Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова Цель урока: Познакомить с теорией Раскольникова

Задачи урока:

  • Образовательные:

1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;

2. Сформулировать мотивы совершения преступления;

  • Развивающие:

1. Формировать умение анализировать эпизод текста;

2. Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские

темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;

2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;

3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.

Тип урока: комбинированный урок

Тип урока по форме организации взаимодействия: урок-семинар с элементами дискуссии.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Пояснительная записка: Урок является продолжением в изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Цель – познакомить учащихся с теорией Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой на уроке проблеме.

Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления, личностно-ориентированные технологии, а также элементы проблемного обучения.

Необходимое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, книги Ф. М. Достоевского.

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

Д. С. Мережковский

1. Организационный момент:

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? – сегодня мы будем говорить об этом на нашем уроке.

КАДР 1

2. Актуализация знаний учащихся: Обращаемся к материалу предыдущего урока, чтобы воспользоваться уже имеющимися знаниями для решения сегодняшних задач.

Учитель:

– Мы продолжаем с Вами знакомство с романом Федора Михайловича Достоевского. На прошлом уроке мы посмотрели, как было совершено убийство. Давайте вернемся к событиям прошлого урока и окунемся в атмосферу Петербурга XIX века.

3. Просмотр видеофрагмента (Документальный фильм о петербургских дворах. Сегодняшний Петербург на экране, за кадром – чтение текста романа).

– Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же – убийство. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах совершенного преступления.

4. Объявление темы урока

Учитель:

Наша тема – теория Раскольникова. КАДР 3

5. Работа с текстом.

Учитель:

– Кому из героев романа Раскольников называет причины убийства? (Соне Мармеладовой?)

– Почему именно к Соне приходит Раскольников после убийства? (чувствует в ней родственную душу). Его словно тянет к Соне. Именно ей он обещает назвать, кто же убийца. Давайте обратимся к диалогу Раскольникова и Сони в части 5, гл. 4.

6. Анализ эпизода

– С каким чувством приходит Раскольников к Соне во второй раз? Сразу ли он решил открыться ей? (сначала испытывает к ней ненависть и только после того, как прочитал в ее глазах любовь, понимает, что настала «та минута»).

– Что говорит Соня в ответ на его признание? Как воспринимает сказанное Соня? (« Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» – сострадает). Соня не отталкивает его – и это позволяет ему рассказать ей о причинах убийства.

– Какие причины убийства называет Раскольников? Посмотрим по тексту и обратим особое внимание на то, что и как отвечает ему Соня и на авторский текст.

7. Работа с презентацией. КАДР 4, 5

Ребята находят в тексте объяснение Раскольникова и реакцию Сони. На экран выводится текст. Проводится лексическая работа, выделяются ключевые слова

1. « Чтобы ограбить». Почему с досадой говорит? (чтобы отвязалась – самая простая причина)

2. (называет Соня) «Ты был голоден». Почему называет Соня? (ищет оправдание)

3. «Хотел Наполеоном сделаться» – власть над людьми, право сильной личности. Соглашается ли с таким объяснением Соня? («не то все это»)

4. «Для себя убил». – для теории – Соня жалеет («Экое страдание!»)

– Давайте еще раз посмотрим на реплики Сони. Какую позицию она занимает?

КАДР 6

(переживает, пытается оправдать, страдает вместе с ним, помогает разобраться в себе, открыться)

– Кто из героев в этой сцене внутренне сильнее?

– Среди всех перечисленных причин постепенно мы понимаем истинную – убил по теории.

КАДР 7

– В чем же смысл этой теории? Где изложена теория? (читатель о ней уже знает – часть 3 гл. 5)

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных. )

– Кто же такие обыкновенные люди?

После ответов ребят выводим обобщение на экран. КАДР 8

– Кого Раскольников относит к людям необыкновенным? – КАДР 9

Учитель:

– Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете, почему она зародилась? ( Истоки – внешние и внутренние).

Ребята формулируют предпосылки возникновения теории. Вспоминают ключевые эпизоды:знакомство с Мармеладовым, историей его жизни, письмо матери, встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, подслушанный разговор офицера со студентом.

Внешние

– судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,

– идеи Наполеона о праве сильной личности, витающая в воздухе (Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью " Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде " Борьба за существование " . В пьесе – впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение. )

– тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, комната, похожая на шкаф

Внутренние

– внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать;

– характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый

Выводим вывод на экран:

КАДР 11

8 Итог урока:

Учитель:

– В самом начале нашего урока Вы видели видеоролик– улицы, подворотни и дворы-колодцы Петербурга. Современный город, сохранивший черты Петербурга Достоевского. Один из домов – это исторический адрес – дом старухи-процентщицы, в котором и произошло убийство. Современники не остаются равнодушными к поступку Раскольникова и его теории.

Демонстрируется видеофрагмент – изображение лестницы к квартире старухи-процентщицы с надписями на стенах, оставленными современными подростками.

КАДР 9

– И отношение, как мы видим, разное. Я предлагаю Вам задуматься над собственным отношением к теории Раскольникова и ответить дома на вопрос:

КАДР 10 – домашнее задание.

Подтвердите или опровергните примерами из истории теорию Родиона Раскольникова. Каково Ваше отношение к этой теории?

О. Б. Гаврилова, ГБОУ Лицей №344, Санкт-Петербург

Метки: Литература