Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Конспект урока по теме: « Негромкая мелодия души…». Бардовская песня Б. Окуджавы и В. Высоцкого

Конспект урока по теме: « Негромкая мелодия души…». Бардовская песня Б. Окуджавы и В. Высоцкого

Конспект урока по теме: « Негромкая мелодия души…». Бардовская песня Б. Окуджавы и В. Высоцкого

( Урок в рамках городского методического объединения учителей русского языка и литературы)

Форма урока – урок– откровение.

Цель: осмысление художественно– поэтических особенностей бардовской песни на примере творчества Б. Окуджавы и В. Высоцкого.

Задачи: 1. создать условия для выявления художественных особенностей бардовской

песни;

2. способствовать совершенствованию умения анализировать поэтический текст

на уровне первичного восприятия;

3. создать условия для развития эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование: композиция (гитара с портретами бардов, сборники песен и стихов); песни Б. Окуджавы («Песенка об Арбате», «Надежды маленький оркестрик»), В. Высоцкого («Я не люблю», «Белый танец»); карточки со стихами бардов для групповой работы; оформление доски (портреты Б. Окуджавы и В. Высоцкого; эпиграфы к уроку

Учащиеся организованы в группы.

Материалы прилагаются.

Ход урока:

  1. этап. Психологический настрой на восприятие темы.

Звучит бардовская песня «Кот» в живом исполнении.

  1. этап. Актуализация знаний.

– Что вам известно об этом виде искусства?

– Это бардовская поэзия. Звучащий стих имеет более древнюю историю, чем стих письменный: античность, средневековье, включая древнюю Русь, неразрывно связали слово со звучанием инструмента, чаще всего струнного.

– А что означает слово «бард»?

– Я расскажу вам притчу: « Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди,

которых называли кельтами, своих мудрых учителей они называли друидами. Перед

их знаниями материального и духовного мира преклонялись многие. Друид должен

был 20 лет обучаться у жреца, а, пройдя испытания, обучение и обряд посвящения, избранник назывался «бард». Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в него свет и истину своей песней, формируя словом образы, исцеляющие душу.

  1. этап. Целеполагание.

– Сегодня на уроке мы соприкоснемся с поэтическим текстом. Мы не будем анализировать его, как это делали всегда. Пусть каждый из вас прозвучит вместе с творчеством авторов бардовской песни. Их имена: Ю. Визбор, А. Галич, В. Цой, А. Розенбаум, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.

Мы остановимся на творчестве Б. Окуджавы и В. Высоцкого.

  1. этап. Работа с текстом.

Б. Окуджава.

Звучит « Песенка об Арбате» в исполнении Б. Окуджавы.

Групповая работа.

На уровне первичного восприятия текста определить: 1,2 группа – Что вы слышите в слове поэта?; 3,4 группа – Какие необычные метафоры использует автор?

– Прочитайте другие стихи из распечаток и найдите те строки, которые проникли в душу, то ключевое слово, которое откликнулось в вас?

( Можно оформить на доске)

– Какие традиции литературы 19 века продолжаются в творчестве барда?

– Какова его лирическая героиня?

– Какие истины проповедует поэт?

Звучит песня «Надежды маленький оркестрик» в исполнении Б. Окуджавы.

В. Высоцкий

Н. В. Гоголь: « Песня сочиняется не пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому нежели поэзия звуков или , лучше сказать, поэзия поэзии».

– Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к В. Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни. В. Высоцкого называли «обнаженная совесть эпохи». Свое жизненное кредо поэт выразил в песне « Я не люблю».

Звучит песня.

– Что для вас окажется откровением? Какое поэтическое слово поражает глубиной? Что несет поэзия В. Высоцкого?

Работа с текстами в распечатках.

Звучит песня « Белый танец».

– Кого из поэтов «серебряного века» напоминает поэзия В. Высоцкого?

  1. этап. Рефлексия.

– Вот такие разные поэты: один трибун, другого называла Чеховым 20 века. Выбор за вами. Но я уверена, что прикосновения к живому бардовскому слову поможет нам ощутить ту гармонию, которой не хватает сейчас. Эпоха 70-х годов была противоречива и без бардовской песни представление о ней будет неполной.

Чтение эпиграфа.

И. В. Залескова, МБОУ "Лицей №124", г. Баранаул

Метки: Литература