Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Нравственное воспитание на уроках литературы (с использованием краеведческих материалов)

Нравственное воспитание на уроках литературы (с использованием краеведческих материалов)

Нравственное воспитание на уроках литературы (с использованием краеведческих материалов) В реализации идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России особое место отводится школе. «Именно в школе, – говорится в документе, – должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» (1, с. 5). Считая духовно-нравственное развитие и воспитание стержнем образовательного процесса, авторы Концепции утверждают: «Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человечества, ограничивают и деформируют его личностное развитие» (1, с. 21).

Нравственному становлению личности учащихся, воспитанию у них чувства гражданственности и патриотизма, уважения к семейным и общечеловеческим ценностям способствуют уроки литературы и литературного краеведения. Учителями Шуйского района накоплен богатый и разнообразный опыт работы по литературному краеведению: это и организация поисковой деятельности учащихся, и ведение соответствующего элективного курса или факультатива, а также интегрированный курс, сочетающий в себе занятия по основному курсу литературы и литературному краеведению. Мы остановимся на содержательной стороне последнего.

Например, программой по литературе под редакцией В. Я. Коровиной в 5 классе в разделе «Ради жизни на земле» предполагается чтение и изучение стихотворений К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» и А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Тематически близка этим стихотворениям поэма ивановского писателя-фронтовика В. П. Догадаева «Юкка – маленький разведчик» (2), посвящённая судьбе подростка в военное лихолетье.

Детство Юкка, голубоглазый и белокурый мальчишка, провёл в Карелии, где жил на лоне сказочной и красивой природы. Но наступила война. Поэт описывает фашистское наступление как трагедию народа:

Пришли фашисты в край родной.

Пришёл конец свободе.

В реке кровавою зарёй

Окрасилися воды.

Но Юкка не испугался, он проявил смелость и дерзость, не позволив врагу грабить родной дом. А когда конная разведка из партизанского отряда «деревней проскакала», то юный герой опять вступил в единоборство с фашистами. Достав немецкий парабеллум, снятый с раненого финна, мальчик арестовал немецкого денщика и препроводил его к партизанам:

Мала пичуга, да строга –

Блестят глазёнки гневно.

Малец пленённого врага

По всей провёл деревне.

Сбывается мечта Юкки: он становится бойцом партизанского отряда. Его старшие товарищи с добротой и любовью относятся к мальчику. Старшина выдал Юкке ремни и гимнастёрку, «учил мальца крутым делам», а также хитростям разведчика. А когда затоскуют партизаны по родной сторонке, то посмотрят на Юкку и взбодрятся.

Но и герой тосковал по мирному времени, по маме, которую давно уже не видел. В голове мальчика рождается план: отправляясь по заданию отряда на разведку в родную деревню, занятую фашистами, он решил навестить ночью свою маму. Осторожно пробираясь по деревне, юный партизан увидел, что склад охраняет всего лишь один немец. И тогда Юкка решает поджечь этот склад. В очередной раз проявив дерзость и смелость, герой, к сожалению, не смог уйти от погони и попал в плен к фашистам. Пересиливая боль от побоев, юный партизан ничего не отвечал захватчикам. В этом поступке проявляется сила воли и мужество Юкки:

Его допрашивали, зря

Наградой соблазняя.

Он – то молчал, фашистов зля,

А то твердил: «Не знаю!»

И били насмерть паренька…

Терпением солдата

Все муки он терпел пока.

У Юкки сломана рука

Ударом автомата.

Узнав о том, что Юкка попал в плен и фашисты готовят ему расправу, партизаны решили спасти своего молодого боевого товарища. В день казни они ворвались в село и освободили мальчика. И мама Юкки, наконец, встретилась со своим сыном.

Но радость партизан оказалась преждевременной. Возвращаясь в лес, отряд попал в засаду. Юкка был смертельно ранен шальной пулей. Так погиб юный герой войны, партизан Юкка, смелый, мужественный и решительный мальчик. Но память о Юкке жива и поныне. Эта память и в душе Владимира Павловича Догадаева. Заканчивается поэма описанием прощания с Юккой. Над его могилой прозвучал прощальный залп:

И эхо, в рощах гомоня,

Паря в надснежной стыни,

Уплыло вдаль… А для меня

Не смолкло и поныне.

Прощальный залп в честь юного героя постоянно напоминает поэту о героическом и трагическом времени Великой Отечественной войны. Напоминает об этом он и юным гражданам России двадцать первого века.

Написанная ярко и убедительно, поэма не оставляет равнодушными пятиклассников. Школьники живо обсуждают поступки Юкки, приходят к выводу, что в них и есть конкретное проявление патриотизма.

В 6 классе ученикам предлагается для чтения и изучения рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Он интересен подросткам не только описанием трудностей послевоенного времени, сложностью жизненного пути главного героя, но и проявлением душевной щедрости учительницы. Современные шестиклассники оправдывают поступок Лидии Михайловны, мотивируя это тем, что иначе главному герою нельзя было помочь. Учительница сознательно пошла на так называемое «должностное преступление», но помогла мальчику в трудное послевоенное время. И он не забыл этого: став писателем, рассказал удивительную историю о самопожертвовании учительницы. Люди счастливы, когда в детском и подростковом возрасте встречают таких учителей, как Лидия Михайловна.

Тематически близок этому произведению очерк шуйского писателя В. В. Назарова «Путешествие по старой карте» (3). Это – и воспоминания о тяжёлом военном детстве, и благодарная память об учителе географии школы (гимназии) № 1 Александре Константиновиче Беседине.

Зима далёкого военного 1944 года была как всегда голодной и холодной. И в это нелёгкое время А. К. Беседин умел скрасить досуг своего внука, Юры, и его друга Вадима, будущего журналиста. С большой теплотой и душевным трепетом вспоминает об этом В. В. Назаров: «Учитель мой жил бедно, в голоде и холоде, однако к каждому моему приходу он обязательно кипятил помятый жестяной чайник на крохотной железной печурке-«пчёлке»… С… Юркой мы жались поближе к гудящей «пчёлке», и от предвкушения морковного или клюквенного чая с сахарином и чёрным, каменной твердости, сухарём у нас урчало в животах. Но не ради чая шёл я сюда занесёнными снегом, продутыми ледяным ветром улицами. Не чай был главным в наших вечерних сборах. Нет! Мы путешествовали. Да, да. Вьюжными, зимними вечерами, сидя у остывающей печурки, мы плыли реками и озёрами, сверяя путь по большому медному компасу… Правда, пока только по карте, но путешествовали!» (3, с. 51)

Рассказы учителя увлекали подростков, а фантазии рисовали в их воображении красивые берега Тезы и Клязьмы, богатые рыбные уловы и вкусную уху и тёплого костра. В. В. Назаров искренне удивляется: «Старый, голодный, больной человек, он обладал волшебным даром. В комнате то вдруг пахло рыбой и смолой, а то табаком, тюками которого загорелые грузчики грузили баржи. Мы сидели на нагретых солнцем досках причалов и ловили крупную сорогу и чехонь, а мимо нас плыли с низовой Волги тяжёлые баржи, гружённые астраханскими арбузами, крепкие весёлые бабы в ярких сарафанах везли продавать вяленых сазанов, грызли семечки и весело переругивались. Как это было здорово!. . Рассказы Беседина, книги о великих путешественниках, которые он мне давал читать, заменяли для меня многое в той нелёгкой жизни, делали её интересной, наполненной, яркой» (3, с. 53).

Такие добрые воспоминания – это благодарность ученика своему Учителю, осознание нравственной позиции Человека, властителя юных душ.

Целый ряд произведений школьной программы по литературе посвящён трагическим страницам репрессий в истории России. Это и «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, и «Реквием» А. А. Ахматовой, и «По праву памяти» А. Т. Твардовского. Судьбы непокорённых, нравственно стойких людей должны быть образцом для молодого поколения.

В этом плане интересна судьба нашего поэта-земляка, фронтовика А. Н. Молькова, испытавшего на себе физическую и духовную тяжесть сталинских застенков.

Родился он в 1913 г. в д. Новая, недалеко от с. Сергеево. В Шуе закончил школу и педагогический техникум, получив специальность учителя географии. Любил литературу, начал писать стихи с 14 лет. В 1936 году необоснованно арестован. Был узником Дмитлага НКВД СССР. Находясь в заключении, строил канал Москва – Волга. В лагере была издана его книжка стихов «Весна». В 1940 году освобождён из лагеря, а в 1942 – призван в армию. Воевал против фашистов. За смелость и мужество награждён медалью «За отвагу». Последние годы жил в п. Марково Комсомольского района. Там и умер в 1974 году.

Ранние (до ареста) стихи А. Н. Молькова наполнены радостью, свежестью от восприятия природы. Лирический герой, сам поэт предстаёт перед нами человеком, любящим и понимающим родную природу. Источником вдохновения для поэта является неброская красота природы нашего края. Для примера приведём стихотворение из цикла «Осенние пейзажи»:

Красавица осень – хорошее время.

Краса увяданья в звоне овса.

И золото – точно огромную премию

За музыку бурь получили леса.

Пропахла грибами лесная опушка,

И, значит, брожу я сегодня не зря.

А с неба огромной нарядной волнушкой

В корзину болотца упала заря. (4, с. 318)

Суровые будни лагерной жизни нашли своё воплощение в стихах из сборника «Весна», изданного в Дмитлаге. Тяжёлые испытания не растоптали душу поэта. Он такой же вдумчивый, спокойный и ласковый. Даже в лагере любуется красотой природы. Показательно в этом плане стихотворение «Пейзаж»:

Метнулась метелицы прядь седая,

Бикфордов шнур догорел и – трах!

И только дым пополз, оседая

На бурых, вывернутых пластах.

И началось. За буркою – бурка

Брызгали комья мёрзлой земли.

Шмыгал ветер в забоях юрко,

Трапы дощатые запылив.

С дамбы, где февралём распластан

Мягкий лиловый вечерний снег,

Смотрел спокойно, вдумчиво, ласково

В бушлате лагерном человек. (4, с. 320)

На склоне лет А. Н. Мольков написал стихотворение, которое можно считать поэтическим завещанием. В нём звучит гордость фронтовика за свою Родину. Человек прошёл все испытания и выдержал их с честью. Он не озлобился, не стал предателем. Он стал защитником Родины. Быть патриотом А. Н. Мольков завещает и своему сыну:

Тебя от края и до края

Я исходил, исколесил,

Но пред тобой, земля родная,

Я не лукавил, не хитрил.

Я пережил свои утраты,

Своей судьбой вознаградим.

Я верным был твоим солдатом,

Я был подёнщиком твоим.

И, наживя свои седины,

Под листопад календарей,

Я вправе требовать от сына:

Будь Сыном Родины моей! (4, с. 312)

Приведённые нами в качестве примеров произведения писателей-земляков и комментарии к ним свидетельствуют о том, что стихи, рассказы, созданные литераторами Ивановского края, содержат в себе огромный нравственный потенциал, способный воспитать в юных читателях гражданственность и патриотизм, уважение к общечеловеческим ценностям.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Авт. Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. , Тишков В. А. – М. : Просвещение, 2011. – 24 с.

2. Догадаев В. П. Полнолуние: Книга поэм. – Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во, 1987. С. 34 – 50.

3. Назаров В. В. Тихозорье. – Шуя, 2010. С. 50 – 54.

4. Шуя литературная: Литературно-художественный сборник. – Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во, 1990. – 336 с.

Метки: Литература