Олимпиада по литературе, 9 кл
Олимпиада по литературе, 9 кл 1
. По данному фрагменту определите автора и его произведение.
Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
2. Как данный фрагмент выражает главную тему произведения?
3. В каких произведениях русской литературы XIX века встречается схожая проблематика, в чем их связь с представленным произведением? Приведите 2-3 примера с аргументацией.
4. Ярославна, прося вернуть ей любимого, обращается к силам природы: «О ветер, ветрило…!», «О Днепр Словутич…!, «Светлое и трижды светлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно!» Какую роль образ природы играет в данном эпизоде?
5. Какие сказочные «законы» и «правила» нарушил А. С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? Назовите 4-5 нарушений.
6. Какой известный русский актер, современник Н. В. Гоголя, сыграл роль городничего в спектакле «Ревизор»?
7. К кому из героев «Ревизора» относятся данные автором характеристики:
а) Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
б) Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
в) Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен;
несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души.
г) Простодушный до наивности человек.
8. Однажды некий поэт получил письмо от негодующего читателя: «Недавно прочитал я роман П. Д. Боборыкина «». И, откровенно говоря, почувствовал большое смущение: что есть общего между его и вашим ? Чем похож ваш – умный, веселый, с великим патриотизмом отстаивающий свою Родину, – на купца-пройдоху, выжигу и ханжу из романа Боборыкина? Так почему же вы выбрали для своего (да и нашего) героя такое имя, за которым уже скрывается определенный тип и который уже описан в нашей русской литературе?». О каком литературном герое идет речь? Прав ли был читатель, упрекая поэта в заимствовании имени и фамилии героя из чужого романа?
9. Вычеркните лишнее и объясните свой выбор:
Лирика – драма – эпос – сюжет – композиция
10. В старину рифму называли краесогласием. Почему? Какие звуки должны совпадать, чтобы рифма считалась точной? Как называется нерифмованный стих?
11. О каком литературном жанре идет речь: лиро-эпическое произведение с историческим, любовно-драматическим или фантастическим сюжетом? Кто из русских поэтов прославился в этом жанре?
12. В этом прямоугольнике «спрятаны» фамилии русских писателей и поэтов. Читаться фамилии могут слева направо, справа налево, по горизонтали и вертикали, могут ломаться под прямым углом. Найдите «лишнюю» фамилию, объясните, почему она «лишняя».
а в и н в с к
ж р е к о Б и
а Р Д у Ж л й
д и щ е в о К
и к ш у П к а
н н и з м а р
Метки: Литература