10).

Домашнее задание носит в основном творческий характер. Его можно дать по ходу урока, завершая каждый этап. Заданий много, они разноуровневые, их можно выполнять:

– по желанию;

– индивидуально;

– в паре или группе;

– вместе с родителями.

Если есть 1–2 минуты, в конце урока дать слово библиотекарю, обратив внимание на книги с баснями, которые выставлены на демонстрационной доске.

Ко 2–3 (сдвоенному уроку) ученики приносят рабочие тетради, учебники; учитель готовит карточки–задания для групповой работы по технологии КСО.

Приложения.

№1 Собери рассыпавшееся высказывание:

рассказ, это, истинных, басня, об, вымышленный, событиях

№2

1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна;

но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

2. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим.

3. Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

4. Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

5. Не попусту в народе говорится:

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

№3

«Ход конем»

Прочесть слова поможет шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, ходом шахматного коня можно прочитать мораль к одной из басен И. А. Крылова.

дело

не

лад

на

в

не

согласье

их

,

Когда

пойдет

товарищах

№4

Вставьте слова, пропущенные в пословицах, поговорках, афоризмах из басен И. А. Крылова

1. А ларчик ……. открывался.

2. У …. . всегда бессильный ………

3. Ай, Моська! Знать она ………. ,

Что лает на слона!

4. Услужливый дурак ……… врага.

5. ………я и не приметил.

6. Не лучше ль ………, кума, оборотиться?

7. Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на …… лапках ходят!

8. Кукушка хвалит Петуха за то, что ……. . он Кукушку.


№5

« … и в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди. » В. Г. Белинский

«Звери у него мыслят и поступают по-русски… Кроме верного звериного сходства, которые у него до того сильно, что не только лисица, медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себе еще и русскую природу… Всюду у него Русь и пахнет Русью. » Н. В. Гоголь

«Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа… В книге всем есть уроки…» Н. В. Гоголь

№6

Словарь русского языка.

(С. И. Ожегов)

Басня – краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

Толковый словарь живого великорусского языка.

(В. Даль)

Баснь или басня – 1. Вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца.

2. Иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка…

Этимологический словарь русского языка.

(Макс Фасмер)

Басня – стихотворение. Производное от (баять).

Баять – говорить, рассказывать, заговаривать, лечить.

№7

Грибы

С. Михалков

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

-Смотрите на меня! Заметней нет поганки!

Как я красив! Красив и ядовит! –

№9

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

Задание на дом.

1. Прочитай басни любого писателя-баснописца, книги которого есть в школьной, домашней или любой другой библиотеке.

2. Выбери наиболее понравившуюся басню, подготовься прочитать ее выразительно.

3. Выполни любое творческое задание:

– напиши (или нарисуй) мораль к басне С. Михалкова

«Не стоит благодарности» или «Почему мыши котов не обижают» (можно вместе с родителями);

– составь кроссворд по прочитанным басням;

– закончи работы, начатые в классе;

– вылепи персонажи басен из глины, теста, пластилина;

– найди общее и различное между басней и сказкой, басней и притчей; наблюдения и выводы запиши в тетрадь;

– если сможешь, подбери музыкальное выражение персонажей басен;

– найди общее и различное между персонажами басен И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» и «Муха и Пчела» С. Михалкова;

– «одень» персонажей басен (одной или нескольких) в современную одежду;

– проинсценируй с друзьями любую басню;

– придумай своё задание и выполни его.

Метки: Литература