Задания по литературе. Ф. М. Достоевский
Задания по литературе. Ф. М. Достоевский
Ф. М. Достоевский
- Можно ли утверждать, что Ф. М. Достоевский был человеком нашей, катастрофической эпохи?
- Чего в новом веке, по мнению Достоевского, не должно допустить человечество? (Какие два пути станут гибельными)? Ответ: человекобожество и стадность.
- Чем прославилось психологическое искусство Достоевского задолго до Фрейда и до школ психоаналитиков?
- Можно ли утверждать, что Достоевский пневматолог?
«Преступление и наказание»
– Почему роман буквально пронизан картинами духоты, жары и смрада? Находит ли этот мотив отзвук в стихотворении В. Высоцкого «Спасите наши души…»?
– Режиссёр – постановщик фильма»Преступление и наказание» Лев Кулинджанов сказал: « История Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «свехчеловеке», об избранных, которым всё дозволено». Готовы ли вы согласиться с мнением режиссёра или опровергнуть?
– Какова, на ваш взгляд, роль сцены заражённых трихинами? Находит ли отголосок эта сцена в стихотворении – предупреждении М. Волошина «Трихины»?
– Усть ли в романе противопоставление городу – преступнику? В чём особенность?
– Можно ли утверждать, что в романе представлена типичная трагедия «маленького человека»?
– Какой мотив объединяет судьбу каждого из членов семьи Мармеладовых? Объясните свою позицию, используя сцены из романа.
– Как вы понимаете сьысл слов Мармеладова: «Человеку некуда идти»?
– Действительно ли Лужин и Свидригайлов «одного поля ягоды» с Раскольниковым?
– Что вы можете сказать о чувствах и ощущениях Раскольникова среди униженных и оскорблённых?
– Чем были вызваны противоречия борьбы двух начал в душе Родиона Раскольникова?
– Попытайтесь перебрать одну за другой все подробности тех обстоятельств, при которых Раскольникову приходилось обдумывать своё положение, искать выход. Спросите себя, а оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора?
– Как вы думаете, только ли социальная сторона жизни сподвигла героя на преступление?
– К какому выводу пришёл Раскольников, размышляя над историей?
– Не кажется ли вам, что в своей статье задолго до преступления Раскольников развивает фашистские идеи?
– К чему приводит героя бесчеловечная идея?
– «Многие герои Достоевского, совершившие выбор, победившие растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного ими выбора… Свободный человек становится рабом свободно им выбранной идеи, – пишет Е. Ю. Караваева в кн. «Достоевский и современность» (1929) Можно ли эту характеристику отнести и к изображению Раскольникова?
– С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?
– Каковы наполеоновские и мессианские мотивы преступления героя? Попытайтесь выделить жизненные установки его «двойников». Кто из «двойников» выражает наполеонизм в душе героя, а кто мессианство?
– Можно ли оправдать преступление Раскольникова? Есть ли в романе решение автора?
«Идиот»
- Конфликт каких мировоззрений лежит в основе романа?
- Кто из героев является воплощением этих мировоззрений?
- В каких поступках кн. Мышкин раскаивается и в чём его глубокое отличие от других участников интриги вокруг Настасьи Филипповны?
- Удалось ли Достоевскому «изобразить вполне прекрасного человека» в романе?
«Сон смешного человека»
• Почему рассказ начинается с описания профанного (мирского) мира?
• Какую мифологическую функцию выполняет упоминаемый в рассказе дождь?
• Какая философия зарождается в душе героя?
• Какой взгляд она рождает на отношения героя и внешнего бытия?
• Какое значение мнимого самоубийства и мифа о боге – шамане Одине?
• Объясните путешествие странника во «второй мир»?
• Какова особенность образа восходящего солнца?
• Почему Ф. М. Достоевский разрушает свою утопию?
Метки: Литература