Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Урок литературы в 9 классе «Особенности изображения темы любви в рассказе И. Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви»

Урок литературы в 9 классе «Особенности изображения темы любви в рассказе И. Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви»

Урок литературы в 9 классе «Особенности изображения темы любви в рассказе И. Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви» Цели:

образовательные:

– раскрыть понятие «импрессионистичности» как основы поэтики прозы Бунина;

– рассказать об импрессионизме в живописи и литературе;

– проследить историю создания книги «Темные аллеи»;

– провести параллель между стихотворением Огарева «Обыкновенная история» и рассказом Бунина «Темные аллеи»;

– определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи», которая становится основной темой всего творчества писателя и рисует перед читателем целостную картину мира;

развивающие:

– развивать умение видеть пути синтеза искусств;

– развивать умение прослеживать общую линию в книге рассказов;

– развивать умение определять роль пейзажа, портрета, интерьера в тексте;

воспитательные:

– воспитывать чувство эстетического наслаждения от литературных и живописных произведений;

– помогать осознавать первостепенность любви в жизни человека.

Теория литературы: импрессионистичность, книга рассказов.

Музыкальное сопровождение: Ремо Джадзотто «Адажио Альбинони»

Оборудование и наглядность:

портрет Бунина, выставка иллюстраций к рассказам из сборника «Темные аллеи», репродукции картин, Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега,К. Коровина

Предварительное задание: прочитать рассказы Бунина «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Кавказ», «Красавица», «Дурочка»», «Степа» и другие рассказы из книги «Темные аллеи». Отметить в рассказе «Темные аллеи» портрет, пейзаж, интерьер.

Индивидуальное задание:

выразительное чтение эпизода рассказа по ролям, чтение наизусть стихотворения Н. Огарева «Обыкновенная история», сообщение об импрессионизме как инновационном стиле в искусстве

План урока:

1. Оргмомент (1 мин. ).

2. Психологическая подготовка (слово учителя; 1 мин. ).

3. Беседа об импрессионизме (3-5 мин. ).

4. Сообщение о книге рассказов «Темные аллеи» (3 мин. ).

5. Чтение наизусть стихотворения Н Огарева «Обыкновенная история».

6. Работа с таблицей :сопоставить

7. Анализ-беседа по рассказу( с выступлением уч-ся выразит. чтение) «Темные аллеи» (20 мин. ).

8. Групповая работа над отрывок из статьи Владимира Смоленского

« И. Бунин».

9. Итог урока (2 мин. ).

10. Домашнее задание (2 мин. ).

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии:

Технология проблемного обучения.

Технология открытого образования.

Личностно-ориентированные.

Педагогика сотрудничества .

Технология уровневой дифференциации обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

На прошлом занятии мы с вами говорили о биографии и поэзии Ивана Бунина, сегодня мы раскроем часть предыдущей темы, побеседовав о прозе Бунина.

III Беседа об импрессионизме:

– Проза Бунина очень самобытна, ее отличает множество особенностей, но главной особенностью, которая определяет все остальные, является ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ бунинских рассказов. Это слово происходит от названия направления в живописи, возникшем в конце XIX века во Франции – импрессионизм (от фр. «впечатление»).

( Лукманова Э. ) На рубеже веков было сделано множество технических открытий, одним из которых стала фотография. Как изобретение фотографии повлияло на живопись и литературу ? (Фотография взяла на себя функцию запечатления явления или человека).

Тогда живописи пришлось искать новые смыслы существования, преимущества относительно фотографии. И таким преимуществом стала мобильность художников. Что представляли собой первые фотоаппараты? (Громоздкие, требовали долгой подготовки к съемке).

Художники же теперь впервые покидают мастерские, выходят на пленер, и чтобы создать картину им требуется уловить впечатление от пейзажа, человеческого облика или движения и мгновенно перенести его на полотно. Как действует художник при таком мгновенном впечатлении? (Нет времени выписывать детали – легкие мазки, полутона, не цвета, а оттенки).

Репродукции картин основных представителей импрессионизма:

Эдуард Мане, Клод Моне ,Огюст Ренуар ,Эдгар Дега ,Константин Коровин «Настурции», «Портрет Шаляпина», «Пристань в Гурзуфе».

Врубель, Борисов-Мусатов? (Параллельно просматриваются репродукции).

В литературе импрессионизм не сложился в самостоятельное направление, но многие писатели восприняли мироощущение современников-живописцев. Как могут проявляться принципы импрессионизма в литературе? (Отбор языковых средств, создание пейзажей и портретов героев, изображение внутреннего мира персонажей).

Применительно к литературе импрессионизм рассматривается широко – как стилевое явление, возникшее в последней трети 19 века и охватило писателей разных убеждений и методов. Признаки «импрессионистического стиля» – отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживали, однако, при осмотре целого, свое единство и связь. Как особый стиль импрессионизм с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, которые нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей «боковой» правдой оказывали рассказы необычайную яркость и свежесть, а художественный идеи – неожиданную разветвленность и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, импрессионизм не означал, особенно в больших писателей (например, А. П. Чехов,И. А. Бунин и др. ). , ломки художественных принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов, описаний.

-Действительно, многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.

IV Проблемный вопрос : почему цикл назван «Темные аллеи»?

– Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают?

(1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом. )

-Вопросы классу: дома вы прочитали несколько рассказов из сборника ,по какому принципу в книге объединены рассказы?

(Все показывают многоликую любовь с разных сторон).

Почему Бунин говорит именно о «ликах» любви?

(Лики – святость любви, блики – мимолетность, неуловимость любви).

V. Краткая история создания рассказа «Темные аллеи»

Настрой циклу дает стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», на которое не очень точно ссылается Бунин в первой одноименной с циклом новелле. Но у Огарева все заканчивается печальными строками о свидании молодых людей.

Чтение стихотворения Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть» ( Толмачева А. )

Н. Огарев. «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели.

О, если б кто увидел их

Тогда, при утренней их встрече,

И лица б высмотрел у них

Или подслушал бы их речи –

Как был бы мил ему язык,

Язык любви первоначальной!

Он верно б сам, на этот миг,

Расцвел на дне души печальной!. . .

Я в свете встретил их потом:

Она была женой другого,

Он был женат, и о былом

В помине не было ни слова;

На лицах виден был покой,

Их жизнь текла светло и ровно,

Они, встречаясь меж собой,

Могли смеяться хладнокровно. . .

А там, по берегу реки,

Кругом шиповник алый цвел,

Молчала темных лип аллея. .

Одни простые рыбаки

Ходили к лодке обветшалой

И пели песни – и темно

Осталось, для людей закрыто,

Что было там говорено,

И сколько было позабыто.

VI. Сопоставьте рассказ И. Бунина «Тёмные аллеи» и стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Работа с таблицей. (слайд 9)

– Какую особенность бунинской прозы мы смогли увидеть, проделав данную работу?

– Чего мы не найдем в стихотворении Н. Огарева?

-В чем особенность Бунина как писателя– импрессиониста?

VII. Беседа по вопросам:

Попытаемся глубже разглядеть в чем заключена особенность языка Бунина?

В начале рассказа перед нами возникает пейзаж. «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами».

В чем особенность данного пейзажа? (Он как кадры кинопленки, ничего не описывается подробно – пейзаж импрессионистичен. Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя. ).

– В одном абзаце даны два портрета. Какие художественные детали подчеркнуты? (Оба героя одного возраста, но они противопоставлены (союз“а”), крестьянин похож на разбойника, а седок –на Александра II. Таким образом, подчеркнуто социальное положение каждого. Это портреты –впечатления с элементами психологического анализа. Обращено особое внимание на взгляд, подчеркнуты эпитетами “строгий и усталый”. )

(Одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни. )

– Как представлена героиня? Зачем использовано многосоюзие “тоже”? (Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота. )

– Почему портрет героини так натуралистичен? (Повествователь любуется героиней, его восхищает женское тело. )

– Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича? (Он – любовь всей ее жизни. )

– Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги. Как построен диалог бывших влюбленных? (Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони. )

VIII. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА А. ДЕМИДОВОЙ, продолжают воспитанницы

-Что вы испытывали, читая эти строки?(слайд11)

(ВОЛОГДИНА,ПЕРШИНА,БОГДАНОВА)

ВОПРОС К ВОСПИТАННИЦАМ,УЧАСТВОВАВШИМ В СЦЕНКЕ

-КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЛИ ,ИГРАЯ ЭТУ РОЛЬ?

– Каково душевное состояние героя? Почему он покраснел?

(Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта. )

– Как и почему меняется душевное состояние героя?

(Воспоминания о любви возвращают его к жизни, усталость и рассеянность исчезают, появляется решимость. )

– Почему их диалог переходит в спор? Что они говорят о любви?

(Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня –смыслом жизни).

– Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе?

(Твердая, страстная, верная,преданная. )

– Как характеризует героя эта история?

(Бессердечный,романтичный, слабохарактерный. )

– Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой? (Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил, для нее темные аллеи – боль на всю жизнь; для него –красивая девушка, давшая ему лучшие минуты. )

– Почему история героя умещается в один абзац? Как в монологе он характеризует свою жизнь? Почему все его отношения “обыкновенная пошлая история”? (Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Не способен любить, отдавать себя. )

– Почему герою становится все труднее общаться, и он просит Надежду уйти? (Мучает совесть. )

– Почему героиня не может простить его? (Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова. )

– Почему герой испытывает противоречивое состояние? (Не способен на поступок. )

– Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений? (Социальную. )

-Какой мотив воплощен в рассказе? (Мотив вечного пути в поиске счастья. )

-На что указывает кольцевая композиция рассказа?( Кольцевая композиция указывает на то, что герой возвращается к прежней жизни , ничто не изменилось в его несчастливой, однообразной жизни)

IX. Итоговый вопрос:

1)Как выдумаете, почему Надежда не прощает Николая Алексеевича?

2)Почему Бунин не дает шанса Николаю Алексеевичу быть прощенным Надеждой? Ведь жизнь его не сложилась, он страдал . Почему он не искупил свой грех?

Достаточно легко ответить на первый вопрос, говоря о том, что Николай Алексеевич когда-то предал Надежду, и поэтому Надежда не прощает его.

На второй вопрос ответить труднее.

Поэтому я предлагаю прочитать отрывок из статьи Вл. Смоленского

« И. Бунин».

Работа в парах ( малых группах).

Задание: прочитайте отрывок и выделите ответ на поставленный вопрос из него определение ( характеристику) любви.

«Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто они прорываются на поверхность: большинство людей не испытывают их рокового возмездия до конца своих дней. Такое отношение к любви неожиданно придает трезвому бунинскому таланту романтический отсвет. Впрочем, эта неожиданность кажущаяся. Ничего не прощавший своим героям – малейшей пошлости, слабости, даже физического несовершенства, Бунин уже силой внутренний логики должен был выйти к рубежам идеального, беспримесного чувства, достояния немногих

Бунин не прощает ошибок в любви, его герой, однажды предав любовь, не имеет шансов быть прощенным, быть счастливым. И тогда все его жизненные неудачи воспринимаются как кара за однажды преданную любовь. »

Возвращаемся к вопросу: Почему Бунин не дает шанса Николаю Алексеевичу быть прощенным Надеждой?

Бунин не прощает ошибок в любви, и поэтому его герой , однажды предав любовь, не имеет шансов быть прощенным, быть счастливым. И тогда все его жизненные неудачи воспринимаются как кара за однажды преданную любовь.

ВЫВОД:

Перед нами два героя. При всей социальной весомости и устроенности Николая Алексеевича, он не создает образа счастливого человека. Перед нами несчастный, одинокий, уставший от жизни человек. Надежда тоже одинока, но нет такого чувства, что жизнь Надежды не удалась, не сложилась, прошла впустую, нет ощущения уставшего от жизни человека. Она все также молода, красива, легка. Читая рассказ дальше, мы узнаем, что надежда всю жизнь любит и продолжает любить Николая Алексеевича. И именно любовь наполняет жизнь Надежды смыслом. Николай Алексеевич в свое время отказался от любви, испугался, сбежал, бросил её, предал любовь. И, однажды предав, он больше никогда не встретил и не ощутил чувства настоящей любви. И вот через много лет они вновь встречаются: Надежда все также любит, а Николай Алексеевич все понял, осознал и, может быть, готов вернуться. Но Надежда – не прощает и отвергает его. Почему? Да потому что настоящая любовь не прощает человеческих ошибок, и, раз ошибившись, отвернувшись от любви, человек обрекает себя на жизнь без любви, а следовательно, без счастья. Такова и есть жизнь Николая Алексеевича.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Стр. 53,54. Выписать тезисы из статьи критика Олега Михайлова об особенностях изображения любви в произведениях Бунина. Какой протест , по мнению Михайлова, заложен в любовной лирике писателя?

2. Приведите примеры рассказов из сборника « Темные аллеи», подтверждающие мысль о том, что любовь не прощает предательства и любви достойны немногие.

3. Индивидуальные задания.

Задание1. А. Блок. Слово о писателе. (подготовить сообщение о творчестве А. Блока с презентацией на 3-5 минут).

Задание2. Подготовить сообщение с презентацией « Лирика– как один из трех родов литературы»

Задание3. Современники об А. А. Блоке. (Выписать, оформить в 3, 4 слайда)

Литература:

1. Долгополов В. А. На рубеже веков, Л. , 1989.

2. Михайлов О. Н. Строгий талант, М. , 1982.

3. Евнина И. Н. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX – начала XX века, М. , 1982.

4. Эфрос А. М. «Два юбилея»Мастера разных эпох, М. , 1979.

5. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В. Я. Коровиной, М. , 2009.

Приложение№1

Сопоставьте рассказ И. Бунина «Тёмные аллеи» и стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть».

Произведение

«Темные аллеи»

«Обыкновенная повесть»

Пейзаж

Портрет

Настроение

Приложение№2

Почему Бунин не дает шанса Николаю Алексеевичу

быть прощенным Надеждой?

Владимир Смоленский « И. Бунин».

Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто они прорываются на поверхность: большинство людей не испытывают их рокового возмездия до конца своих дней. Такое отношение к любви неожиданно придает трезвому бунинскому таланту романтический отсвет. Впрочем, эта неожиданность кажущаяся. Ничего не прощавший своим героям – малейшей пошлости, слабости, даже физического несовершенства, Бунин уже силой внутренний логики должен был выйти к рубежам идеального, беспримесного чувства, достояния немногих

Бунин не прощает ошибок в любви, его герой однажды предав любовь, не имеет шансов быть прощенным, быть счастливым. И тогда все его жизненные неудачи воспринимаются как кара за однажды преданную любовь.

Н. В. Костина, ФГКОУ «Московский кадетский корпус « Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»»

Метки: Литература