Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

М,Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта

М,Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта

Цель – знакомство с биографией поэта

– выявление основных тем и мотивов лирики М. Ю. Лермонтова

Казался ты и сумрачным, и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил

В. Брюсов

1 Вступительное слово

В этих строках Брюсов запечатлел характер Лермонтова, особенность его поэзии: места об ангельски-прекрасном, любовь к демонски-мятежному, его сумрачность и властность, загадочность и непонятность для многих.

2 Повторение пройденного, обобщение ранее полученных знаний.

Давайте посмотрим, так ли это?

1 работа со статьей учебника

2 Вопросы для беседы

– В чем, на ваш взгляд проявилась многогранность таланта и личности Лермонтова

А)Лермонтов был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной

Б) работал в разных жанрах

В) Был широко образованным человеком

– Какими европейскими языками с детства владел Лермонтов? (немецкий, французский)

– В каких учебных заведениях он учился? (Московский университетский благородный пансион, Московский университет (не окончил), Петербургская школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров)

– Назовите любимых поэтов Лермонтова (Ж. Г. Байрон, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский)

– Были ли лично знакомы Пушкин и Лермонтов (Нет)

– Сколько было прижизненных изданий сборников стихов Лермонтова (1)

– Как он к нему готовился? (Десять лет он писал стихи, поэмы, драму, прозу, прежде чем решиться стать литератором. Еще три года понадобилось, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник)

– О чем говорят такие качества Лермонтова-человека? (Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны)

– Как вы думаете, что можно сказать о поэте по его портрету?

– А вот, что о нем пишут его современники:

«Наружность… была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго…» (И. Н. Панаев)

Или:

«…был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, черными, как уголь, глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого… невольно на нем останавливалось (П. Е. Щеголев)

И. С. Тургенев:

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т. д. – действительно применялись к нему. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза.

– Что же отмечают необычного в портрете Лермонтова и современники и мы с вами? (глаза, взгляд). Какой это был человек?

3 Объяснение нового материала

Известный исследователь творчества Лермонтова Максимов Е. Д. говорил о поэте: «Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма»

– Что мы можем сказать о романтизме?

Романтизм как литературное направление возникает в конце XVIII-I трети XIX века в Германии. Определяющим для романтизма стало противопоставление мечты и реальности, романтики бунтуют против обычной земной жизни. Из романтического отрицания «мира сего» вытекает стремление романтиков ко всему необычному, экзотическому, мистическому. Романтики провозглашают культ поэта и поэзии, выдвигают принцип свободы, обращаются к изучению фольклора. Для романтиков характерен и необычный герой – внебытовой, одинокий и чаще человек трагической судьбы.

Все эти черты можно найти и в творчестве Лермонтова-романтика.

– Каковы же основные темы и мотивы лирики Лермонтовы?

Н-р, тема поэта и поэзии – «Цевница», «Поэт», «Кинжал»…

свободы – «Парус»…

одиночества – «Сосна», «Выхожу один я на дорогу»…

добра и зла – поэма «Демон»….

Сегодня мы говорим еще об одной важной теме – Кавказ в жизни поэта. Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой жизни, самобытной природы

– За что был сослан Лермонтов на Кавказ? (дуэль)

– Как встретил Кавказ Лермонтова и чем он стал для него?

Чтение стихотворений «Кавказ» и «Синие горы Кавказа»

– Что главное в этих стихах? («Люблю я Кавказ»)

Кавказ стал для Лермонтова вторым домом. Здесь он стал настоящим мужчиной

Зачитать рапорт Раковича, обратить внимание на следующие моменты:

А) «…обратил на себя особое внимание…расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством…»

Б) «Невозможно было сделать выбора удачнее…»

– Как характеризует Лермонтова его поступок? (смелость, отвага, решительность)

Судьба хранила Лермонтова от нелепой пули. Бабушке удалось выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой последовала вторая.

– За что на этот раз был сослан поэт ( за стихотворение «Смерть поэта»)

В последний раз покидая петербургский свет, Лермонтов был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыть, притупят душевную боль. Но именно кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.

Зачитать воспоминания князя-поэта А. И. Васильникова, секунданта Лермонтова, обратить внимание на следующее:

А) 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу

Б) были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами

В) темная, грозовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау

Г) Мы отмерили с Глебовым 30 шагов

Д) Сходитесь!

Е) Лермонтов остался неподвижен

Ж) Никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета

З) Мартынов … выстрелил

И) Лермонтов упал

К) пуля пробила сердце и легкие

Л) Черная туча…разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу

– Что нового вам открылось в образе Лермонтова (опытный дуэлянт, не боялся смерти)

Чтение стихотворения В. Соколова «Был подвиг одиночества»:

Что ты сделал, Мартынов?

Где твой друг, как же так?

Расстоянье прикинув…

Быстрый глаз, беглый шаг.

В мире словно ни звука,

Ни строки – онемел.

Ты идешь.

Поднял руку.

Поднял руку!

Посмел.

– Как Соколов описал дуэль Лермонтова и Мартынова? (убийство)

– Что общего между стихотворением Лермонтова «Смерть поэта» и Соколова «Был подвиг одиночества»

– Сколько лет было Лермонтову, когда он погиб? (27)

Его бабушка, Арсеньева Елизавета Алексеевна, пережила внука на 4 года.

4 Подведение итогов

Итак, мы говорили о Лермонтове – человеке и поэте.

Я предлагаю вам заполнить таблицу под названием «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»:

Мне было известно, что

Я узнал, что

Вопросы (что осталось непонятным, что бы хотелось узнать)

Комментарии (выразить свое отношение к отмечаемым фактам, событиям, действующим лицам

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Литература