Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. «Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. «Край ты мой, родимый край!» Цель урока: продолжить знакомство со стихотворениями русских поэтов о родной природе, выявить их настроение, выявить настроения произведений А. К. Толстого, продолжить работу по анализу лирического стихотворения, пробудить чувства прекрасного и любви к родине.

Оборудование: запись популярной классической музыки («Времена года» Чайковского), репродукция картины И. Левитана «Над вечным покоем», портрет А. К. Толстого

I. Вступительное слово

Если задам вопрос, любите ли Вы стихи о природе, вряд ли я услышу положительный ответ. Однако они существуют, и огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения. Как вы думаете, почему? (Ответ произвольный)

В первую очередь это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, она или утешает человека, или в противовес его душевному состоянию бушует, грозит…

А как это слияние или противодействие проявляется в поэзии? Именно об этом наш разговор.

II. Прослушивание музыкальных фрагментов.

(Фрагмент из «Времен года» Чайковского)

В пьесе Чайковского – восприятие звуков природы человеком, передача его отношения к природе…

Такую же цель преследует и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, свое настроение, отношение к миру и людям.

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Жуковский, за ним последовала целая плеяда русских замечательных поэтов.

Конечно, невозможно за один урок близко познакомиться с творчеством нескольких поэтов, «нельзя объять необъятное», как говорил Козьма Прутков, герой, которого вместе со своими двоюродными братьями придумал поэт, к творчеству которого мы сегодня обратимся. Это Алексей Константинович Толстой. Многие его стихи известны вам.

Сейчас мы вспомним их.

III. Чтение учащимися известных стихов А. К. Толстого

  1. Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет;

2. То было раннею весной,

Трава едва всходила,

Ручьи текли, не парил зной,

И зелень рощ сквозила;

Труба пастушья поутру

Еще не пела звонко,

И в завитках еще в бору

Был папоротник тонкий…

То было раннею весной,

В тени берез то было…

3. Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам, поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно –

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!»

4. Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,

А куда? Не знаю!

Он ученым ездоком

Не воспитан в холе,

Он с буранами заком,

Вырос в чистом поле;

И не блещет как огонь

Твой чепрак узорный,

Конь мой, конь, славянский конь,

Дикий, непокорный!

5. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Кто же он, автор всех этих строк, Алексей Константинович Толстой?

IV. Сообщение ученика.

А. К. Толстой родился 5 сентября 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Его дед, Разумовский, был сенатором при Екатерине II и министром при Александре I. Братья матери занимали видные посты при Николае I.

Детство Алеша провел на Украине, в имении дяди писателя Антония Погорельского.

Он был тихим, мечтательным мальчиком, таким же как Алеша в известной сказке «Черная курица, или Подземные жители», которую написал для него дядя.

Толстой никогда не учился в школе, рос один. Учили маленького Толстого мать – очень умная, образованная женщина, русские учителя и иностранные гувернеры.

Очень рано он выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать.

Десяти лет он вместе с родными был в Германии, Италии и с тех пор много путешествовал: ездил по России, бывал за границей; впечатления о природе, городах, музеях, картинных галереях записывал в дневнике.

Все эти годы он писал стихи, дядя хвалил его за них, помогал ему своими советами, показывал стихи Пушкину и Жуковскому, с которыми был хорошо знаком, и те одобрили первые стихи юного поэта, а тот был счастлив, узнав об этом.

В детстве в числе немногих мальчиков Алексей был допущен к личному общению с наследником, будущим Александром II, Алексей подружился с Александром Романовым, затем стал флигель-адъютантом Александра II.

Общаясь с Александром II, Толстой очень дорожил своей независимостью и смело отстаивал свое мнение. Так, он, вызвав неудовольствие царя, защищал перед ним осужденного Чернышевского, хлопотал о возвращении из ссылки Т. Г. Шевченко. Свою близость ко двору он использовал, чтобы «говорить во что бы то ни стало правду»

Поняв, что в отношениях с царем нельзя быть искренним, Толстой подает прошение об отставке.

Алексей Константинович был человеком необыкновенной силы: он ходил в одиночку на медведя, перебрасывал через флигель своего дома двухпудовую гирю, завязывал в узел кочергу, гнул подковы, вгонял в стену гвоздь пальцем.

А главным делам жизни Алексея Константиновича Толстого стала литература, где он проявил себя в самых разных областях: из прозаичных произведений наиболее известен роман «Князь Серебряный», он автор нескольких исторических пьес, одна из них «Царь Федор Иоаннович» до сих пор идет на сцене Московского Художественного театра. Толстой блестящий сатирик; он создал «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева», создал образ знаменитого Козьмы Пруткова.

Во всех произведениях А. К. Толстого, всегда ярких, выразительных, чувствуется его любовь к родной земле, к ее великолепному прошлому, ее богатому народному творчеству.

В этом мы убедимся сегодня, читая строки его стихотворений, которые можно объединить словами: «Край ты мой, родимый край!»

IX. Чтение стихотворения «Край ты мой, родимый край!»

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свет полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Х. Беседа о прочитанном

– Какое впечатление возникает? На что похоже?

– Какой прием в первой строке?

– Видим ли мы коня? Волка? Орлов?

– Чем начинается вторая строфа?

– Какую роль играет восклицание «Гой ты!»

– С какими временами и каким видом искусства возникают ассоциации

– Какими ощущениями наполняется мир?

– С кем же сливаются древние исконно русские образы коня, орла, волка, соловья? В каком значении употреблено слово «воля»?

– Есть ли глаголы в стихотворении?

– Каков размер, рифмовка и расположение строк?

Вывод о стихотворении.

Если мы сказали, что это стихотворение создает картину древней и в то же время вечной Руси, то, говоря о ней, какую неотъемлемую черту, примету, мы непременно вспомним?

Это, кончено, ее основу, ее веру. (Звучит колокольный звон)

XI. Чтение стихотворения «Благовест»

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый с колоколами

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый!

В край благодатный,

Забытый мною, -

И, непонятной,

Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает

– Что такое благовест? Из каких частей состоит это слово?

– Почему автор выбирает это название?

– Что значит каяться, отрекаться?

– Что такое благодать?

– Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения (слыша колокольный звон)? Вспомним, кто такой лирический герой.

Запись слова «катарсис» – очищение духа страданием.

– Почему «звон призывный через могилы»?

– Встречался ли нам лирический герой стихотворения другого поэта, который испытывал подобные чувства? (Ответ учащихся о стихотворении М. Ю. Лермонтова «В минуту жизни трудную»)

XII. Чтение стихотворения «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,

Светлеют небеса;

Меж черных туч приветно засияла

Лазури полоса.

Еще дрожат цветы, полны водою

И пылью золотой.

О, не топчи их с новою враждой

Презрительной пятой.

– О чем оно? Какова его мысль?

– Отличается ли картина природы в этом стихотворении от картины в первых двух?

– Какие эпитеты использует автор для характеристики человека?

– Изменится ли смысл стихотворения, если попытаться изменить эпитеты?

– Есть ли олицетворения?

– Каков размер и рифмовка?

Перед вами картина И. Левитана «Над вечным покоем». Как вы думаете, почему она так названа и совпадают ли чувства, возникающие при чтении стихотворений Толстого и при взгляде на репродукцию картины?

XIII. Общий вывод о пейзажной лирике А. К. Толстого.

Природа для поэта – источник почти неуловимых движений, открытий.

Когда он погружается в ее мир, он сам становится частью огромного и прекрасного целого.

Там колокольчики «глядят» и «головой качают», «юный лес» «нетерпеливого ждет» «теплых гроз», горный ключ «говорит и поет» – и песня созвучна сердцу.

Неудивительно, что самые мажорные, легкие и светлые строки поэта рождены общением с природой:

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

А. К. Толстой, пожалуй, самый музыкальный из русских поэтов: более ста его произведений стали песнями и романсами. Их сочиняли Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи, Рубинштейн, Танеев, Рахманинов, Чайковский, и др.

XIV. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть.

2. Написать мини-сочинение «Пейзажная лирика. Для чего она нужна». Использовать при этом стихотворения В. А. Жуковского «Приход весны», И. А. Бунина «Родина» и стихотворения А. К. Толстого (на выбор)

Метки: Литература