Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Урок по литературе "С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы", 5 класс

Урок по литературе "С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы", 5 класс

Урок по литературе "С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы", 5 класс Цель урока:

Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

Задачи:

– познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века – С. А. Есенина;

– почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм – специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;

– отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

– развивать образное и эстетическое мышление;

– воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

Ход урока

1. Вступление (на фоне музыки)

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем.

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножки рад поцеловать.

(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

Несказанное, синее нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)

Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины»,родного дома.

Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись в тетради темы урока и эпиграфа)

2. Объявляется тема: «Родной дом в поэзии Есенина»

Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

Задачи:

познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века – С. А. Есенина;

– почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм – специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;

– отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

– развивать образное и эстетическое мышление;

– воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

3. Биография поэта.

Слово учителя.

Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

Презентация

1 слайд.

Перед вами портрет С. А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, – так писала поэтесса Мартьянова.

2 слайд.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

3 слайд.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.

4 слайд

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.

5 слайд.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

6 слайд.

Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

7 слайд.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

8 слайд.

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

9 слайд.

Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими

И жжёт глаза горячая строка.

Уходят лучшие, своё оставив имя,

Утраты боль и память на века.

Вывод:

“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

Проблемный вопрос

– А что называем мы своей «малой родиной»?

– Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».

Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».

– Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

– Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Чтение стихотворения.

Вопросы для беседы:

– Каким настроением окрашено стихотворение?

– Что мы представляем, когда читаем эти строки?

– Какой образ в конце стихотворения?

(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай)

– Проследим своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

( на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.

– Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.

Что мы представляем, когда читаем эти строки?

– Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?

– Почему поэт пишет, что он «оставил Русь»,значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?

– Найдите метафору?(золотою лягушкой луна…)

– Почему вода названа тихая?

– Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?

– Использует ли поэт звукопись? Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль,н. Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом.

По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью –р-.

– Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?

– Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?

5. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

– Каким годом датировано это стихотворение?

– Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

– Что же звучит в душе поэта, какая музыка?

– Сравним несколько строк: (набрать из методички )

– Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

– Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?

– Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле).

6. Ответ на проблемный вопрос.

– А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: – Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

– Какие? Почему?

7. Рефлексия

– Ребята, понравился ли вам урок ?

– Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?

Родная природа, родина, дом для поэта– источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

И закончить наш урок я хотела стихотворением

Есенинское небо над Россией.

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василёк хрустально – синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы– сёстры русского рассвета-

Сбежались у околицы села-

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

И повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже-

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел. Как ложится синий вечер.

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По– прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин– то не просто имя,-

России стихотворная душа.

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение на выбор.

Список используемой литературы:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 уч. г.

Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва.

Н. А. Зацепина , МБОУ Лучановская СОШ Томского района Томской области

Метки: Литература