Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (по программе под редакцией В. Я. Коровиной)
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (по программе под редакцией В. Я. Коровиной)
Класс 8
Количество часов 102
Уровень обучения базовый
Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной : Литература 5-11 класс, Москва «Просвещение» 2008г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
8 класс – 102 часа
№ |
Раздел | Тема урока. Основное содержание | Дата | развитие речи | контр. работы | Домашнее задание | ||
план | факт | |||||||
1 | Введение (1 час) |
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. КУБ Народные казачьи песни на Кубани. | ||||||
2 | Устное народное творчество (3 часа) |
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. КУБ Лирические и обрядовые песни. | ||||||
3 | Лирические и исторические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная …», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как песенный жанр. | |||||||
4 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | |||||||
5 | Древнерусская литература (4 часа) |
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. | 1 | |||||
6 | «Житие Александра Невского»(фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | |||||||
7-8 | Вн. чт. . «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | |||||||
9 | Русская литература XVIII века (3+2р. р. часа) |
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. | 1 | |||||
10 | Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического | |||||||
11 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении | |||||||
12-13 | Р. \р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений) | 2 | ||||||
14 | Русская литература XIX века (43+4 часа) | И. А. Крылов. Слово о баснописце. | ||||||
15 | Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | |||||||
16 | Вн. чт. И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа | |||||||
17-18 | К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева | |||||||
19-20 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье. . . »), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы КУБ А. С. Пушкин «Кавказский пленник». Жизнь и быт народов. |
|||||||
21 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах) КУБ Кубань и Кавказ в русской классической литературе 19 века. | |||||||
22 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора | |||||||
23 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | |||||||
24 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | |||||||
25 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | |||||||
26 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | |||||||
27-28 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Р. \р. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» |
1 | ||||||
29-30 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога | |||||||
31 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 1 | ||||||
2 четверть | ||||||||
32 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова | |||||||
33-34 | М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. | |||||||
35-36 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы | |||||||
37 | Р. \р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри" |
1 | ||||||
38 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах) | |||||||
39 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников | |||||||
40-41 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | |||||||
42 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | |||||||
43-44 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Р. \р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») |
1 | ||||||
45-46 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | |||||||
47 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | |||||||
48-49 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирния, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | |||||||
50 | Р. \р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||||||
51 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | ||||||
3 четверть | ||||||||
52-53 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | |||||||
54-55 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа | |||||||
56 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | |||||||
57 | Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | |||||||
58 | Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | |||||||
59-60 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | |||||||
61 | Русская литература XX века (24+5 часов) | И. А. Бунин. Слово о писателе. КУБ К. Образцов. Стихи. мужество и отвага казаков на войне. |
||||||
62 | Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | |||||||
63-64 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | |||||||
65-66 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Р. \р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | 1 | ||||||
67 | А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению | |||||||
68 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | |||||||
69-70 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Р. \р. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||||||
71-72 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству КУБ К. Образцов. Стихи. Верностьзаветам отцов. Слава казачьего воинства. |
|||||||
73-74 | Вн. чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко. «История болезни» | |||||||
75-76 | М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | |||||||
77 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина | 1 | ||||||
78 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | |||||||
79 | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского | |||||||
80 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме | |||||||
81 | Вн. чт. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | |||||||
4-я четверть | ||||||||
82-83 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Р. \р. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату. . . »), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют. . . »), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») |
1 | ||||||
84-85 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | |||||||
86-87 | Р. \р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося) | 2 | ||||||
88-89 | Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды КУБ А. Д. Знаменский. «Завещанная роса». История казаков – некрасовцев. |
|||||||
90 | Зарубежная литература (13 часов) |
У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. | ||||||
91-92 | «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | |||||||
93 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью. . . », «Увы, мой стих не блещет новизной . . . ». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | |||||||
94-96 | Ж. -Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | |||||||
97-98 | Вн. чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | |||||||
99-100 | Вн. чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | |||||||
101-102 | Итоги года (2 часа) |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. КУБ Ю. В. Сальников. Повести. Нравственное торжество идеалов высокой гражданственности. Итоги года и задание на лето. Зачет |
2 | |||||
102 | ИТОГО: | 13 | 5 | |||||
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
для учащихся:
1. Коровина В. Я. , Журавлев В. П. , Коровин В. И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. – М. : Просвещение, 2008.
2. Коровина В. Я. , Журавлев В. П. , Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим. . . : 8 класс: дидактические материалы по литературе. – М. : Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В. Я. , Журавлев В. П. , Коровин В. И. – М: Просвещение, 2003.
для учителя:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М. : Просвещение, 2008.
2. Золотарева И. В. , Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : ВАКО, 2004.
3. Коровина В. Я. , Збарский И. С. , Коровин В. И. Литература: 8 класс: Методические советы. – М. : Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 2008.
5. Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б. И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – М. : Русское слово, 2007.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
8. ЦОРы Сети Интернет
Метки: Литература