«Чудная власть прошлого…» (По рассказу И. А. Бунина «Антоновские яблоки»)
«Чудная власть прошлого…» (По рассказу И. А. Бунина «Антоновские яблоки»)
Цели: 1. Проверить умение выразительного чтения стихотворений, понимание их идейного содержания, видение авторской позиции.
2. Дать понятие о Бунине-художнике в рассказе «Антоновские яблоки», его мастерстве в передаче настроения лирического героя, интонации лирической прозы.
3. Воспитывать трепетное отношение к прошлому как источнику духовности.
Эпиграф:
Ещё усадьба спит…В саду ещё темно,
Недвижим тополь матово-зелёный,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоённый…
И. А. Бунин
Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
И. А. Бунин.
Ход урока
I. Слово учителя
Для литературы Серебряного века характерно ностальгическое чувство по отношению к дворянской усадьбе, её традициям, культуре. Мир русской усадьбы Бунин воспел и в стихах, и в прозе. Именно в нём, по мысли писателя, объединяется прошлое, настоящее, семейные традиции и индивидуальная человеческая жизнь. Описания окрашены проникновенным лиризмом. Лиризмом и ностальгией проникнут рассказ «Антоновские яблоки», написанный в 1900 году и вошедший в книгу «Эпитафий».
II. Новая тема
Проблема: Какими средствами Бунин показывает «чудную власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»?
Учитель: Для литературы серебряного века характерно ностальгическое чувство по отношению к дворянской усадьбе, ее традициям, культуре. Иван Алексеевич мир дворянской усадьбы воссоздает и в стихах, и в прозе, так как именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, семейные традиции и индивидуальная человеческая жизнь.
Усадьба спит… В саду еще темно,
Недвижим тополь, матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоенный…
Лиризмом и ностальгией проникнут рассказ «Антоновские яблоки», написанный в 1900 году.
1. О чем этот рассказ? Сюжет?
2. Работа с текстом.
а) Какие картины осени даны Буниным?
б) Как меняется описание от главы к главе?
в) Почему картины разные?
3. Работа с таблицей.
Объект наблюдений | 1-2 главки | 3-4 главки |
Дом | ||
Люди | ||
Сад | ||
Общее настроение | ||
4. Работа по группам.
а) Какой композиционный прием использует Бунин, чтобы показать бег времени?
б) Какие образы проходят через все повествование?
Вывод: Каким чувством пронизан рассказ? Какова его тема?
Учитель: Этот рассказ вошел в цикл «Эпитафий». Это прощание с миром прошлого и в то же время желание сохранить. Этот мир в памяти, это рассказ о «чудной власти прошлого».
Мы получили ответ на первый проблемный вопрос.
– Можно ли поставить точку? (У Бунина многоточие). Почему?
– О чем еще этот рассказ?
Учитель: Вы на пороге новой жизни. Что возьмете из прошлого?
Важно ли сохранить прошлое в душе? Что это дает? (Эпиграф).
III. Итог урока
Общая интонация рассказа элегическая. Тема угасания дворянских гнёзд, угасания целого пласта русской культуры, тема беспощадно уходящего времени вызывают грустные размышления. Это прощание с миром гармонии, красоты, миром прошлого и в то же время желание этот мир сохранить в памяти. «Антоновские яблоки» – образец лирической миниатюры в прозе, общей тональностью которой является поэтическая грусть в связи с воспоминаниями о прошлом деревни и усадеб.
Мы увидели его глазами неброские краски. Почувствовали красоту этих красок и необычайную точность поэта в выборе слов.
Метки: Литература