Филологическая олимпиада «Достоевский и его эпоха», для 7 – 8 классов
Филологическая олимпиада «Достоевский и его эпоха», для 7 – 8 классов Часть 1. Литературоведение
Задания по рассказу «Маленький герой»:
- Какие стороны личности юного рассказчика раскрывает автор? Ответ аргументируйте (10 – 12 предложений).
- Какую роль в раскрытии внутреннего мира героя играет повествование от 1 лица?
- Можно ли назвать юного рассказчика героем? Ответ аргументируйте (10 – 12 предложений).
- Рассказчик называет мужа м – м М* «прирождённым Тартюфом и Фальстафом». Из каких произведений эти герои? Как вы думаете, насколько опасны самодовольные, самолюбивые, эгоистичные люди? Свой ответ аргументируйте (12 – 15 предложений).
Часть 2. Языкознание
- Прокомментируйте с исторической точки зрения происхождение шипящего [ ж ] в устаревшем слове затверживать, встречающегося в произведении Ф. М. Достоевского «Маленький герой»:
Эти господа тем и пробиваются на свете, что устремляют все свои инстинкты на грубое зубоскальство, самое близорукое осуждение и безмерную гордость. Так как им нечего больше делать, как подмечать и затверживать чужие ошибки и слабости, и так как в них доброго чувства настолько, сколько дано его в удел устрице, то им и не трудно, при таких предохранительных средствах, прожить с людьми довольно осмотрительно.
Какое значение у слова затверживать в данном контексте? Подберите синонимы, употребляемые в современном русском языке.
- Объясните семантическую и стилистическую функцию избыточного, на первый взгляд, использования словообразовательных моделей с приставкой пре – в рассказе Ф. М. Достоевского «Маленький герой»:
– А зачем же вы стоите? Так устанете; разве вам места нет?
– То – то и есть, что нет, – отвечал я, на этот раз более занятый заботой, чем искромётными глазами красавицы, и пресерьёзно обрадовавшись, что нашлось, наконец, доброе сердце, которому можно открыть своё горе;
– Теперь я не знал, как и глядеть на неё; но, поражённый удивлением, я, однако ж, пренаивно начал помаленьку заглядывать ей в лицо;но, так же, как и час назад, на репетиции, она не примечала ни подглядываний, ни немых вопросов моих;
Я убежал с её книгой и не возвращался. Первая часть преспокойно пролежала на столе это утро…;
В самом деле случилось предосадное обстоятельство, по которому мне нельзя было ехать;
Так садитесь же скорей на мою лошадь: не бойтесь, она пресмирная.
- Даны 2 цитаты из романа «Игрок».
– Алексей Иванович! После обеда, часа в четыре, готовься, пойдём. А теперь покамест прощай, да докторишку мне какого – нибудь позвать не забудь, тоже и вОды пить надо;
– А вОды – то, бабушка? Ведь вы приехали вОды пить?
1) Объясните употребление словоформы вОды, приведите 3 -4 подобных примера из современного русского языка.
2) Найдите в этом отрывке и выпишите слово (-а) со стилистической окраской.
8. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевский пишет:
За границей я не был ни разу; рвался я туда чуть не с моего первого детства, ещё тогда, когда в долгие зимние вечера, за неумением грамоте, слушал, разиня рот и замирая от восторга и ужаса, как родители читали на сон грядущий романы Радклиф, от которых я потом бредил во сне в лихорадке.
1. Радклиф – это мужчина или женщина? Ответ аргументируйте.
2. Оборот «за неумением грамоте» в современном русском языке ненормативен. Как объяснить его употребление Достоевским и как заменить современным вариантом?
Метки: Литература