Литература. Об информационно – творческом проекте «О братьях наших меньших», 2 класс
Литература. Об информационно – творческом проекте «О братьях наших меньших», 2 класс Современное образование переживает время реформ. До последнего времени преподавание в начальной школе было ориентировано на изучение ЗУНов, однако сегодня, на мой взгляд, более актуальна проблема не столько в приобретении конкретных навыков, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике.
Методы реализации проектной деятельности
В современной педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих по самой своей сути в сочетании с использованием также традиционных информационно-рецептивных и репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.
Проектную деятельность невозможно вместить в рамки отдельно отведенного урока. Здесь на первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Повышению эффективности такой деятельности способствует быстрая реакция учителя на возникающие в ходе самостоятельной работы учащихся вопросы и проблемы, его интерес к мнению ученика. И тут, естественно, возрастает роль учителя как координатора самостоятельной работы учащегося.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Работая по литературному чтению в разделе «О братьях наших меньших», в беседе о значении животных в жизни человека, я рассказала несколько интересных историй о животных и их взаимоотношениях с людьми. И увидела, что эта тема очень заинтересовала детей. Мы решили поискать интересные рассказы, стихотворения о животных в классной библиотечке, в школьной библиотеке, дома.
Материала собралось очень много. И тогда мы решили конкретизировать нашу работу – собрать материал о наших домашних животных. Выяснилось, что у каждого из нас есть домашние животные, они ежедневно рядом с нами, дарят нам свою любовь и преданность и мы их очень любим. Детям хочется о них рассказывать, обсуждать, сравнивать, фотографировать, рисовать.
Родилась идея информационно-творческого проекта «О братьях наших меньших – наших домашних любимцах». Мы решили собрать как можно больше материала о наших питомцах.
Цель проекта: изготовление книги о наших домашних животных
Задачи:
– формировать навыки исследовательской деятельности;
– воспитывать интерес к книгам, чтению дополнительной литературы;
– развивать творческие способности учеников;
– развивать коммуникативные способности;
– развивать познавательную активность;
– развивать умение анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности;
– воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Класс разделился на три творческие группы:
Первая группа детей собирала материал о кошках;
Вторая – о собаках;
Третья – о попугаях.
К поиску подключились и родители. У каждого из ребят дома множество энциклопедий, у многих есть компьютер, имеется выход в Интернет. Заранее провела родительское собрание, рассказала родителям суть этого информационно – творческого проекта. Попросила принять участие. Учитывая то, что наши второклассники впервые выполняли такой проект, я руководила всем процессом творческой деятельности:
Давала недостающую информацию, оказывала помощь в подборе и систематизации материалов, консультировала родителей, поддерживала и поощряла активность и познавательный интерес учеников в работе над проектом.
Каждая группа учеников искала рассказы и стихотворения о «своих» животных в классной библиотеке, в школьной библиотеке, дома. Мы решили оформить классную газету «О наших домашних любимцах», а для неё – написать сочинения и сфотографироваться с ними, нарисовать их, смастерить поделки, найти песни о них. Дети работали с удовольствием. Положительная эмоциональная окраска всей совместной деятельности способствовала созданию условий для успешности учебного процесса ( частью которого и является проектная деятельность).
Время работы над проектом: 2недели
Режим работы:
использование учебных часов ( уроков литературного чтения, природоведения, математики, уроков технологии, изобразительного искусства );
внеурочных коррекционных и кружковых занятий, классных часов;
«Часа досуга» в ГПД
Материально– техническое оснащение: книги о домашних животных, детские энциклопедии, предметные и сюжетные картинки, «занимательные раскраски», рисунки и поделки детей, записи песни «Рыжий кот», «Не дразните собак»
Во время работы над проектом не все учащиеся работали одинаково.
Проектный метод помогает мне реально внедрять дифференцированный подход к учащимся. Использовала разные по уровню сложности проектные задания, учитывая их возможности, уровень развития техники чтения.
Этапы выполнения проекта
1. Исследовательский (выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, подбор материала)
2. Технологический (чтение выбранной литературы, определение наиболее доступных и интересных материалов, оформление газеты, изготовление поделок, рисунков)
3. Заключительный (подведение итогов работы, рефлексия, представление проекта– открытый урок)
В. П. Волкогон, БС(к)ОУ №131 Красносельского района, Санкт-Петербург
Метки: Литература