Проект урока литературы по теме: «Эмоционально – образный анализ рассказа В. М. Шукшина «Дядя Ермолай» (с использованием интернет – ресурса)
Проект урока литературы по теме: «Эмоционально – образный анализ рассказа В. М. Шукшина «Дядя Ермолай» (с использованием интернет – ресурса)
Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В. М. Шукшина «Дядя Ермолай» через пейзаж.
Задачи: 1) создать условия для эмоционально-образного анализа художественного
текста;
2) создать условия для восприятия пейзажа в рассказе;
3) воспитывать любовь и уважение к малой родине, эмоционально–
ценностное отношение к миру.
Методы работы: анализ, наблюдение, сравнение, иллюстрирование, исследование.
Формы работы: групповая работа, фронтальная беседа, творческое задание.
Оборудование: интернет – ресурсы: художники – http://uymon. ru/exhibitions/artists_of_altai/; Сростки – http://srostki-altay. ru/prochstat/3-material/4-shukshin-srostki-altay. html ;
краски, палитра, бумага, словарь определений «пейзаж», экран, полоски
белой бумаги, квадраты для выражения эмоции в цвете.
Оформление (слева) портреты В. М. Шукшина, определение пейзажа в литературе, место для
доски: цветовых ассоциаций; (центр) экран; (справа) портреты художников,
определение пейзажа настроения, место для картины, созданной учащимися.
Словарь.
Пейзаж – описание природы, помогает писателю вызвать определенное настроение у читателя.
Пейзаж настроения – различные состояния природы, соответствующие человеческим переживаниям.
Портреты В. М. Шукшина.
Картины художников, рисующих Алтай: http://uymon. ru/exhibitions/artists_of_altai/
Название рассказа – «Дядя Ермолай».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Настраиваю учащихся на положительную мотивацию к уроку. |
Настраиваются на урок. |
Целеполагание.
Мотивация к целеполаганию.
5. Рефлексия и оценивание
6. Домашнее задание
|
Читаю наизусть стихотворение В. М. Шукшина И разыгрались же кони в поле, Поископытили всю зарю. Что они делают? Чью они долю мыкают по полю? Уж не мою ль? Тихо в поле. Устали кони… Тихо в поле- Зови, не зови. В сонном озере, как в иконе,- Красный оклад зари. Это наивное, но достаточно горячее стихотворение принадлежит В. М. Шукшину, поэту, писателю, актеру, просто человеку. Задаю вопрос о том, что известно учащимся о нашем великом земляке. Сообщаю учащимся о том, что один из исследователей творчества Шукшина сказал, что Шукшин очень похож на свою родину – Алтай и Сростки.
Предлагаю обратиться к работам художников-пейзажистов, рисовавших Алтай. Это картины Ю. П. Коробейникова, В. С. Кораблина, Ю. А. Чулюкова, А. Ф. Песоцкого, В. В. Тихонова А. В. Иевлева, Ю. В. Котова В настоящее время общепризнанно, что Алтай – один из красивейших уголков. Природа здесь разнообразна и богата замечательными панорамами. Даже простой человек испытывает чувство глубокого восхищения, а тем более художник, способный в своих работах сохранить увиденное. Очень многие художники рисовали пейзажи Алтая. Работаем с ресурсом «Художники Алтая»: http://uymon. ru/exhibitions/artists_of_altai/
Задается вопрос: Какие чувства вызывает лирический пейзаж? На доске открываю определение «пейзаж настроения».
Необозримая ширь алтайских полей, чистое высокое небо, безмятежность, чистый воздух, благоуханная теплота земли. Глубина и простота алтайского пейзажа в произведениях Шукшина. Определим цель сегодняшнего урока.
Учитель резюмирует: знакомство с образным рядом рассказа.
Задаю вопрос: Какие рассказы В. М. Шукшина, написанные на основе детских впечатлений вы прочитали?
Какова история создания рассказа?
Задаю вопрос: Какое впечатление произвел на вас рассказ? Предлагаю обсудить в группах, написать общее (по возможности) мнение от группы на полоске белой бумаги для 1,2,3 группы, а 4 группа выражает в цвете и вынести на доску. Почему?
Задаю вопрос: Как удалось автору вызвать именно такое эмоциональное восприятие рассказа? Предлагаю рассмотреть через компоненты художественного произведения. Какие вы можете назвать? 1 группа – психологический портрет дяди Ермолая; 2 группа – психологический портрет мальчиков; 3 группа – пейзаж, гроза; 4 группа – создает цветовое выражение грозы и пейзажа.
Задаю вопрос: На какие раздумья наводит нас этот рассказ?
Обращаю учащихся к задачам урока. Спрашиваю, все ли задачи выполнены.
Прошу провести самооценку деятельности на уроке, использую вопросы.
Предлагаю написать эссе по эпилогу рассказа.
|
Учащиеся слушают стихотворение. Определяют возможное авторство. Решают познавательную задачу, говоря о том, что они знают место рождения В. Шукшина, факты из биографии, его творческий путь как поэта, актера и режиссера. Говорят о вечной тоске Шукшина по Алтаю, Сросткам, о любви и уважении к простому человеку-труженику. Вспоминают прочитанные рассказы «Солнце, старик и девушка», «Волки».
Приходят к выводу, что, действительно, Шукшина нельзя до конца понять, не повидав Сросток, Алтая.
Учащиеся рассматривают картины, делают вывод об особенностях алтайского пейзажа. http://srostki-altay. ru/prochstat/3-material/4-shukshin-srostki-altay. html Изучают материал об алтайских художниках, замечают, что многие из них родились и учились в других регионах страны, но рисуют Алтай. Все художники работали в жанре лирического пейзажа.
Осознают, что лирический пейзаж выражает спокойствие, умиротворение, страдание человеческие переживания, создает настроение. Учащиеся соотносят научное определение «пейзаж настроения» с личным пониманием.
Учащиеся определяют цель, задачи урока: – рассмотреть образы детей; – рассмотреть образ дядя Ермолая; – зачем в рассказе гроза? – обсудить прочитанное, выразить личное мнение. Отвечают на вопрос, называют рассказы из сборника «Далекие зимние вечера»
Учащиеся зачитывают справку из дополнительной литературы о том, что в основу рассказа положен случай, который произошел с автором рассказа в детстве, когда ему было 11-12 лет. Родился рассказ только в 1971 году, в последний приезд Шукшина в Сростки. Учащиеся обсуждают, принимают решение, демонстрируют на доску.
Дети представили слова: обман, тревога, печаль, удивление, мудрость, справедливость; сочетание желтого, розового, синего, оранжевого, зеленого.
Обсуждают в группах, высказывают мнение от групп. Учащиеся называют: героев, пейзаж, эпилог.
Учащиеся выполняют работу по вопросам, анализируют. 1 группа обращаются к тексту рассказа, зачитывают диалог, делают вывод о психологическом состоянии дяди Ермолая, сравнивают выступают с результатами. 2 группа зачитывают в диалоге слова, отражающие психологическое состояние мальчиков, обсуждают, почему мальчики не хотят сказать правду, анализируют, поняли ли мальчики дядю Ермолая. 3 группа находит в описании грозы ключевые слова, готовит выразительное чтение отрывка, выявляет роль пейзажа, связывает описание грозы с развитием конфликта. 4 группа представляет картину «Гроза» Группы выступают с результатами. Учащиеся обсуждают, говорят о том, за внешней простотой рассказа много смысла. Раздумывают о том, что жить нужно по правде и по совести даже в детстве, любить родной город и край.
Учащиеся анализируют итоги совей работы. Учащиеся заполняют листы самооценки. |
Залескова И. В. , МБОУ "Лицей №124", г. Баранаул
Метки: Литература