Урок 23 Смысл названия комедии. Основные сюжетные линии произведения
Урок 23 Смысл названия комедии. Основные сюжетные линии произведения Цель – анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода и жанрового своеобразия
В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека,
и этот человек, разумеется в противуречии собществом его оуружающим,
его никто не понимает, никто простить не хочет,
зачем он немножко повыше прочих
А. С. Грибоедов
1 Повторение пройденного, проверка ДЗ
Комедия – один из видов драматического произведения.
Особенности:
– отсутствие авторского повествования
– ограничение действия пространственными и временными рамками
– раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)
– организация речи в форме диалогов и монологов
В системе жанров классицизма – относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных линий – борьба двух претендентов за руку девушки, положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами, счастливый финал
Комедия «Горе от ума» – произведение в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы рождены столкновением яркой личности с костным укладом.
Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия» называется конфликтом. Конфликт обеспечивает развитие сюжета.
Сюжет – это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию.
– Какие элементы сюжета вы знаете? Чем они характеризуются? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
– Какие можно выделить 2 конфликта и соответственно 2 сюжетных линии? (любовная и общественная; любовный конфликт, который завязывается в начале пьсы, осложняется противостоянием героя обществу)
Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации (распространение сплетни о сумасшествии), любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения.
2 Смысл названия
Грибоедов-комедиогаф ставит перед собой иные цели, нежели осмеяние пороков и развлечение публики. Для их понимания следует обратиться к смыслу названия пьесы. Центральный вопрос, поставленный Грибоедовым в его произведении, можно сформулировать так: почему умный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой?
Проблема ума – это идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого группируются остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера.
– Первоначально Грибоедов назвал комедию «Горе уму», в чем отличие этих двух названий?
Назвав Чацкого умным, а остальных герое – глупцами, Грибоедов недвусмысленно выразил свою точку зрения. Каждая из противоборствующих сторон считает себя умной, а безумный тот, кто не разделяет ее мнение. Возникает тема различных умов:
Ум Фамусова и персонажей его круга – умение приспосабливаться к любым жизненым условиям и извлекать материальную выгоду. Жизненный успех выражается в умении нажить душ, чинов, наград, удачно выйти замуж. Кто этого достиг, тот умный.
Ум по Чацкому – умение свободно и непредвзято оценить сами условия жизни с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют.
Ум, только приспосабливающийся, Грибоедов склонен считать глупостью.
3 Анализ II действия комедии
– Какова роль I действия в развитии сюжета?
– Завязка какого конфликта происходит во II действии?
– Какова роль монологов Чацкого и Фамусова
– Кто является инициатором спора?
– Это люди одной или разных веков?
– Какие жизненные идеалы отстаивает каждый из героев?
– Кто такой Скалозуб? Как к нему относятся в доме Фамусова?
– В какой момент он появляется? Каковы его взгляды на карьеру и службу?
– К какому поколению по возрасту ближе Скалозуб, а по взглядам?
– Как ведет себя Чацкий?
– С 7 по 14 яление развивается любовная тема, получается ни один, а нескольео любовных треугольников: Софья – Молчалин – Чацкий
Софья – Лиза – Молчалин
Лиза – Петруша – Молчалин . . .
Т. О. , во втором действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьсы
4 Чтение монолог наизусть
ДЗ Ответить письменно на вопр. 3, 5, 6 стр. 164
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература