Олимпиада по литературе, 7 кл
Олимпиада по литературе, 7 кл 1. Из какого произведения взят этот отрывок и кто автор?
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! Ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает – и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы. Свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, – напрасно! Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом средь ночи, как средь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человеческое око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. »
2. С какой целью автор вводит в свое произведение картины природы? Напишите 6-7 предложений.
3. Назовите имена русских писателей XIX-XX века, в прозаических произведениях которых встречаются яркие описания природы? Укажите названия этих произведений (4-5 названий).
4. В волшебных русских сказках встречается 7 типов (хотя в сказках могут не все типы встречаться) действующих лиц: герой-помощник, герой-вредитель, герой-даритель, героиня (царевна и ее отец), главный герой, ложный герой и герой-отправитель.
Попробуйте в сказке «Царевна-лягушка» распределить героев по указанным типам.
5. Расшифруйте подчеркнутые имена и названия
А) О, Зевс! Зачем же лира
Так бессильна – дар, любимый
Златовласым Аполлоном? (А. Фет)
6. Кто из героев древнегреческих мифов отправился в Колхиду за золотым руном? Как назывался корабль? Где находится Колхида?
7. Что означает прозвание «вещий», данное князю Олегу? Какой особый смысл приобретает оно в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина?
8. Что означают загадки мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»): «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей», «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть»?
9. О каком литературном жанре идет речь: отличается краткостью и носит нравоучительный и иносказательный характер, персонажами чаще всего являются животные, птицы, растения, вещи? Приведите 3-4 примера этого жанра.
10. Назовите литературный термин, который в переводе с греческого означает «ложное имя».
Метки: Литература