Конспект урока по теме: « Негромкая мелодия души…». Бардовская песня Б. Окуджавы и В. Высоцкого
Конспект урока по теме: « Негромкая мелодия души…». Бардовская песня Б. Окуджавы и В. Высоцкого
( Урок в рамках городского методического объединения учителей русского языка и литературы)
Форма урока – урок– откровение.
Цель: осмысление художественно– поэтических особенностей бардовской песни на примере творчества Б. Окуджавы и В. Высоцкого.
Задачи: 1. создать условия для выявления художественных особенностей бардовской
песни;
2. способствовать совершенствованию умения анализировать поэтический текст
на уровне первичного восприятия;
3. создать условия для развития эстетического вкуса у учащихся.
Оборудование: композиция (гитара с портретами бардов, сборники песен и стихов); песни Б. Окуджавы («Песенка об Арбате», «Надежды маленький оркестрик»), В. Высоцкого («Я не люблю», «Белый танец»); карточки со стихами бардов для групповой работы; оформление доски (портреты Б. Окуджавы и В. Высоцкого; эпиграфы к уроку
Учащиеся организованы в группы.
Материалы прилагаются.
Ход урока:
- этап. Психологический настрой на восприятие темы.
Звучит бардовская песня «Кот» в живом исполнении.
- этап. Актуализация знаний.
– Что вам известно об этом виде искусства?
– Это бардовская поэзия. Звучащий стих имеет более древнюю историю, чем стих письменный: античность, средневековье, включая древнюю Русь, неразрывно связали слово со звучанием инструмента, чаще всего струнного.
– А что означает слово «бард»?
– Я расскажу вам притчу: « Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди,
которых называли кельтами, своих мудрых учителей они называли друидами. Перед
их знаниями материального и духовного мира преклонялись многие. Друид должен
был 20 лет обучаться у жреца, а, пройдя испытания, обучение и обряд посвящения, избранник назывался «бард». Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в него свет и истину своей песней, формируя словом образы, исцеляющие душу.
- этап. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы соприкоснемся с поэтическим текстом. Мы не будем анализировать его, как это делали всегда. Пусть каждый из вас прозвучит вместе с творчеством авторов бардовской песни. Их имена: Ю. Визбор, А. Галич, В. Цой, А. Розенбаум, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.
Мы остановимся на творчестве Б. Окуджавы и В. Высоцкого.
- этап. Работа с текстом.
Б. Окуджава.
Звучит « Песенка об Арбате» в исполнении Б. Окуджавы.
Групповая работа.
На уровне первичного восприятия текста определить: 1,2 группа – Что вы слышите в слове поэта?; 3,4 группа – Какие необычные метафоры использует автор?
– Прочитайте другие стихи из распечаток и найдите те строки, которые проникли в душу, то ключевое слово, которое откликнулось в вас?
( Можно оформить на доске)
– Какие традиции литературы 19 века продолжаются в творчестве барда?
– Какова его лирическая героиня?
– Какие истины проповедует поэт?
Звучит песня «Надежды маленький оркестрик» в исполнении Б. Окуджавы.
В. Высоцкий
Н. В. Гоголь: « Песня сочиняется не пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому нежели поэзия звуков или , лучше сказать, поэзия поэзии».
– Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к В. Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни. В. Высоцкого называли «обнаженная совесть эпохи». Свое жизненное кредо поэт выразил в песне « Я не люблю».
Звучит песня.
– Что для вас окажется откровением? Какое поэтическое слово поражает глубиной? Что несет поэзия В. Высоцкого?
Работа с текстами в распечатках.
Звучит песня « Белый танец».
– Кого из поэтов «серебряного века» напоминает поэзия В. Высоцкого?
- этап. Рефлексия.
– Вот такие разные поэты: один трибун, другого называла Чеховым 20 века. Выбор за вами. Но я уверена, что прикосновения к живому бардовскому слову поможет нам ощутить ту гармонию, которой не хватает сейчас. Эпоха 70-х годов была противоречива и без бардовской песни представление о ней будет неполной.
Чтение эпиграфа.
И. В. Залескова, МБОУ "Лицей №124", г. Баранаул
Метки: Литература