Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Занимательное литературоведение

Занимательное литературоведение

Методический комментарий

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует по внутреннему побуждению. Цель игры – серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. Так в учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Литературная викторина позволяет привлечь внимание обучающихся к таким темам, вопросам, деталям изучаемого, на которые обычно они не обращают внимание, тем самым приучая их внимательнее читать произведения и учебные материалы. Кроме того, викторина позволяет использовать различные формы работы: групповую и индивидуальную. Чередование индивидуальных и групповых форм помогает обучающемуся развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в команде и в то же время проявить себя.

Планируемые результаты

Предметные: формирование потребности в систематическом чтении, понимания важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития

Личностные: формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками

Метапредметные: формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности

Оснащение мероприятия

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (бумага, «ромашка» с именами писателей и названиями их произведений»)

Ход мероприятия

I. Слово учителя.

Литературоведение – наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии.

Современное литературоведение представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают две главные отрасли литературоведения: теория литературы, история литературы.

Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы.

Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.

Важнейшей частью литературоведения является поэтика – наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д.

Сегодня у вас есть возможность проявить себя, показать знания по литературоведению в викторине «Занимательное литературоведение. Гонка за лидером», посвященной литературе, с которой вы познакомились и в 8 классе, и раньше.

Итак, игра недаром называется гонка за лидером. В ней будет три этапа: четверть финал: в игре – викторине принимают участие все в составе трех команд (рядов); полуфинал – состязаться будут лишь две лучшие по итогам первого этапа команды (ряды); финал – личное первенство– в игре принимают участие лишь члены команды победительницы полуфинала (однако отвечать на вопросы могут все желающие – так заработаете дополнительную оценку)

II. Первый тур викторины

включает в себя 4 конкурса (каждый правильный ответ «стоит» один балл):

1) Разминка

2) «Кто это?»

3) «Литература и живопись»

4) «Вернисаж литературных героев»

Разминка

– Вид искусства, в широком смысле слова – совокупность любых письменных текстов (литература)

– Эпос, лирика, драма – что это? (роды литературы).

– Каково главное отличие стихотворной речи от речи прозаической? (ритм)

– Двусложные размеры стиха (ямб, хорей)

– Построение художественного произведения.

– Основные элементы композиции (завязка, кульминация, развязка; дополнительно – экспозиция)

– Обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся ДО нала действия (экспозиция).

– Действующее лицо, персонаж литературного произведения (герой)

– Подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя (псевдоним)

– Ряд событий, описанных в художественном произведении (сюжет)

«Кто это?» (узнайте писателя по фактам его биографии)

– В 1780-х начале 1790-х годов стал известен как сатирик. С первых дней литературной деятельности и до 1810-х годов на сценах домашних и профессиональных театров с успехом шли его комедии «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам» и комическая опера «Илья – богатырь». (И. А. Крылов)

– В начале февраля 1833 года обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Сове желание объяснил намерением писать «Историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова – Рымникского» (А. С. Пушкин)

– В ночь на 12 февраля «… велел открыть трубу как можно тише, чтобы никого не разбудить, и потом подать из шкафа портфель. Когда портфель был принесен, он вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных тесемкой, положил ее в печь и зажег свечой из своих рук». Подготовленное к печати произведение было сожжено. Девять дней спустя писатель умер. (Н. В. Гоголь)

«Литература и живопись» (назовите автора и само произведение, иллюстрацию к которому вы видите).

Иллюстрации подбираются учителем, включаются в мультимедийную презентацию.

1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

2. А. И. Куприн «Куст сирени»

3. Н. С. Лесков «Старый гений»

4. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

5. Л. Н. Толстой «После бала»

6. Н. В Гоголь «Ревизор»

«Вернисаж литературных героев» (узнайте героя и произведение, назовите автора)

– Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник… (Мцыри, Лермонтов)

– «Говорит и действует без всякого соображения. Несколько приглуповат, и как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими» (Хлестаков, «Ревизор», Гоголь)

– «Держалась она всегда необыкновенно прямо– как будто не могла иначе, – откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу. Даже костлявость, какой-то царственный вид. Который отпугивал бы от нее. Если бы не ласковая. Всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого. Молодого существа» (Л. Н. Толстой, «После бала». Варенька)

– Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую. (Александр Невский, «Житие Александра Невского», древнерусская литература)

– «То-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын» (Митрофан, «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин)

III. Подведение итогов четверть финала

IV. Второй тур игры включает в себя 3 конкурса (каждый правильный ответ «стоит» один балл):

1) «Литературный цветок»

2) «Рассуждалки»

3) «Отгадалки»

«Литературный цветок» (собери цветок: определи, какие произведения какому писателю принадлежат– ребятам предлагается «разобранная модель» цветка: серединка с именем писателя, лепестки с названиями произведений)

– А. С. Пушкин

История села Горюхино

Капитанская дочка

Гробовщик

Египетские ночи

Дубровский

Метель

– А. П. Чехов

Хирургия

Человек в футляре

Забыл!

Три сестры

Пропащее дело

Степь

«Рассуждалки» (команде надо отгадать слово по его определению, если игроки отгадывают слово с первого раза, то получают 3 балла, со второго– 2 балла, с третьего – 1 балл)

– – бывает рядом с существительным или определяемым словом

– ярко характеризует предмет

– эмоционально подчеркивает качество, свойства, особенности предмета, содержит авторскую оценку (эпитет)

– – скрытая насмешка

– часто употребление слова в противоположном значении

– замаскированное осмеяние (ирония)

– -переносное название предмета

– неназванное сходство одного предмета или явления с другим предметом или явлением.

– ней происходит совмещение различных, но чем-то похожих предметов, скрытое сравнение (метафора)

– -так называется группа стихов

– которые связаны по смыслу, а также расположением рифм

– на письме такие группы отделяются одна от другой увеличенным интервалом (строфа)

– -часто применяется при изображении природы

– приписывание необычных свойств природе

– одушевление неодушевленного (олицетворение)

«Отгадалки» (определите троп, использованный в отрывке)

– Заколдован невидимкой,

Дремлет лес по сказку сна

(Есенин, олицетворение)

– Бесконечная дорога

убегает лентой вдаль

(Есенин, сравнение)

– В клочьях разорванной тучи

Блещет осколок луны

(Заболоцкий, метафора)

– Звучал булат, картечь визжала.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел

(Лермонтов, гипербола)

– И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Некрасов, литота)

– «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»-

Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

(Крылов, ирония)

V. Подведение итогов полуфинала.

VI. Финал включает в себя один конкурс – «Гонка за лидером» (ответы на вопросы даются по очереди– нет ответа– право переходит другому игроку, и так по кругу, пока вопросы не заканчиваются, побеждает тот, кто наберет больше всего баллов)

1) Как звали главного героя повести «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин)

2) Эпиграф к «Капитанской очке» Пушкина (Береги честь смолоду)

3) Кто в «Ревизоре берет взятки борзыми щенками? (Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)

4) «Если Бог хочет наказать, так …» продолжите фразу («лишает разума»)

5) Какую пословицу использовал Гоголь в качестве эпиграфа к «Ревизору»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»)

6) Какое произведение предшествовало «Капитанской дочке» (История Пугачева»– «История Пугачевского бунта»)

7) Кто из русских писателей утверждал, что «Краткость – сестра таланта»? (Чехов)

8) Какому герою принадлежат слова: «Не силе Бог, но в правде»? (Александр Невский)

9) Из какого произведения А. П. Чехова эти фамилии: Жеребчиков, Жеребковский, Лошадинский, Кобылянский, Конченко, Тройкин, Уздечкин…? («Лошадиная фамилия»)

10) Под именем какого царя действовал Пугачев? (Петр III)

11) Дворянин, состоявший в войске, созданном Иваном Грозным для борьбы с боярами? (опричник)

12) Частью какого сборника Бунина является рассказ «Кавказ»? («Темные аллеи»)

13) Жанр произведения Крылова «Лягушки, просящие царя» (басня)

14) Художественное преувеличение (гипербола)

15) Иносказание. Конкретное изображение человека, предмета или явления скрывает абстрактное понятие или мысль (аллегория)

16) Устойчивое определение предмета в фольклоре (постоянный эпитет)

17) Созвучие строк (рифма)

VII. Подведение итогов игры.

Использованная литература

1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2009

2. Турьянская Б. И. , Комиссарова Е. В. , Гороховская Л. Н. , Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. -М. : Русское слово, 2006

3. Черных О. Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. – М. ВАКО, 2008

Метки: Литература