Творческие задания к прочтению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Творческие задания к прочтению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Был ли А. С. Грибоедов членом тайного декабристского общества? Как относился к современной ему революционной идеологии и практике? Ответ подготовьте, опираясь на работы Ю. Тынянова «Смерть Визир – Мухтара», М. Нечкиной «Грибоедов и декабристы», А. Лебедева «А. С. Грибоедов: факты и гипотезы» Какими фактами каждый из авторов аргументирует свои доводы?
- На материале главы «Дворянское жилище» его окружение и поместье» из комментария Ю. Лотмана к роману «Евгений Онегин», комментария С. А. Фомичёва к ремарке «Действие в Москве в доме Фамусова» (Фомичёв С. А. Комедия
- А. С. Грибоедова «Горе от ума») подготовьте сообщение о внутреннем устройстве городского дворянского дома. В каких реальных пространствах совершается каждое из действий комедии? По собственному выбору обставьте сцену 2 действия
или 4.
- Можно ли утверждать, что Адрес – календарь, в который вписывает фамусовский слуга дела для будущей недели, является своего рода штатным расписанием Российской Империи?
- Прокомментируйте в явлении 5 действии 2 эпизод:
Фамусов: Да, счастье, у кого есть эдакий сынок.
Имеет, кажется, в петличке орденок?-
Скалозуб: За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
Каким орденом и за что был награждён Скалозуб? Разве 3августа 1813 года были какие – то боевые действия? Что выдает в Скалозубе искателя чинов?
– По мнению Б. А. Кичковой, в «Горе от ума» действует особый психологический климат. (ж. «Русская речь», №6, 1987)
– Чацкий дает Скалозубу меткую характеристику: « Хрипун, удавленник, фагот». Скалозуб – фагот. Обратитесь вновь к статье Кичковой Б. А. и охарактеризуйте одну из языковых реалий.
– 7явление, 3действие. Наталья Дмитриевна Горич восклицает:
«Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!» Что такое «тюрлюрлю»? Какой художественный эффект имеет упоминание этой детали дамского туалета?
- Прочтите статью Ю. Тынянова «Сюжет «Горя от ума» (Ю. Тынянов. Пушкин и его современники». – М. , 1969г) Подготовьте краткое сообщение по статье с ответом на предложенные вопросы. Почему местью Чацкому стала сплетня о сумасшествии? Как в основном конфликте комедии отразилось время 20 –х годов XIX столетия? Есть ли в современном литературоведении другие точки зрения на проблему конфликта в комедии?
- Вообразите, что вы режиссёр – постановщик. Разбейте явл. 4, д. 1 на мизансцены. Обдумайте, как на протяжении всего явления меняются настроения каждого из героев: Фамусова, Молчалина, Софьи, Лизы?
- Найдите случаи использования фарсового по происхождению приёма «разговора» с глухим. В чем его идейно – художественное наполнение? В каком из эпизодов пьесы мотив глухоты и непонимания исполнен наибольшего комизма?
- Часто можно встретить мнение, что фамусовское общество – это «высший свет». Можно ли согласиться или это мнение ошибочно? Подумайте, что же явилось объектом художественного анализа А. С. Грибоедова?
- Прочитайте статью Ю. Лотмана «Декабрист в повседневной жизни» (Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М. , 1983) Подготовьте по статье краткое сообщение. Какие конкретные особенности поведения Чацкого позволяют увидеть в нем воплощение декабристского типа? Обратите внимание на поведение героя в быту.
- Обратитесь к статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Прокомментируйте отрывок от слов «Чацкий неизбежен» до слов
« и литература выбьется…»
- Как характеризует Софью в статье Гончаров? В чем видит сложность её характера? Почему В. И. Немирович – Данченко считал образы Грибоедова невоплотимыми « в том грубом искусстве, которое называется театром»?
Метки: Литература