Конспект открытого урока литературы (5 класс)
Конспект открытого урока литературы (5 класс)
Урок внеклассного чтения
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель:
Методы: анализ сказки по плану, выборочный пересказ, работа с текстом,
сравнительный анализ народной и литературной сказки, выразительное
чтение.
Оборудование: Портрет А. С Пушкина, иллюстрации по сказкам А. С. Пушкина,
мультимедийная презентация, медиапроектор, опорные записи
для анализа сказки, «дырявые» тексты сказки, музыка Глинки.
Ход урока:
1. Оргмомент
2 История создания «Сказок»( индивидуальное сообщение ученика)
3 Лексическая работа (индивидуальное задание)
4 Восстановление «дырявого» текста, выразительное чтение
5 Анализ текста по плану
6 Проверка знания содержания сказок «Спрашивайте– отвечаем»
7 Сравнительный анализ сказок Пушкина и народных сказок (индивидуальное задание)
8 Проверка д/з. Защита проекта памятника герою сказки А. С. Пушкина.
9 Обобщающий вопрос: Почему и сегодня сказки Пушкина с удовольствием читают и взрослые, и дети?
С восторгом помню я
И память не нарушу
О днях моей ребячей
простоты,
Когда в открытую и
жаждущую душу
Твоих мне сказок
сыпались цветы.
Н. Хабарова
Здравствуйте , ребята! у нас сегодня не совсем обычный урок: мы снова с вами работаем в группах Помогают мне вести урок старшие групп и жюри в лице. и цель нашего урока– вместе, дружно пройтись по страничкам чудесных пушкинских сказок , встретиться с неповторимыми пушкинскими героями, вспомнить особенности сказки как жанра и развивать умение анализировать художественное произведение,
Имя А. . С. Пушкина знают все и везде, во всех уголках земного шара. Произведения Пушкина сопровождают нас всю жизнь: мы читаем и перечитываем его стихи и прозу, но впервые мы попадаем в завораживающий мир пушкинских волшебных строк в детстве, читая его сказки. О Пушкине и его произведениях поэтесса Н. Хабарова написала строки, которые я и взяла эпиграфом к нашему уроку:
С восторгом помню я
И память не нарушу
О днях моей ребячей
простоты,
Когда в открытую и
жаждущую душу
твоих мне сказок
сыпались цветы.
Итак, сегодня наш разговор о сказках Пушкина. Всего их было написано ?,мы остановимся на 4. Давайте вспомним, как точно звучат названия сказок. (слайд)
– Что объединяет все эти названия? Правильно, слово «сказка».
– А что такое сказка? Дайте определение этого жанра.
– Докажите, что перед нами сказки. (См. план)Какие из перечисленных черт есть в пушкинских произведениях?
Да, действительно у нас есть все доказательства, что эти произведения великого поэта относятся к жанру сказки.
– А как появились эти сказки? Что заставило А. С. Пушкина обратиться к новому в его творчестве жанру? Об этом нам расскажет . . . . . . (сообщение ученицы)
Спасибо. А теперь давайте договоримся, как мы работаем дальше.
Во– первых, проверим ваше первое домашнее задание, . и я попрошу каждую команду представиться. Хорошо, я вижу, что мы готовы погрузиться в волшебный мир пушкинских сказок.
Инд. : Читая сказки Пушкина, я думаю, вы заметили, как много автор использовал устаревших слов. Я хочу проверить, вдумчивые ли вы читатели, насколько вы внимательны к слову. К записанным на доске устаревшим словам подберите современные синонимы, объясните их значение. У доски работает. . . . .
Работа групп: Перед вами отрывки из сказок с пропущенными словами. . И первое задание направлено на то, чтобы проверить, знаете ли вы тексты сказок Тексты восстановить и выразительно прочитать. . Ну, где не знаете, там пробуете угадать. А потом проверим, насколько восстановленный вами текст близок к оригиналу (слайды).
(оценивается работа групп)
Итак, это задание показало, что вы неплохо знаете указанные эпизоды из сказок, данных вашей группе. А насколько хорошо вы знаете другие пушкинские сказки? Следующее задание: «Спрашивайте– отвечаем». По порядку каждая из групп задаёт подготовленные вопросы своим соперникам. Жюри отмечает количество верных ответов.
Анализ сказки по плану. Мы подошли, наверное, к самому сложному этапу нашего занятия Я уже увидела, что вы хорошо знаете содержание сказок. А теперь вы должны отметить идейные, сюжетные и композиционные их особенности ,т. е, выполнить их небольшой анализ. Но прежде давайте вспомним,
– что такое сюжет произведения?
– Композиция произведения?
– Идея или основная мысль произведения?
1. Как построено произведение?
2. Перечислите основные события сказки. (Кратко перескажите сюжет)
Перескажите самый важный , на ваш взгляд, эпизод, прокомментируйте свой выбор.
3. Делятся ли герои на положительных и отрицательных?Кого ты считаешь главным героем сказки и почему? Какими чертами характера он наделён? Кто помогает ему?
4. Кто символизирует зло в сказке?
5. Как выражено в сказке отношение к героям автора?
6. Каковы языковые особенности сказки?
– авторские эпитеты и постоянные эпитеты
– гиперболы
– уменьшительные суффиксы
7. Какова мораль сказки?
8. «У Пушкина . . сказки русские народные,. . совершенно русские. . . Прелесть невообразимая,»– утверждал В. А. Жуковский
С. Я. Маршак писал: « Пушкинская сказка– прямая наследница сказки народной». В чём это проявилось? А чем сказки поэта отличаются от народных сказок? (Индивидуальные сообщения учащихся)
9. Пушкинские сказки всегда служили источником вдохновения для представителей самых разных видов искусств :художников, музыкантов. Так украшением нашего занятия стали иллюстрации В. А. Милашевского рисунки в стиле Палех Художника А. М. Куркина. Итак, представьте себе, что вы должны спроектировать памятник герою или героям пушкинских сказок. какого из героев Пушкина вы хотели бы увековечить и почему? В качестве д/з в вы обсуждали этот вопрос , и теперь я предоставляю слово представителям групп. Задание: представить и защитить свой проект.
Конечно, проекты памятников у вас вышли замечательные. Вы были достаточно убедительны , защищая свою идею. А мы с вами подошли к концу нашего разговора.
И, я думаю, что вслед за Пушкиным, утверждавшим, что лучший памятник поэту– это его произведения, его творчество, мы можем сказать, что лучшая награда поэту– память потомков и любовь читателей.
10. Итоги. Сказки А. С. Пушкина написаны в 30-е годы прошлого века. . Почему и сегодня мы читаем их с большим удовольствием? (При наличии времени–
письменно)
Заслушивание ответов.
А мне остаётся добавить. , что вы сегодня молодцы. своих ассистентов попрошу оценить работу ребят в группах на листах контроля и сдать мне. Оценки за индивидуальную работу.
Д/з– придумайте продолжение одной из сказок или нарисуйте иллюстрацию.
Метки: Литература