Урок 19 Литературные течения и направления XIX века. Романтизм как тип художественного сознания
Урок 19 Литературные течения и направления XIX века. Романтизм как тип художественного сознания
Цель – знакомство с литературными течениями и направлениями, изучение понятия романтизм
1 Лекция
1 Первая четверть XIX века – период уникальный, разнообразие и величие имен, течений и жанров поражают современного исследователя.
Классицизм и романтизм – вот два слова. . .
с коими мы засыпали и просыпались, за кои дралисьнасмерть,
о коих спорили до слез и в классах и в гостиных,
и на площадях и на улицах
В. Г. Белинский
В первое деятилетие продолжал функционировать классицизм. Его главой был Г. Р. Державин. Появилось новое направление – неоклассицизм, сязанное с именем драматурга Озерова, который строгую нормативность классицизма обогащал эмоционально-экспессивным анализом («Дм. Донской»).
В начале 20-х гг. появляется предромантизм Батюшкова.
Затем складывается новая философско-эстетическая система – романтизм, «Колумбом романтизма» Белинский назвал Жуковского. Основная катеегория романтизма – противопоставление мечты, идеала и реальности.
Активно функционирует сентиментализм. Дмитриев развивает жанр сентиментальной басни. Первые опыты Жуковского – в русле сентиментализма.
В это время закладываются основы нового типа художественного сознания – реализма.
Жанровое разнообразие XIX века поражает. Мы знаем, что господствовала лирическая поэзия, но продолжает развиваться драма (высокая, бытоописательная, салонная комедия, сентиментальная драма, высокая трагедия), проза (сентиментальная, историческая и романтическая повесть, исторический роман) жанр поэмы и баллады.
2 В 30-е гг. XIX века
Начинает развиваться русская проза. «Формой времени», считает Белинский, становится повесть. Романтические повести (Загоскин, Одоевский, Сомов, Погорельский, Бестужева-Марлинский, Лермонтов и Гоголь), реалистическая (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).
Закладываются основы жанра романа, существуют две разновидности – роман исторический (Пушкин) и современный (Лажечников)
3 В 40-е гг. XIX века
В литературном движении можно выделить возникновение , формирование и развитие «натуральной школы» как литературного направления. Родоначальником считается Гоголь, Григорович. Это начало реалистического направления, теоретиком которого является Белинский. «Натурная школа» широко использовала возможности жанра физиологического очерка – короткого описательного рассказа, снимка с натуры (сб. «Физиология Петербурга»). Развитие жанра романа, лирика Некрасова
4 В 60 -х гг. XIX века.
Расцвет жанра русского романа. Появляются различные жанровые модификации – идеологический роман, социально-философский, роман-эпопея. . . ). Это время можно считать поъемом, расцветом русской лирики (поэты некрасовской школы и поэты чистого искусства). Появляется русский оригинальный театр – театр Островского. В драматургии и поэзии утверждаются принципы реализма, а также романтизма в стихах Тютчева, Мея, Фета).
5 В 70 – 80(90) -х гг. XIX века. Роман развивается по пути синтеза различных тенденций. Однако проза этого времени не определяется только жанром романа. Развивается повесть, рассказ, фельетон и другие малые прозаические жанры. Роман просто не успевал фиксировать происходящие изменения. В 70 – 80(90) -х гг. XIX века происходит мощное влияние прозы на драматургию и поэзию, и наоборот. . В целом, проза, драма и поэзия – это единый поток взаимо обогащающихся тенденций.
2 Проверка ДЗ
Романтизм как тип художественного сознания
Романтизм – крупнейшее направление в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 – первой половины 19 в. В 18 веке романтическим (от анг. – romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное. На рубеже 18 – 19 вв. термин «романтизм» обозначает новое направление, противостоящее классицизму. Романтизм стал реакцией на кризис всех предшествующих больших стилей – барокко, рококо, ампира.
Главной чертой романтизма является идеализация прошлого (Древнего Рима – Roma, отсюда и название). Затем романтизм начинает идеализировать эпоху античности и средневековья).
Романтики мечтали о целостном разрешении всех противоречий жизни. Разлад между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них микрокосмос, маленькая Вселенная. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам и тайным движениям души, к ночной ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Требование историчности и народности искусства – одно из непреходящих завоевание романтического искусства. Историзм мышления романтиков ярко проявляется в жанре исторического романа (В. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго). В области эстетики романтизм противопоставляет классическому «подражанию природе» творческую активность художника с правом на преобразование реального мира.
Отсюда следующие особенности поэтики романтического произведения:
– символика образов
– яркость, красочность языка
– живописность
– олицетворение природы
– богатство чувств и оттенков
Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (Ваккенродер, Новалис, братья Шлегели, Тик).
Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости и даже катастрофичности исторического процесса.
Джорж Гордон Байрон – романтик номер один. Образы, созданные им обречены на страдание, тираноборство, им свойственна мировая скорбь и пессимизм. «Паломничество Чайльд Гарольда».
Специфическое явление английского романтизма – лейкисты – представители «озерной школы» (Вордсворд, Саути и. др. ). Их творчеству свойственно сосредоточение на вопросах мистики, фантастики, стихии чувства, религиозного преклонения перед природой.
Формирование французского романтизма связано с наследием Просвещения и предшествующими народными традициями, обращенность к современности, к актуальной социально-политической тематике. Ведущее значение романтизм занимал во французской культуре в I половине XIX века (Шатобриан, В. Гюго, Ж. Санд).
Начиная с 40 – гг. 19 в. романтизм уступает место реализму и отходит на второй план, однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего 19 века, обретают новые импульсы в 20 веке.
ДЗ Читать Ст. «В. А. Жуковский» с. 114-124, с. 125-132 конспект
Читать балладу «Светлана»
словарная работа – баллада с. 127
Индивидуальные задания: «В. А. Жуковский и А. С. Пушкин», «В. А. Жуковский – переводчик»
Урок 20 «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского
В. А. Жуковский (1783-1852)
Цель – знакомство с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, жанром баллады, «Светланой» как романтическим произведением
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль
А. С. Пушкин
1 Сообщения учащихся, тезисное конспектирование, проверка ДЗ
А) Биография
– родился 29 января (9 февраля) 1783 г. в семье сельского тульского помещмка А. И. Бунина у турчанки Сальхи. Был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским
– учился в часином пансионе, в народном училище, в домме крестной матери В. А. Юшковой, где и приобщился к литературному творчеству
– 1797 г. Благородный пансион при Московском университете, становится активным членом Дружеского литературного общества, утверждаются художественные вкусы, сформировавшиеся на основе эстетики сентиментализма и предромантизма
– начало литературной деятельности – перевод в 1801 г. элегии Т. Грея, названной «Сельское кладбище», оригинальное поэтическое дарование проявилось в элегии «Вечер» (1806)
– романтическая эстетика утверждается приработе с ж. «Вестник Европы», основанном Карамзиным
– расцвету любовного чувства послужили отношения с Марией Протасовой, ее неудачный брак и ранняя смерть
– в августе 1812 Жуковский вступил в народное ополчение
– становится одним из ведущих литераторов России
– становится учителем русского языка будущей императрицы Анны Федоровны, затем наставником наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра III), принимал активное участие в смягчении участи декабристов, помогал их женам, благодаря его усилиям был освобожден от крепостной зависимости поэт Т. Шевченко
– разлад с придворным окружением приводит к почетной отставке в 1841
– переезжает жить в Германию, где женится на дочери художника Е. Рейтерна, Елизавете
– 1852 г умер в Баден-Бадене, похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры
Б) Жуковский и Пушкин
Без Жуковского мы не имели бы Пушкина. . .
Это целый период нашей литературы,
целый период нравственного развития общества. . .
Одухотворив русскую поэзию романтическми элементами,
он сделал ее доступной для общества,
дал ей возможность развития
В. Г. Белинский
– В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму – «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет с многозначительной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»
– роль Жуковского в жизни Пушкина: поддерживал в годы гонений и ссылки (1824-26), улаживал намечающиеся между царем и Пушкиным конфликты, помог предотвратить первую дуэль Пушкина с Дантесом, после смерти стал его душеприказчиком, принял на себя заботы о семье и творческом наследии погибшего, умирающий Пушкин подарил ему заветное кольцо с восьмиугольным сердоликом (которое являлось подарком Е. К. Воронцовой)
– высказывания Пушкина о Жуковском, материалы переписки
В) Жуковский – переводчик
Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом. . .
Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному,
внес новые формы и размеры, которые
стали потом употреблять все другие наши поэты
Гоголь Н. В.
Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда,
когда их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужых мыслей.
Мой ум, – как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра.
Это вообще характер моего авторского творчества:
у меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое
Жуковский в письме к Гоголю
– первый поэтический перевод «Слова о полку Игореве»
– баллад, эпоса европейских и восточных народов («Одиссея», «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера), многочисленных стихов
– оценка мастерства Жуковского – переводчика другими поэтами и писателями
2 Проверка ДЗ с комментариями учителя: поэтика баллады «Светлана»
По образному выражению Белинского, Ж. дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Ж. как зачинателя русской психологической лирики
Излюбленными жанрами Жуковского являются элегия и баллада. Образ Жуковского-балладника известен нам по портрету О. Кипренского, где он изображен как таинственный мечтатель на фоне таинственного пейзажа с замками, башнями и туманной далью.
В основе эстетики баллады лежит представлениеоб ужасном событии в судьбе человека, он реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, сатаны и т. д. Действие происходит в полуфантастической обстановке. Поэтика фантастического, ужасного, атмосфера тайны, проблемы романтической эстетики (справедливость, самопожертвование, верность долгу, любовь, бескорыстие) – основные слагаемые художественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского. Жизнь как постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают над ним верх, трагическая обреченность человека, наличие неподвластной человеку силы рока – такова этико-философская проблематика баллад. Основа балладного сюжета заключена в преодолении преграды между потусторонним и обычным мирами.
В балладе «Светлана» Ж. предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные традиции народа. Поэт использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением. Жуковский посвятил эту балладу своей племяннице Александре Андреевне Воейковой в качестве свадебного подарка.
Кульминационный момент – спасение Светланы голубком, развязка – все оказывается сном, встреча влюбленных – сюжетная концова баллады.
3 Беседа по прочитанной балладе
– Какой характер носит сюжет произведения?
– Каковы герои?
Светлана – небалладное имя – путь к Свету, тихая, кроткая, любящая, чистая, покорная судьбе и провидению, Стало символом особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, талисманом от злых чар
– В чем особенность пейзажных описаний?
– Особенности стилистики языка
А) стиль народного сказочного повествования (зачин – «Раз в крещенский вечерок. . », эпизод – встречи с мертвецом и спасение петухом)
Б) очищает стиль отпростонародных элементов
В) сентиментальные тона
– Как проявляется фольклорная основа?
А) Крещение – православный праздник, обладающих чертами языческого мировосприятия, остаточные явления двоеверия – это прежде всего гадания, образ зеркала как окна, двери в потусторонний мир
Б) Сама героиня – девушка из традиционной народной песни, сказки
В) финал – свадьба (как в сказке)
Г) текст гадальной песни включен в повествование
– В чем проявляются приметы национального стиля?
Зима, колокольчик, дорога, избушка, икона
– В чем Жуковский отходит от балладного жанра?
А) переосмысляет балладные образы и сюжет – явление мертвеца – сон, для появления жениха-призрака нет никаких оснований – он жив и невеста не давала поводов, т. е герои не жертвы греха
Б) библейский образ голубка – шанс на спасение
В) традиционные ужасы – это испытание веры героини, ее светлая душа оказываются сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются
Жуковский создает оригинальную жанровую традицию баллады: фантастически напряженный ход событий, драматизированный сюжет, моралистический итог, условность авторской позиции. После Ж. в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.
4 Подведение итогов
– Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
ДЗ Читать ст. в учебнике «А. С. Грибоедов» с. 141-147, конспект
Часть 2 учебник ст. «Литературные места России. А. С. Грибоедов» с. 366-368
Читать комедию «Горе от ума»
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература