Урок 22 Знакомство с персонажами комедии «Горе от ума» (Iдействие )
Урок 22 Знакомство с персонажами комедии «Горе от ума» (Iдействие )
Цель – анализ списка действующих лиц, характеристика героев произведения, изучение истории создания комедии Грибоедова
«Горе от ума» – феномен, какого мы не видели от времен «Недоросля»,
полна характеров, обрисованных смело и резко;
живая картина московских нравов, душа в чувствованиях,
ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость
и природа разговорного языка в стихах.
Все это завлекает, поражает, приковывает внимание
А. Бестужев
1 Вступительное слово
Грибоедов – человек одной книги. Если бы не «Горе от ума»,
Грибоедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места
В. Ф. Ходасевич
Действительно, Грибоедов вошел в историю русской литературы как автор комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения («Молодые супруги», «Студент» и др. ), он – автор первой русской реалистической комедии.
2 История создания
Замысел комедии возник в 1816-20 гг. , по некоторым данным в 1812 г. , но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения из Персии.
С. Н. Бегичев, друг Грибоедова писал: «. . . план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 г. и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Гризии Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторых действующих лиц».
Существует версия, что сюжет комедии приснился автору: «Я пробудился. . . ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в своей храмине, сажусь писать, и живо помню свое обещание: во сне дано, на яву исполнится!»
Комедия была завершена к 1824 г. , тогда же возникает и новый вариант названия «Горе от ума», ранее было название «Горе уму». Комедия переписывалась от руки, отрывки напечатали только в 1825 г. в искаженном цензурой виде. Успех был потрясающий. Комедия вышла в сокращенном виде в 1833 г. уже после смерти автора, а в 1862 г вышла полностью.
3 Знакомство с персонажами комедии «Горе от ума»
– Прочитаем указатель действующих лиц. Назовите фамилии героев, которые дают нам представление о характере и качествах их обладателей
Фамусов – (от лат fama – молва, сплетня) – крупный и влиятельный чиновник, «благородный отец», поучает, наставляет на путь истинный молодое поколение, вдовец. В блистательном автопортретном монологе рекомендует себя как образец добродетели, но сам себя и разоблачает. «Монашеским известен поведением», тем не менее заигрывает со служанкой и говорит о крестинах у докторши. Обится всего нового. Главный враг – учение, ибо оно нарушает неподвижность мира, мечта – «забрать все книги, да и сжечь»
Молчалин – (он бессердечен, душа его молчит) – амплуа глупого любовника, сердечный друг Софьи, в душе ее презирающий, мечтает о Лизе, чинах и наградах. Его девиз – «угождать всем людям без изъятья», его главные качества «умеренность и аккуратность), «муж-мальчик, муж слуга, изжениных пажей – высокий идеал московских всех мужей
Скалозуб – образ идеального московского жениха, грубоват, доволен собою, богат, стремится к генеральскому чину, прикрывает свою глупость мундиром
Репетилов – от лат repeto – повторять, не имеет своего мнения
Тугоуховские – мотив глухоты, не желание слушать, воспринимать противоположную точку зрения
Хлестова – резкие суждения
Чацкий – Чадский – Чаадаев – это зашифрованный намек на имя Петра Яковлевича Чаадаева. Совей комедией Грибоедов предугадал его судьбу. Чаадаев издал трактат «Философские мысли» в 36 лет. Его система мировоззрения оказалась настолько неприемлемой для николаевской России, что сам император провозгласил его сумасшедшим.
Молодой дворянин, наследник 300-400 душ, является связующим звеном двух сюжетных линий – сатирически обличает московское общество, оказывается втянутым в любовный треугольник
Горич – (от горе) – бывший сослуживец Чацкого, изменившийся после женитьбы, ставший типичным московским мужем, подчинившимся мнению жены и света
Софья – (значение имени «мудрая») – 17 лет, увлекается французскими романами и во время отсутствия Чацкого стала жертвой фамусовской Москвы, ее частью
Лиза – амплуа субретки, кокетка
Способы создания образов в комедии
Рассматривая особенности построения системы персонажей и раскрытия характеров, необходимо иметь ввиду следующие обстоятельства:
А) автор создает образы по принципам реализма, сохраняя верность чертам классицизма и романтизма
Б) отказался от традиционного деления персонажей на положительных и отрицательных. Противопоставил традиционному способу создания персонажей, основывавшемуся на классических амплуа и гиперболизации какой-либо одной черты характера, способ изображения общественныъ типов, прорисованными через индивидуальную детализацию и многомерность характеров. Основную черту личности, которую автор считал главной, он обозначает приемом «говорящие фамилии». Важными средствами создания персонажей являются их поступки, их взгляды на существующие жизненные проблемы; характеристика данная другим лицом, самохарактеристика, сопоставление героев друг с сдругом, их противопоставление, ирония, сарказм.
Классификация героев драматургических произведений
Главные герой – герои, взаимодействие которых друг с другом развивает, определяет сюжет, ход действия событий (Софья, Чацкий, Фамусов, Молчалин)
Второстепенные герои – участвуют в развитии сюжета, но не имеют прямого отношения к нему. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев (Скалозуб, Загорецкий, Лиза, Горич)
Эпизодические – Хлестова, Тугоуховские, Хрюмины, Репетилов
Герои-маски – их образы предельно обобщены, это образы-приметы времени, вечные человеческие типы (Скалозуб – тип солдафона, Загорецкий – «мастер услужить»)
Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают (Князь Федор, Кузьма Петрович, МаксимПетрович). Какова их роль? (расширяют рамки конфликта)
– А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и в репликах возникает и образ столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь. В комедии выступают люди разного общественного положения
4 Беседа по содержанию I действия
– Какие?
– Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (экспозиция)
– Какова атмосфера в жизни дома Фамусова и сами его обитатели
– Как Грибоедов создает их характеры?
– Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
– С какого момента начинается завязка действия? (С 7 явл. , когда появляется Чацкий)
– Как и каким появляется Чацкий?
– Как его встречает Софья?
– Что раздражает Софью в Чацком? (желчный язык Чацкого)
– Какие чувства у Чацкого к Софье?
– Против чего направлена его ирония?
5 Подведение итогов
Т. О, анализируя содержание 1 действия, мы охарактеризовали персонажей комедии
ДЗ Словарная работа – сюжет, комедия, конфликт, композиция
Ответить на вопросы устно – 8, 9,10,12 с. 164
Выписать из I и II действия цитаты, в которых употребляются слова «ум, умный, филосов»
Что, как и кого они характеризуют?
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература