Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Литературное краеведение как средство воспитания у учащихся патриотизма

Литературное краеведение как средство воспитания у учащихся патриотизма Что такое краеведение – это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста, особенно сейчас, когда много проблем, очень много соблазнов у подрастающего поколения. Задача взрослых – вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину и готовых ради нее на любые жертвы.

Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины – сложно. В современных экономических и политических условиях особенно. Ведь в реальной жизни нас окружает непривлекательная действительность: фильмы, переполненные сценами насилия, газеты, пестрящие материалами похожего содержания, безработица, пьянство, бездомные и нищие, компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм – это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому непросто сегодня воспитывать патриота – человека, любящего свою страну. Возможно, одним из путей воспитания такого человека может стать литературное краеведение.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Литературное краеведение – это основа, расширяющая и обогащающая знания молодых людей о литературных традициях родного края и страны в целом, которое также дает понять связь литературы с жизнью. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. В этом и заключается истинный патриотизм.

Литературное краеведение делает изучаемых писателей и созданные ими произведения ближе, ибо они познаются через знакомое и близкое; приобщает к технике литературоведческих разысканий, к работе с разнообразными источниками; способствуют выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно полезную работу, прежде всего по охране и пропаганде памятников истории и культуры своей республики, области, своего района.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали еще Я. А. Каменский, Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. О. Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители.

Около 130-ти лет назад К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».

Наш современник академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Как же воспитать в детях любовь к своему краю на примере творчества писателей-земляков, заставить интересоваться литературной историей своей малой родины?

Изучая творчество, например, А. Полежаева, можно акцентировать внимание на следующих моментах: поэзия Полежаева своеобразна и отличается от стихов многих его современников как в тематическом, так и идейном плане. Он первый в нашей поэзии создал подлинно реальный, лишенный романтизма образ русского рядового солдата старой армии, труженика и героя (стихотворение «Опять нечто»). Он был новатором и в области поэтической техники (демократизировал форму стиха, сделал ее доходчивой, энергичной). В ряде своих произведений он отразил правдиво жизнь мордовского края (поэмы «Сашка», «Арестант», «Царь охоты»). Стихи Полежаева оказали заметное влияние на Лермонтова («Валерик») и на Некрасова («Орина мать солдатская»).

Нельзя обойти вниманием имя Николая Платоновича Огарева, который страстно любил Родину, оставался ее патриотом и певцом даже за границей. Можно обратиться к его произведениям «Воспоминание детства», «Летом», «Желание покоя», где он запечатлел живописные пейзажи Старого Акшина. Именно в этом имении Огарев получил представление о «мордовском уме», отсюда черпал наблюдения, создавая образ мордвина в повести «Гулевой» (писал о многовековой дружбе русских и мордвы). Необходимо подчеркнуть, что Огарев в своих произведениях мечтал о свободной, счастливой жизни для всех людей.

Если Полежаев и Огарев известны многим учащимся, пусть даже поверхностно, то имя поэта Николая Михайловича Сатина не совсем им знакомо. А ведь он был другом Огарева, его земляком (тоже жил в Старом Акшине, продолжал дело Огарева). Сатин – сторонник реалистической поэзии («Умирающий художник», «Три поры»), занимался переводами Шекспира (драмы «Буря», «Сон в Иванову ночь»), оставил ценные «Литературные воспоминания» о встречах с Лермонтовым, Белинским, Огаревым, Полежаевым и др.

Говоря о сатире Салтыкова – Щедрина, можно посвятить урок творчеству Ильи Васильевича Селиванова и его «Провинциальным воспоминаниям», где широко показана жизнь Саранска 40-ых годов 19 века. Произведение выдержано в сатирическом стиле, в нем Селиванов нередко поднимается до художественных обобщений. Можно обратиться и к его очерку «Мордва», в котором Селиванов рассказывает о жизни и быте деревни Малое Маресьево также в 40-е годы 19 века. Очерк имеет большое познавательное значение: показана живучесть старинных обычаев, процесс разложения патриархальных отношений, отмечено развитие ремесел у мордвы, показана тяга к знаниям, культуре. Это одно из ранних описаний мордвы, причем крепостной мордвы, которая почти не показывалась в художественной литературе. Писатель – сатирик отображал не только неприглядные стороны в жизни местного края, но и зорко подмечал ростки нового, появление талантов на фоне культурной отсталости и крепостнического произвола (например, очерк «Театр в Саранске», 1841).

Нельзя оставить в стороне и имя Ильи Александровича Салова. Это замечательный художник – новеллист, в некоторых произведениях он отразил жизнь Мордовии в 19 веке, особенно характерны в этом отношении его мемуары «Умчавшиеся годы». В них колоритно показана природа мордовского края, богатая лесами, дичью, рыбой, описывает окрестности села Саловка ныне Старошайговского района. Здесь же даны зарисовки помещичьих хозяйств, зарождение капитализма, с большой теплотой описывает своих соседей Огарева и Сатина. О жизни нашего края можно прочитать и в его рассказах «Забытая усадьба», «Француз и помещик Баклажанов».

Можно познакомить учащихся и с творчеством писателя Петра Петровича Линькова-Кочкина. К сожалению, до нас дошла только его поэма «Русский лимонат», остальные произведения безжалостно были уничтожены царскими властями. Можно уделить внимание и творчеству Петра Никитича Горского, отбывавшего ссылку в Саранске. Он писал сатирические рассказы, очерки, стихи, оставил заметки о нравах помещиков и купцов Саранска 60-ых годов 19 века. Есть у него поэма «Саранск ли, Пензу ли, Ломов…», в которой Горский описывает чиновничество.

Можно посвятить несколько уроков и русским писателям, которые временно побывали в Саранске. Это и служебные командировки Салтыкова-Щедрина, саранские впечатления Л. Толстого, романтическое путешествие А. К. Толстого, саранские наблюдения Михаила Николаевича Загоскина. Немало уделил внимания изучению мордвы и Иван Иванович Лажечников. В Рузаевке побывал близкий друг Пушкина Петр Вяземский. Никто из русских писателей 19 века не знал так мордву, как Павел Иванович Мельников. Бывали в мордовском крае Чернышевский, Короленко. Хорошо знал жизнь мордвы и М. Горький.

Когда мы говорим о краеведении в школе, следует различать «уровни» краеведческой познавательной работы учащихся. Условно можно говорить о трех таких уровнях:

1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае (на основе продуктивного метода).

2. Это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (на основе репродуктивного метода).

3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес (на основе проектного и проблемного обучения).

В ходе работы приходится держать в поле зрения все эти уровни краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным, так как это является важным условием эффективности использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. . . ». Успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство. Краеведение для учителя и ученика – верный путь к научной исследовательской деятельности.

В качестве примера приведу урок «Тема мордовского народа в творчестве М. Горького», проведенный мною на семинаре «Лингвистическое и литературное краеведение на уроках русского языка и литературы. Учебное исследование как условие эффективности обучения». Первая группа учащихся свое исследование провела на примере рассказа Горького «Знахарка» – «Колоритный образ женщины-мордовки в рассказе Горького «Знахарка». Целью учащихся было выяснить, как в данном произведении изображен характер женщины-мордовки, какие черты ее характера особо выделяются автором произведения. Сначала ребята выяснили, кто такая знахарка Иваниха, затем выделили эпизоды, в которых подчеркивается энергичность характера мордовки, ее вольнолюбие, бесстрашие, отзывчивость к окружающим, особенно к бедноте. В итоге группа ребят, что занималась исследованием, пришла к выводу, что в этом рассказе показан образ колоритной, волевой, трудолюбивой женщины-мордовки.

Вторая группа учащихся проводила исследование на примере рассказа Горького «Ледоход». Ребята сформулировали тему исследования («Обаятельный образ мордвина-плотника в рассказе Горького «Ледоход»), определили цель исследования. В заключении ребята пришли к выводу, что мордвин Ленька в изображении Горького рассудительный, умный человек, хороший собеседник.

Третье исследование было проведено уже на уроке по рассказу «Мордовка». Также была сформулирована тема исследования («Девушка-мордовка на страницах рассказа Горького «Мордовка»), цель. Ребята выделили, по их мнению, наиболее важные эпизоды, чтобы достичь цели исследования: какие черты характера девушки-мордовки раскрываются в рассказе Горького? Были сделаны такие выводы: у Лизы добрая душа, умела слушать, она обаятельная, заботливая, внимательная, хороший друг, хотела счастья другим.

Такие уроки, на мой взгляд, учат обобщать и принимать самостоятельные решения, формируют творческое мышление, навыки исследовательской деятельности.

Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.

Работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. В литературном краеведении я вижу источник патриотического воспитания школьников, а использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы вносит оживление, вызывает интерес и помогает глубже познать свой край. Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.

Метки: Литература