Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Сопоставительный анализ образов героев разных произведений

Сопоставительный анализ образов героев разных произведений

Специфической особенностью работы в национальной школе является опора при изучении произведений русской литературы на знания учащихся, полученные на уроках родной литературы. Педагогические наблюдения показы­вают, что произведения русских писателей воспринимаются учащимися лучше, если они изучаются во взаимосвязи с родной литературой. Это повышает интерес к изучаемому произведению, усиливает нравственное воздействие художественного текста, формирует умение сопоставлять героев и ситуации разных произведений, помогает преодолевать труд­ности, связанные с особенностями восприятия нерусскими учащими­ся новой для них литературы.

Важно воспитывать у школьников любовь к родной национальной культуре. Тогда у них появится желание познакомиться и с культурой народа, живущего рядом. Такой подход к изучению литературы позволит выявить основные проблемы, характерные как для русской, так и родной литератур, показать сравнительно-типологический подход в изучении русской и родной литератур, раскрыть их различные интерпретации.

Безусловно, опорой в работе учителя продолжает оставаться классика. Произведения русской классической литературы обладают высокой педагогической эффективностью и способствуют нравственно – эстетическому и гуманистическому воспитанию личности. Поэтому важно использовать образовательные и воспитательные возможности каждого произведения. К писателям, которые позволяют разрешить эти образовательные аспекты, относится И. С. Тургенев, на примере произведений которого можно раскрыть избранную тему.

Эффективным путем включения приема сопоставления в учебный процесс, как показывает практика, является сопоставительный анализ рассказов И. С. Тургенева «Муму» и «Под старой грушей» А. А. Шогенцукова.

Основную работу над текстом «Под старой грушей» можно сосредоточить на анализе двух образов: Булата Маремова и хаджи – Ахмеда. Портрет хаджи – Ахмеда представлен рассказчиком в ироническом тоне: «Хаджи – Ахмед был большой и толстый, как бык, откормленный на Зольских пастбищах. Тройной подбородок свисал у него на ворот шелковой рубашки со стеклянными пуговицами, и святоша очень напоминал жирного индюка». В рассказе хаджи–Ахмеду противопоставлен Булат. Сопоставление героев по контрасту – один из основных композиционных приемов, которым часто пользуется А. А. Шогенцуков. Этот прием наиболее ярко выражен в сцене ссоры хаджи – Ахмеда и Булата. Хаджи заставил Булата ждать его под дождем. Нужно обратить внимание учащихся на покорность Булата, как он ждал терпеливо, пока хаджи разговаривал с муллой. Когда Булату стало совсем плохо, он почтительно обратился к хаджи: «Хаджи, если бы ты сказал, что тебе надо от меня, я был бы тебе очень благодарен. Одежда моя промокла, меня лихорадит, мне трудно стоять на ногах». Булат говорил тихо, не желая обидеть хаджи – Ахмеда. Но тот рассвирепел и закричал: «Как ты смеешь, грязный, босоногий, презренный! Ах ты, безбожный бунтовщик!». Булат не выдержал оскорблений и замахнулся на хаджи – Ахмеда. Но не ударил его. Он понимал, чем это может для него обернуться. Нельзя назвать этот поступок слабостью. Племянник Булата успел предупредить, что хаджи клялся посадить Булата за железную решетку, поэтому предлагал ему скрыться в горах. Булат не чувствовал за собой никакой вины и не видел причины, по которой его могут посадить: «Я не сделал никому зла. Больной и измученный, я только замахнулся палкою на своего мучителя, я не ударил его, а только замахнулся, не доходя пяти шагов». Далее события разворачивались быстро. Хаджи – Ахмед с муллой все подстроили так, что Булата обвинили в краже ковров из мечети и сослали его в Сибирь.

После разбора основного эпизода в рассказе «Под старой грушей» сравниваем образы Герасима и Булата в эпизодах: «Возвращение Герасима в деревню» и «Ссора старого Булата с хаджи – Ахмедом». Глубина страданий героев нашла отражение в их поведении. Есть ли общее в горе Герасима и в горе Булата? Школьники чувствуют, как герои тяжело переживают свое горе. Они отмечают, что состояние Герасима писатель передает с помощью деталей: Герасим надел новый кафтан, вычесал Муму, накормил ее щами с мясом. В тексте нет прямой авторской оценки состояния героя. А в рассказе «Под старой грушей» горестное повествование ведется от лица рассказчика, и о его душевном состоянии мы узнаем из его уст: «И мое сердце разрывалось на части: я видел, я чувствовал, что страшный вопрос «Откуда же взялись ковры в нашем стожке?» – по – прежнему терзает душу жены… Поверьте, поверьте моей совести, родные люди!. . Я не находил успокоения… С горьким чувством на сердце и отправился я в свой тяжкий путь по судам и тюрьмам…»

Учащиеся делают вывод: о чувствах и глубине переживаний Герасима И. С. Тургенев ничего не говорит. У А. А. Шогенцукова же Булат пытается разобраться в случившемся, постоянно думает, рассуждает. Даже находясь в тюрьме, он вспоминает о случившемся и сильно переживает. И тяжко ему было от этих дум. Реакция Герасима и Булата на происходящее одинакова: даже в минуты потрясений они ведут себя спокойно, уравновешенно, не роняя своего человеческого достоинства.

Поведение человека, как известно, зависит от условий, в которых он оказывается. Одна категория людей, столкнувшись с неприятностями или трудностями, падает духом и склоняет голову. Другая категория людей идет до победного конца. К какой категории людей относятся Герасим и Булат? Учащиеся делают интересные наблюдения: столкнувшись с препятствиями, Герасим и Булат ведут себя по – разному. Герасим возвращается в деревню. По мнению учащихся, его возвращение в деревню – нравственная победа, а не бегство от барыни. Значит, он не склонил голову, не примирился. Герой же рассказа «Под старой грушей», напротив, отступает. Учащиеся отмечают, что Герасим совершает решительный поступок и находит выход из создавшегося положения, а Булат смиренно склоняет голову.

Анализируя поведение героев, школьники учатся не только сравнивать их поступки, но и давать им оценку.

Таким образом, изучение произведений русской литературы в сопоставлении с родной обогащает духовный мир учащихся, облегчает поиск правильных жизненных ориентиров, формирует толерантное отношение к культуре других народов, развивает эмоциональное восприятие и читательскую культуру школьников.

М. М Хакуашева, МОУ СОШ №3, г. п. Терек, Республика Кабардино-Балкария

Метки: Литература