Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 31 Художественный мир поэтов пушкинской поры

Урок 31 Художественный мир поэтов пушкинской поры

Цель – рассмотреть литературное творчество Пушкина с позиций принципа литературных традиций.

1 Вступительное слово

Сегодня мы рассмотриваем разные типы творческих взаимоотношений поэтов I четверти XIX в. с Пушкиным, спутников – с солнцем, разные случаи влияния, а порой и взаимовлияния.

Мы помним о том, что первый период творчества Пушкина – это время его самоопределения. Он буквально ворвался в литературу.

Вспомним о В. А. Жуковском и Державине Г. Р

– Жуковский – первый романтик, помогал Пушкину при жизни, после смерти стал распорядителем его наследия.

– Старик Державин нас приметил,

И в гроб сходя, благословил. . .

(Пушкин)

Державин «как первый истинный лирик России» является также поэтическим учителем Пушкина,

– экзамен в Царско-сельском лицее в январе 1815 ст. «Воспоминания в Царском Селе». Державина в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал бного поэта и дядя В. Л. Пушкин. Началась дружба с Вяземским П. А. И лицейские стихотворцы, и признанные поэты воспринимали Пушкина как «молодого чудотворца». Они были поражены его поэтическим слухом, восприимчивостью, жаждой новых жизненных и поэтических впечатлений. Пушкин быстро встал вровень с учителями.

Дельвиг

При жизни поэта вышел только один сборник стихов «Стихотворения Барона Дельвига» (1829 г), тщательно выстроенных автором. Отказ от хронологии был принципиален, в книгу вошли стихотворения разных лет.

Прежде всего – он друг Пушкина, самый близкий, сердечный. «Никто на свете не был мне ближе Дельвига» – Пушкин – Плетневу.

Именно Дельвиг явил миру гений Пушкина, отправив в редакцию журнала «Вестник Европы» ст. «К другу стихотворцу»

Но даже положение пушкинского товарища, при жизни бывшего счастьем, по смерти обернулось проклятием полупочтительного забвения. Он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще, он еще не оценен и теперь!

Ю. Верховский: «Барон Дельвиг – первый, по сути, исследовательский приступ к изучению его». В его поэзии – три парадокса: розы и снега, золотой век и железный, ныняшняя Россия и классическая Эллада. Дельвиг – идиллик. В зыбкости домашней цитадели – стойкость нравственной системы Дельвига. Поэт огромного духа и напряжения.

Языков Николай Михайлович

При жизни Языкова изданиями вышли 3 сборника, в которые вошли далеко не все его стихотворения «Стихотворения Н. Языкова» (1833), «56 сочинений Н. Языкова» (1844), «Новые стихотворения Н. М. Языкова» (1845)

Заживо умерший талант

В. Г. Белинский

Рядом с пушкинской гармонией и лирой поэзия Языкова поражает то недостаточностью, то избытком. Существует огромная зависимость его поэтики от пушкинской. Хотя достаточно скептически относился к творчеству Пушкина, «Евгений Онегин» он считал худшим произведением. Языков был поэтом юности, но поэтом зрелости и мудрости не стал.

Давыдов Денис Васильевич (1784-1839)

Для него жизнь была поэзией, а поэзия – жизнью

В. Г. Белинский

Давыдов – пламенный боец,

Он вихрем в бой кровавый,

Он в лире счастливый певец

Вина, любви и славы

В Жуковский

При жизни поэта вышел только один сборник стихов «Стихтоворения Дениса Давыдова» (1832 г), открывавшийся очерком «Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова», автор писал о себе в третьем лице.

– поэтический учитель Пушкина. Еще в лицейские годы Пушкин научился у Давыдова «брести своим путем», т. е. искать свой самобытный путь, не поддаваться влиянию Батюшкого и Жуковского.

– нерасторжимое единство жизни и лиры

«Я не поэт, я – партизан, казак». Он обозначил свое место в поэзии как «поэт-партизан». Это надо понимать не только как партизан, писавший стихи, или как поэт, который был еще и партизаном, но и как формулу необычной роли, которая выпала Давыдову в русской литературе. Он сложился как поэт до появления Пушкина. Он остался собой и в хорошем и в дурном. Он вообще не был последователен.

Орлов: «Давыдов был поэтом не войны, а военного быта. . . , он касался темы войны в своих элегиях, составляющей своего рода фон, на котором развертывалась лирическая тема». Провозгласил романтику боя, клинка:

Я люблю кровавый пир,

Я рожден для службы царской

Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807-1873)

Его творческий путь продолжался до 70-х гг. , первая книга стихов – «Стихотворения Владимира Бенидиктова» (1835) имела оглушительный успех.

Его стихи «приводят читателя в какое-то напряженное состояние, как при тяжелой работе»

В. Г. Белинский

Вероятно, самая скандальная фигура в русском поэтическом быту XIX столетия. Бенедиктоа оказался в промежутке между Пушкиным и Некрасовым. Он начинал, осознанно ориентируясь на пушкинский идеал, и шел, часто ощупью, к демократической некрасовской речи. Вся поэтика Бенедиктова промежуточна, зыбка, подвижна. Ему свойственны резкие перепады ритмов, разнообразие метров. Стиль во многом оприрался на модных тогда французских романтиков – Гюго, Ламартина, Барбье. Он поэт горького недоумения человека перед краткостью для человека рубежных, главных, самых содержательных мгновений.

Вяземский Петр Андреевич (1792 -1878)

Судьба свои дары

В счастливом баловне, соединив ошибкой,

Богатство, знатный род

С возвышенным умом,

И простодушие с язвительной улыбкой

Пушкин А. С.

В князе Вяземском – противуположность Языкову:

сколько в том поражает нищета мыслей, столько в этом – обилие их

Н. В. Гоголь

Поэтический учитель Пушкина и его друг. Добрым гением для Вяземского стал Пушкин.

Он – поэт мысли (философская лирика, развивает в творчестве жанр молитвы).

Декабрист без декабря

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844)

Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным,

первое место бесспортно принадлежит г. Баратынскому

В. Г. Белинский

На литературном поприще его приветсвовал Пушкин и писал о Баратынском: «он у нас оригинален, ибо мыслит». Обогатил жанр элегии, наполнив ее медитативным и философским содержанием. Первый период творчесва – певец любви, зрелый период – элкгии философского характера, где Баратынский рассуждает о добре и зле, судьбе, вере и безверии, смерти.

Батюшков К. Н.

С первых шагов творчества он живет в атмосфере изящного эпикурейства. Это царство его мечты, форма бегства отот тягостной и ненавистной ему повседневности. Образы его поэзии, как правило, правдоподобны, реалистичны, но вписаны в систему романтического мироощущения. Ранний Батюшков близок к карамзинистам. Предметом его поэзии является человек, взятый в сугубо личном содержании. Его романтизм при всей ослепительности красок и буйстве чувств носит созерцательный характер. Идеал – мирное идиллическое существование вдали от света.

Веневитинов Д. В. (1805-1827)

Читатели найдут в его сочинениях отпечаток прекрасной, высокой души

Н. . М. Рожалин

Наследие его было издано друзьями после кончины поэта. Первая часть «Стихотворения» (1829), вторая часть «Проза» (1831).

Четвероюродный брат Пушкина.

Творчество романтиков-декабристов

Это была поэзия возвышенных мыслей чувств, поэзия гражданского служения. Учит времена и народы – задача поэтов-декабристов. Это поэзия, порожденная одной из самых романтичных и героических эпох русского освободительного движения, она по-своему правдиво, художественно и поэтически выразила эпоху декабристов.

Рылеев Кондратий Федорович

При жизни Рылеева изданиями вышли сборник «Думы» (1825) и поэма «Войнаровский» (1825).

В. К. Кюхельбекер

– Ученик Жуковского и Державина

Вещи раннего периода представляли каталог традиционных стиховых форм, языка и стиля. Дерзновенный Рылеев начался с сатиры на Аракчеева «К временщику», Пушкин посчитал, что его «Думы» слабы в художественном отношении.

– Сквозная, ведущая, программная тема всей поэзии – тема свободы и славы гражданской.

Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен. . .

Стянула петля дерзостную выю

Ночью 14 декабря 1825 г. он был арестован. Перед Следственной комиссией он принес полное раскаяние, признал себя виновным. Один из декабристов – Цебриков – обнаружил в тюремной оловянной тарелке последние стихи поэта:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну

За дело правое я в ней,

И мнель стыдиться сих цепей;

Коли ношу их за Отчизну

Ему была разрешена переписка с женой и свидание с семьей перед повешением. Жене после казни было передано письмо, хотя некотоьрые исследователи считают его подделкой: «Бог и государь решили мою участь: я должен умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля. Мой милый друг, передайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. . . Прошу тебя более всего: заботься о воспитании ее (дочери).

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Защемленная совесть России,

Иноверец, чужой человек,

Что тебе эти беды чужие,

Этот гиблый пространства разбег!

Ф. Искандер

При жизни Кюхельбекера его стихи не были собраны. В годы заточения (10 лет одиночного заключения) и ссылки он неоднократно обдумывал состав своего поэтического сборника, однако его замыслы не воплотились. Ю. В. Косова в письме дочери поэта отметила: «Правду он говорил мне: вспомнят меня рано или поздно; так и случилось, с лишком через 30 лет должны будут выйти в свет его сочинения», в этом письме она описывает последние годы , болезнь и смерть Кюхельбекера.

Творчество К. – яркая страница в истории декабристского романтизма. В его творчестве достаточно мирно уживаются гражданская и любовная лирика, лирическая песня и ода, элегия и послание. Это поэт не только призывный, но и размышляющий. Поэт для него – исполнитель воли Бога на земле. Его миссия – громить деспотов, защищать свободу, любовь, красоту. . Его привлекают героические характеры борцов за свободу.

Бестужев-Марлинский А. А.

В 20-е гг. его романтизм определяетсякак активный, гражданский, утверждающий декабристские идеалы политической свободы. Обращается к темам современной жизни и героям. В позденей лирике начинают звучать философские мотивы.

Одоевский Александр Иванович

Наследие Одоевского дошло до нас благодаря его друзьям, которые собирали и хранили стихи, – П. А. Муханов, М. М. Нарышкин, А. Е. Розен.

Самый молодой (ему было 23 года, когда он пошел на площадь вместе с декабристами), его называют певцом декабристской каторги. Это поэтические диалоги, послания.

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Литература