Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Нравственные ценности в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Разработка урока литературы, 6 кл

Нравственные ценности в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Разработка урока литературы, 6 кл

Нравственные ценности в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Разработка урока литературы, 6 кл

ТДЦ: продолжить знакомство с «Повестями Белкина»; развивать навык литературного анализа прозаического произведения на основе повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»;воспитывать и развивать нравственные качества личности. .

Оборудование: презентация, фильм «Станционный смотритель», анкета с вопросами.

Ход урока.

І. Организация начала урока.

(1-2)

Приветствие.

Сообщение темы и цели урока.

І І. Повторение.

(5-6)

Беседа.

Задание.

Проверка.

І І І. Изучение нового материала.

(15-17)

Беседа.

Выборочное чтение.

Проблемный вопрос.

Просмотр видеоматериала.

Пересказ.

Проблемный вопрос.

Обобщение.

Беседа.

Просмотр отрывка кинофильма.

Беседа.

Слово учителя.

ІV. Итог урока.

Творческое задание.

V. Домашнее задание.

VІ. Оценивание работы учащихся.

– Здравствуйте, ребята.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с «Повестями Белкина» и обратимся к ещё одному произведению этого цикла – повести «Станционный смотритель».

– В определении темы нашего урока, какое слово вам не понятно?

(нравственность)

– Как вы можете объяснить значение этого слова?

(ответы учащихся)

– Зачитайте определение слова «нравственность» на слайде.

( 2 слайд)

– А что такое «ценности»?

(ответы учащихся: « ценности – это дорогие, важные в жизни вещи; что-то очень значительное…»)

– Мы изучили недавно повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Какие душевные качества были у главного героя?

(доброта, справедливость, целеустремленность, храбрость и т. д)

– У каждого человека есть душевные качества, как хорошие, так и плохие, и есть свои ценности. Вот некоторые из них ( 3 слайд)

– Я предлагаю расположить их в определенной последовательности по степени важности для вас.

– Итак, давайте проверим, что вы поставили на первое место.

(ответы учащихся)

– Именно об этих нравственных качествах и ценностях мы и будем говорить, изучая повесть «Станционный смотритель».

– Назовите главных героев повести.

(Самсон Вырин, Дуня, Минский)

– Чем занимается Самсон Вырин?

(работает станционным смотрителем)

– Что такое «станционный смотритель»? Зачитайте, что говорит об этой должности герой.

(«…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него, как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?. . боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову!. . . »)

– Как вы думаете, приносила ли С. Вырину удовлетворение его работа?

(ответы учащихся)

– А почему он не ушел с этой работы?

(так как некуда больше пойти)

– Истинное успокоение станционный смотритель обретал дома, рядом с дочерью. Давайте посмотримвидеоматериал, демонстирующий нам то, как живут Самсон Вырин и Дуня.

– Расскажите, почему Дуня решается уехать с Минским?

– Как реагирует отец на «побег» дочери»?

(«…Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого. »

…Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел, и пошел сам к обедни…»

– Когда ваши родители могут быть в таком же душевном состоянии?

(когда нас долга нет дома – переживают за нас, так как любят и т. д)

– Какой вывод можно сделать?

(не огорчать родителей; предупреждать об опозданиях…)

– Как отец находит свою дочь, и какие чувства при этом испытывает?

– Что делает Минский, чтобы отделаться от него?

(предлагает деньги)

– Почему слезы негодования появляются на лице Самсона в этот момент?

(чувствует себя униженным)

– Смог ли станционный смотритель вернуть свою дочь? Почему?

(Нет. Он не смог бы ничего предпринять против Минского…)

– Давайте посмотрим финальную сцену этой истории, где Дуня приезжает на могилу отца.

– Счастлива ли Дуня? Раскаялась ли она в своем поступке?

(Она не обрела счастья. Поняла свою вину…)

– Всем вам известна «Притча о Блудном сыне». Чем схожи позиции родителей в «Станционном смотрителе» и в «Притче о Блудном сыне»?

(одинаковая позиция – прощают своих детей)

– А кто из детей оказался счастливее? Почему?

(Блудный сын, так как вернулся и попросил прощения)

-Ребята, очень важно говорить родителям о том, как мы их любим, уважаем, ценим.

– Давайте теперь обратимся к нам. Предлагаю вам заполнить небольшую анкету.

– Опишите, какие для вас родители, какие вы, какие взаимоотношения между вами и родителями.

Родители.

Дети.

Взаимоотношения.

Какие они?

Какие мы?

Прочитать повесть «Выстрел».

М. А. Носова, МКОУ "Любинская СОШ № 3", Омская область

Метки: Литература