Преподавание литературы на современном этапе
Преподавание литературы на современном этапе Литература – это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования – это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.
Важнейшим компонентом курса литературы является знакомство с произведениями отечественных авторов. Успешное изучение отечественной литературы закладывает надежный фундамент литературного образования и литературного развития детей и подростков, воспитания будущих патриотов своей страны, поэтому основное содержание курса составляет русская литература в ее историческом движении и связях с традициями мировой художественной литературы.
У современных обучающихся снижена познавательная активность, показатели их обученности и воспитанности, ослаблен нравственный аспект, интерес к чтению и литературе в целом. `Нет наслаждения книгой, говорил С. Соловейчик, нет чтения, нет читателя.
Для того чтобы у ребят появился интерес к изучению литературы, уроки должны стать яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио– и видео – сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты все это позволяет разнообразить урок. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед преподавателем всегда стоит проблема раздаточного материала.
На уроках литературы не просто можно, а нужно организовывать сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Так, при изучении жизненного и творческого пути Александра Сергеевича Пушкина ребята с интересом рассматривают фотографии и портреты людей, которые занимали не последнее место в жизни поэта; картины знаменитых художников в сопоставлении с поэтическими произведениями; имеют возможность насладиться романсами, созданными на стихи А. С. Пушкина, что позволяет повысить уровень усвоения материала урока. На занятии, посвященному теме: Лирика природы в творчестве Есенина, ребятам были предоставлены различные художественные произведения искусства, которые, в свою очередь, обучающиеся, работая в группах, должны были сопоставить со стихотворениями, звучавшими на уроке и обосновать свой выбор. На следующее занятие обучающиеся читали наизусть именно те стихи, над которыми они работали в своих творческих группах. Также для составления более полного образа поэта вниманию ребят были представлены отрывки из фильма о С. А. Есенине, что мотивировало их к просмотру фильма целиком (фильм состоит из 8 серий).
Обучающиеся за урок знакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, и смотрят отрывки из фильмов, прослушивают аудиозаписи, музыкальные отрывки. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.
Метки: Литература