Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Творческие задания по классической русской литературе

Творческие задания по классической русской литературе В творческих заданиях по русской классической литературе первой половины XIX века даны возможные образцы анализа литературного произведения. Авторы акцентируют внимание на объяснении особенностей образной системы произведения, специфики поэтического языка.

Предлагаемые задания предполагают многоуровневое использование их с учётом сформированности у учащихся тех или иных творческих представлений. Учитель получает возможность провести ученика по нескольким ступеням овладения художественной спецификой текста: от работы над словом, художественной деталью до поиска художественных закономерностей литературного произведения.

Авторы рекомендаций предлагают учителю использовать эвристический метод, подводящий учащихся к относительно самостоятельному нахождению истины.

Творческие задания по лирике А. С. Пушкина и роману «Евгений Онегин» призваны помочь учителю как в его индивидуальной творческой работе с учащимися, так и в коллективных формах работы на уроке.

«К Чаадаеву» (1818)

Жанр стихотворения – послание, т. е. стихотворное письмо. Традиционно этот жанр предполагает обращение к адресату, и этим формальным обращением может ограничиться (см. жанр послания в лирике XYIII века, у поэтов – романтиков), превратившись в односторонний монолог. Пушкинское послание, напротив, все обращено к этому конкретному адресату, сориентировано на него, «говорит» с ним на его «языке».

Поэтому прежде, чем приступать к анализу стихотворения, полезно познакомиться с жанровым образом послания в его пушкинском каноне.

Дотекстовое задание.

Перед вами отрывки из трёх посланий Пушкина, адресатами которых являются его поэты – современники В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Д. В. Давыдов. Определите, к кому какое послание обращено, предварительно составив словарь каждого отрывка, т. е. определив ключевые слова – «сигналы».

а) Философ резвый и пиит,

Парнасский счастливый ленивец,

Харит изнеженный любимец,

Наперсник милых аонид! ( «К Батюшкову», 1814)

б) Блажен, кто знает сладострастье

Высоких мыслей и стихов!

Кто наслаждение прекрасным

В прекрасный получил удел,

И твой восторг уразумел

Восторгом пламенным и ясным. («Жуковскому», 1818)

в) Тебе, певцу, тебе, герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник мирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир!

Но и по этой службе трудной,

Он вышней волею небес

Рождён в оковах службы царской;

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он – офицер гусарский.

Справка о Петре Яковлевиче Чаадаеве и его взаимоотношениях с А. С. Пушкиным

«Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824)

Притекстовое задание.

– Подумайте, какая тема является внутренним сюжетом стихотворений?

– Как этот внутренний сюжет стихотворения отразился в его словаре? Сопоставьте словарь первого четверостишия (юности) , второго, третьего, четвертого четверостиший (пора взросления), пятого четверостишия (гражданское мужание).

Задания по тексту

– Сравните начальные четверостишия послания и элегии «Я пережил свои желанья…» (1821)

Я пережил свои желанья Любви. , надежды, тихой славы

Я разлюбил свои мечты; Недолго нежил нас обман,

Остались мне одни страданья, Исчезли юные забавы,

Плоды сердечной пустоты. Как сон, как утренний туман.

– Что общего в характере настроения, владеющего лирическим героем стихотворений?

– Найдите слово, которое выражает это настроение и может стать заглавием для обоих четверостиший.

– Какие характерные для романтического рероя переживания воплощены в этих стихах?

Сопоставьте следующие два четверостишия.

– В каком стихотворении настроение резко поменялось: на смену разочарованию пришёл душевный подъём, энергия; а в каком, напротив, усугубилась трагическая нота безверия. Докажите свой выбор не только анализом лексики, но и «музыки» настроения (ритм, интонация, синтаксис0.

– Почему в одном случае лирический герой мыслит себя как одинокое «я», а в другомпричисляет себя к «мы», «нас»?

– Каков смысл резкого перехода от одного настроения к другому в послании, от «сна» к «пробуждению»?

Послетекстовые задания.

– Кто же он – лирический герой стихотворения: разочарованный романтик, героический персонаж?

– Примерьте этот образ на себя: что вам созвучно, на что откликнется ваше сердце?

– Прочтите стихотворение как монолог, обращенный к вашим современникам.

– Какие мысли и переживания поэта звучат особенно свежо, злободневно?

К морю (1824)

Два «моря» в романтической поэзии Пушкина. Романтизм Пушкина начался с приветствия морю(«Погасло дневное светило…», 1820), прощанием с морем он закончился («К морю», 1824) Прототипом обоим «морям» послужило реальное Черное море.

Задание по тексту

– Проанализируйте морской словарь обоих стихотворений и расшифруйте, что означает «море» в словаре романтической поэзии.

– Первую публикацию элегии «Погасло дневноесветило…» поэт сопроводил пометой»Черное море. 1820. сентябрь», но позднее , в сборнике 1826 года помета была им сната. Как вы думаете, почему?

– Есть ли реальное Черное море в этом стихотворении? Какие фольклорные ассоциации вызывает лексическая пара «море – океан»? Продолжите хтот лексический ряд.

– Какими автобиографическими намеками насыщается в стихотворении «байроновская» тема «бегства2, душевного перепутья. Странничества по жизненному «морю»?

– Дайте толкование символике моря в послании «К морю», определив смысловые связи в следующих микро – сюжетах:

1) Байрон – море –о. Св. Елены – Наполеон; 2) собственная судьба поэта – море – мечты на юге о побеге морем; 3) свободная стихия моря – стихия души поэта – закон бытия

Послетекстовое задание повышенной трудности

Как основная философская мысль стихотворения «К морю» о кровном родстве природной стихии и стихии душевной жизни человека, законе свободы, их роднящем, продолжена в стихотворении Б. Пастернака из цикла «Тема с вариациями! (1918)? За справкой обратитесь к стихотворению из этого же цикла («Вариации». I. ) Здесь заложен «ключ» к смыслу стихотворения. :

Два бога прощались до завтра,

Два моря менялись в лице:

Стихия свободной стихии

С свободной стихией стиха.

«Стихи и море – две стихии, которые переливаются одна в другую, катя по всему мирозданию упругие волны» (М. Энштейн)

К*** («Я помню чудное мгновенье…», 1825)

Притекстовое задание

Сочиняем романс…

– Составьте музыкальную «партитуру» стихотворения А. С. Пушкина: расставьте акценты – ударения, определите место и длительностб пауз, замедление или убыстрение темпа речи, и, самое главное, музыку самого чувства ( восхищение, нежность, опустошённость, безысходность, упоение, восторг…)

– Сравните ваш «романс» с романсом М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина и комментарием – анализом Б. Астафьева6 «Интонационная идея романса ясна: очаровательной повествовательностью мелоса первой строфы, где ощущается радушный быт, воздух, лёгкость, свобода дыхания, – завлечь слушателя. А сосредоточить его внимание зато потом вдвойне там, где музыка экспрессивно контрастна первой строфе,– интонация,словно с «оттяжкой» (поступенный, но словно тягостный, вымученный подъём голоса – шаг за шагом, словно тяжёлой душевной ношей), озвучивает стихи об одиночестве, в ссылке, с опустошённым сердцем: в глуши, во мраке заточенья…

А после этой строфы возвращается первая мелодия с её лёгкой, общительной поступью вызываетвслед за собою ещё более пленительное завершение романса: лирику радостью овеянного сердца»

Задание по тексту

– Сопоставьте отрывок из стихотворения 1817г. «К ней» и аналогичный – из К*** 1825. Обоснуйте возможность аналогии.

– Почему стихотворение 1817 года можно посчитать этюдом, наброском к стихотворению 1825 года?

« Я вас любил: любовь ещё быть может…» (1829)

Два «Признания» русской лирики: Е. А. Баратынский и А. С. Пушкин.

– Сопоставьте признание лирического героя одноименного стихотворения Баратынского с признанием лирического «я» пушкинского.

– Проанализируйте сюжеты «признаний», финал которых однотипен – прощание с любимой. Почему в одном признании прощание означает утрату чувства, а в другом, напротив, лишь его новый виток – Мольбу о счастье для любимой; одно признание тягостно, а другое – полно «светлой печали»?

– Почему красноречие одного признания проигрывает скромной простоте другого?

– Согласны ли вы с таким утверждением: если «Признание» Баратынского – элегия, то «Я вас любил…», на её жанровом фоне, антиэлегия? Аргументируйте свой ответ.

«Осень» (1833)

Задание по тексту

Лирика Пушкина 30 –ч годов часто включает в себя мотивы света, тишины, гармонической ясности. Строфы «Осени» тоже рождены атмосферой осеннего вечера, осенней тишины, вечернего, закатного света.

– Как в стихотворении соотнесены творчество природы и творчество души – поэтическое вдохновение? В чём их созвучие? Найдите ключевые образы обеих тем.

– «Воображение его восторжествовало над существенностью», – сказано Пушкиным об одном из героев (о Германе в «Пиковой даме»»). Образ творческого процесса, созданный стихами «Осени» (строфа X –XI), соответствует этой формуле или нет?

«…Вновь я посетил…» (1835)

Притекстовое задание.

– Стихотворение считают «путеводителем» по заповедным местам, живым поэтическим документом пушкинского времени. Убедитесь в этом, составив такой «путеводитель» по стихотворению. (Литература для учителя. Пушкинские места: Путеводитель:В 2-х частях. Ч. 1. – М. ,1988. – С. 223-255)

Задание по тексту.

– Сопоставьте два поэтических пейзажа стихотворений «Деревня» (1819) и «…Вновь я посетил…» (1835).

Притекстовое задание

– Попробуйте нарисовать устно оба пейзажа. Какой из них увиден, а какой услышан, созвучен душевной «тишине»? Подберите убедительные примеры: сравните «композицию» картин, их колорит,пространственный ритм.

– Что пришло на смену праздничности, нарядности, идиллической идеализированности пейзажа «Деревня» чарез 16 лет, в пейзаже «…Вновь я посетил…?

Текстовое задание

– В чем философский смысл троекратного повтора мотива «встречи с соснами»?

– почему стихотворение о возвращении в родные места становится прощанием с ними? Почему, прощаясь, поэт не говорит « в последний раз», а, наоборот, говорит «здравствуй!»

– Пятистопный белый (безрифменный) ямб, которым написано стихотворение – стихотворный размер с эпическим потенциалом, пафосом летописности, торжественно – величавый, создающий почти физическое ощущение « волн времени».

Но, используя прием переноса , Пушкин вносит в его размеренность трагически – личное звучание. Найдите в тексте убедительные примеры.

Задание повышенной сложности

– Кому из героев русской классической послепушкинской прозы можно доверить лирическое признание «…Вновь я посетил…»? В частности, может ли на эту роль претендовать герой повести И. С. Тургенева»Дневник лишнего человека»? (!850) Перечитайте исповедальное дневниковое признание героя.

– Почему в ранних повестях Тургенева часто звучат стихи Пушкина?

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

Стихотворение справедливо считается завещанием поэта. Но Пушкин, задолго до стихотворения 1836 года, готовился к нему, делая первые наброски будущего «Памятника».

Дотекстовое задание

– Найдите в следующих отрывках прообразы идей, мыслей, образов будущего шедевра пушкинской лирики. Как они отозвались или преобразились в «Памятнике»?

а) И этот юный стих небрежный

Могу ль воскликнуть ,

Воздвигнул памятник я

(Exegi monumentum я).

(Черновая строфа «Евгения Онегина», 1823)

б) «Городок», 1815)

в) «»Евгений Онегин», гл. 2, стр. 39, 1823)

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823 – 1830)

Общий эпиграф и посвящение

Общий эпиграф к роману (прозаический) и посвящение (стихотворное_ как будто предваряют читателя о двух стихиях романа – романной (эпической) и стихотворной (лирической). Но в самом романе эти стихии сольются, создав феномен пушкинского « романа в стихах»; эпиграф и посвящение находятся в иных – контрастных соотношениях. В них рисуется два противоположных человеческих образа: «исполненный тщеславия» (эпиграф) и «святой исполненный мечты» (посвящение).

– Как эти две противоположные характеристикисоотнесены с характером главного героя – Евгения Онегина?

– Эпиграфу придан характер документальности, адрес его сугубо частный. Посвящение же имело такой адрес (к П. А. Плетнёву) лишь в издании 1828г. ,в издании 1837г. Частный адрес был снят. Как вы думаете, почему?

– Вслед за заглавием следует авторское предупреждение о жанровой специфике произведения. Почему читатель должен серьёзно отнестись к этому жанровому определению?

Слово в романе в стихах и в прозе.

Задания по тексту

– Что отличает слово поэтическое? Какие строки передают сухие приметы деревенского ландшафта, а какие состояние героя, ненадолго попавшего под обаяние деревенского пейзажа? (роман «Евгений Онегин», гл. 1, стр. LIV)

– Каков прозаический смысл такого явления: зерно, упавшее в землю? Сравните, как преображается это явление (Гл. 3, стр. VII)

– Найдите в романе поэтический смыслследующим прозаическим явлениям:

а) «дом, оставленный хозяевами» (гл. 6, стр. 32)

б) «осенние листья, превратившиеся в перегной» (гл. 8, стр. 11)

Притекстовое задание

– Используя материал литературоведческих словарей и энциклопедий, составьте самостоятельную справку: в чем состоит художественный феномен изобретенной Пушкиным «онегинской» строфы?

– Попробуйте прочитать V строфу 3 главы романа

а) как прозаический текст, сделав минимум исправлений в отрывке: восстановите прямой порядок слов, интонируйте конец фразы, а не конец стиха. К чему в данном варианте сведётся информация данной строфы?

б) как поэтический текст. Используйте материал составленной вами справки о феномене «онегинской» строфы. В чем и как изменился художественный смысл строфы? Что в ней «зазвучало», в отличие от первого варианта чтения?

Книга и книжное воспитание в жизни пушкинских героев

Притекстовое задание

– Заполните книгами три книжные полки: Онегина, Татьяны, Ленског, используя «подсказки» романа.

Онегин – гл. 1, 4,7,8.

– Что составляет круг «заветног чтения» Онегина?

– Меняется ли характер чтения? С чем это связано?

– Есть ли «межстрочное чтение» героя? В чей «мир» он погружается?

Задание повышенной сложности

– Прочтите два стихотворения Пушкина периода так называемого «южного» кризиса6 «Демон» и «Свободы сеятель пустынный». Как бы прочел их «разочарованный» Онегин, какие пометы оставил бы он на поля? В чем они созвучны его настроению?

Самостоятельно заполните книжные полки Татьяны и Ленского, используя главы:

Ленский –гл. 2,4,6,;

Татьяна – гл. 2, 3,

Сделайте вывод о круге и характере чтения героев. Что их роднит?

Прочитайте стихотворение И. А. Бунина «Игроки» (1916) – поэтический парафраз на темы русского классического романа и пушкинского романа, в частности.

– Как Бунин интерпретирует сюжет пушкинского романа? Чем отличается его версия от «оригинала»?

– Какие черты облика героини Бунина позволяют угадать в ней «Татьяну»?

– Что «онегинского» в облике, настроении, жестах бунинского «игрока»?

– Из каких бытовых, исторических, психологических характеристик, сквозных сюжетов, мотивов, пейзажных зарисовок создан Буниным образ классического («дворянского») романа?

Метки: Литература