Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Исследовательская деятельность на уроках литературы

Исследовательская деятельность на уроках литературы Шаманова Вера Юрьевна;

МБОУ г. Иркутска СОШ №73,

учитель русского языка и литературы

Исследовательская деятельность на уроках литературы

Развитие системы поддержки талантливых детей – одно из важных направлений развития образования, обозначенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе»[2].

В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Интеграция в обучении происходит за счёт того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания.

Что позволяет эффективно учитывать личные склонности учеников, способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации? Наиболее продуктивной показала себя организация проектно-исследовательской деятельности, которая предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением. На уроках литературы она обеспечивает решение нравственных задач, развивает универсальные учебные умения и создаёт условия, при которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения).

Цель моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для интенсивного развития учащихся с помощью современных технологий, специальных методов и приемов, максимально расширять диапазон их мышления, развивать их творческие способности.

Решить многие задачи, стоящие перед современной школой позволяет исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность [6]. Результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т. п. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Я работаю по программе «Школа 2100». С такими понятиями, как «проблема», «гипотеза», учащиеся знакомы с начальных классов. Так как в основе «Школы 2100» лежит проблемное обучение, то она дает большие возможности учителю для использования в учебном процессе проектной деятельности.

Диагностика сентябрь 2006 год

Средний уровень (2 – 4 балла) – способен анализировать информацию, принимать логически обоснованные решения, проявляет творческую активность, формулирует вопросы для уточнения информации, может самостоятельно найти ответ на сформулированный вопрос, пользуясь рекомендованными источниками информации.

Высокий уровень (5 – 6 баллов) – умеет самостоятельно анализировать информацию, отбирать необходимые факты, делать обобщения, аргументировано отстаивает свою точку зрения, осознает смысл и цели работы; способен предвидеть последствия принимаемых решений, обладает умением мысленного экспериментирования, умеет самостоятельно выдвигать гипотезы, находить источники информации для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, умеет самостоятельно планировать свою работу.

На основании разработанных критериев были определены уровни сформированности исследовательских умений учащихся:

по сформированности качеств критического мышления:

26,9% учащихся имеют высокий уровень;

43,5 % – средний уровень;

29,6 % – низкий уровень.

по развитию творческой активности:

42,3 % учащихся обладают высоким уровнем;

50 % – средним уровнем;

7,7 % – низким уровнем.

по сформированности качеств самостоятельной работы:

34,6 % учащихся имеют высокий уровень;

53,9 % – средний уровень;

11,5 % – низкий уровень.

Анализ проведенных диагностирующих заданий позволил выявить общий уровень сформированности исследовательских умений учащихся:

26,9% от всей группы учащихся обладают высоким уровнем сформированности исследовательских умений, что составляет 7 учащихся;

50% учащихся находятся на среднем уровне, который проявился у 13 учащихся;

23,1% учащихся имеют низкий уровень сформированности исследовательских умений, это составляет 6 человека.

По результатам диагностики был сделан вывод о необходимости работы над повышением уровня сформированности исследовательских умений учащихся.

Как найти место на уроке для использования проектной технологии? Проектную деятельность в рамках урока использую тогда, когда в учебном процессе возникает исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания. Учебный проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над учебной темой, когда обнаруживается дефицит знаний, что вызывает у учащихся желание глубже исследовать проблему.

Начала с того, что в рамки традиционных занятий включила задания на формирование специфических (проектных) умений и навыков. Для этого использую специальные организационные формы и методы, например, проблемное введение в тему урока.

Урок – исследование начинаю с создания проблемной ситуации. Наиболее эффективны

– приём ключевых слов;

– приём объяснения эпиграфа, афоризмов, вызывающих столкновение взглядов;

– чтение текста или текстов, содержащих разные точки зрения на определённую проблему; (Перед изучением рассказов Чехова задаю вопрос: «Способность сомневаться – это сила или слабость?»; при изучении феерии Грина «Алые паруса» возникает вопрос: «Нужны ли мечтатели сегодня?»

– театрализация эпизодов произведения с предложением учащимся сформулировать вопросы для их анализа. Например, учебник Бунеева для 8 класса позволяет использовать такую возможность: материал учебника представлен как «спектакль о Человеке» в 3 действиях картинах. Перед каждой картиной представлен диалог-спор Оптимиста и Пессимиста, который легко разыграть;

– рассматривание иллюстраций, репродукций картин к разделам (учебник литературы для 7 класса);

– Можно также использовать любые современные методы: просмотр отрывка из фильма, аудио или видеозапись, материал на слайдах из презентации.

Эффективными являются групповые и парные формы работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Ролевые игры

Изучение поэмы А. Ахматовой «Реквием» проходило при помощи историка (готовившего историческую справку о 30-х годах, о Ежове); музыковеда, подготовившего информацию о «Реквиеме» Моцарта; искусствоведа, пояснявшего выражение «стрелецкие женки» и рассказывающего о картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Заочная экскурсия «Литературные места России»

«В гости к Л. Н. Толстому в Ясную Поляну»,

«В гости к И. С. Тургеневу в Спасское-Лутовиново» и т. д.

Все приёмы направлены на то, чтобы решение превратить в задачу, а задача предполагает конкретный вопрос. При таком подходе к урокам литературы само преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает сам процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию.

Учащиеся выполняют следующие творческие работы:

– «Посмотри на мир чужими глазами” – расскажи историю от лица…

– «Составь рассказ, используя данную концовку»: «…Теперь он смотрел на мир счастливыми глазами»;

– при изучении пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица» составить диалог: «О чем могут говорить Собака и Кошка, вернувшись из путешествия за Синей птицей?»

– написать рассказ «Блаженства, Живущие В Нашем Доме».

Завершаем год представлением проектов:

– фотовыставка о жизни и творчестве писателя (поэта)

– сборник иллюстраций к литературным произведениям

– творческий дневник

– спектакль о классной жизни

Подобные приемы применяю и при изучении «Литературы Восточной Сибири»:

– изучаем Иркутскую летопись: составить рассказ, в основе которого должен лежать исторический факт, взятый их Иркутской летописи от лица генерал-губернатора, купца, архиепископа и др.

– тема «Воспоминания сибиряка» о декабристах: проводим заочную экскурсию «Иркутск исторический». Дети пробуют себя в роли экскурсоводов (принесли карты Иркутска, Иркутской области)

– при изучении сказок готовим инсценировки

– к теме «Стихотворения о войне» готовим мини-проекты «Война глазами детей» (воспоминания бабушек и дедушек)

– проект «Сборник сибирских поэтов о Байкале» становится завершающим этапом работы со стихотворениями о Байкале.

В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Для реализации метода проекта на всех его этапах использую информационно-коммуникационные технологии. Таким образом, помимо специальных умений, проверяются умения учащихся находить информацию как в традиционных источниках, так и в сети Интернет, публичной защиты проведённой работы, развиваются навыки исследовательской деятельности. Так при изучении поэзии Серебряного века в 11 классе организую проектные работы по созданию презентаций по творчеству представителей данной эпохи. Такая работа направлена на приобретение новых знаний и освоение новых для старшеклассников способов деятельности. Проводя проектную работу, необходимо обучить ребят приемам и способам учебно-исследовательской и практической деятельности; коммуникативным умениям и навыкам: вести диалог, работать в группе, презентовать свои идеи.

Групповая форма работы – ведущая форма деятельности в проектном режиме. При этом не лишаю детей возможности индивидуальной формы работы. Такие проекты, как: «Придумай сказку (рассказ) о растениях и животных о. Байкал», «Пою хвалу тебе, Иркутск!»,– дети выполняли индивидуально. Над такими проектами работаем в консультационном режиме, что обеспечивает высокое качество выполнения проекта и его результативность. Созданные проекты представили на конкурсе «Живи, Байкал!», НПК «Тропами Прибайкалья», где завоевали призовые места. Мои ученики успешно выступали со своими работами на научно-практических конференциях различного уровня «Великое русское слово», «Эврика», «Шаг в будущее, Юниор!», «Инициатива. Исследование. Результат».

Результатом данной работы стала успешная сдача ЕГЭ в 2012-2013 учебном году:

средний балл: 70

Часть С: минимальный балл – 13 баллов

максимальный – 23

Преподавание литературы с использованием проектно-исследовательской технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Организация уроков литературы исследовательской направленности не просто веяние времени и требование ФГОС, а необходимость для успешной социализации и саморазвития школьников.

Литература

  1. Круглова О. С. Технология проектного обучения//Завуч. – 1999. – №6
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М. : Аркти, 2003.
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М. : Аркти, 2007.
  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2003.
  6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М. : «Сентябрь», 2003. – 204 с.
  7. Сергеева М. Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
  8. Рождественская И. В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников. -2005. -№4. – с. 102-106.

Метки: Литература