Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок внеклассного чтения «Лирический календарь природы И. А. Бунина», 11 класс

Урок внеклассного чтения «Лирический календарь природы И. А. Бунина», 11 класс

Цель урока: расширить представления учеников о русской пейзажной лирике; познакомить их со стихотворением И. А. Бунина; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэта; развивать навыки анализа поэтического текста с помощью технологии развития критического мышления.

Методические приёмы: выразительное чтение, чтение с остановками, элементы анализа текста с определением/прогнозированием эмоционального восприятия текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

Оборудование урока: записи популярной классической музыки («Времена года» П. И. Чайковского), записи «голосов природы»; репродукции картин Левитана, Шишкина, Саврасова и др. ; портрет И. А. Бунина; мультимедийные информационные технологии.

Содержание урока

1. Стадия вызова (Слайд 1 презентации)

– Часто ли вы бываете на природе?

– Какие чувства вы испытываете, когда выбираетесь на природу? (Слайд 2)

– Тема нашего урока «Лирический календарь природы И. А. Бунина». Как вы понимаете слово «природа»? (Слайд 3)

Варианты ответов: поля, леса, горы, водные пространства.

– Ваши ассоциации можно объединить одним значением – места вне городов. А человек, земля, небо, звёзды входят в понятие «природа»? (Слайд 4)

То есть всё существующее во Вселенной тоже входит в понятие «природа».

– Итак, природа – понятие многозначное, широкое. Она является неисчерпаемым и благодатным источником поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту.

Людей искусства отличает умение увидеть в обыденном новое и необычное. Вспомним знаменитые «Времена года» П. И. Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день. А картины русских художников, которые открывают нам удивительный мир природы! Они требуют от зрителей сопереживания, соучастия.

Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение, состояние души.

– Какие поэты обращались в своём творчестве к теме природы? (Слайд 5)

Предполагаемый ответ: В. А. Жуковский, А. К. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др.

– Сегодня мы обращаемся к лирике И. А. Бунина, откроем лишь одну страницу его лирического календаря. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

– Давайте скажем, а зачем проводится такой урок, что мы должны узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получим ответы?

Предполагаемый ответ: познакомиться с пейзажной лирикой Бунина; узнать, как создаётся картина природы, в каких образах её представил поэт; как создавались эти образы; научиться выразительному чтению.

– Запишите в тетради цели, которые вы считаете важными.

2. Стадия осмысления содержания

– Открываем лирическую страницу календаря поэта. (Слайд 6)

(Выразительное чтение стихотворения учителем. )

Зелёный цвет морской волны

Сквозит в стеклянном небосклоне,

Алмаз предутренней звезды

Блестит в его прозрачном лоне.

И, как ребёнок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы,

А ветер дует ей в ресницы,

Чтоб не закрыла их она.

– Какие два образа, два полюса, противоположные по эмоциональному звучанию, сразу обращают на себя внимание?

Предполагаемый ответ: это морская волна и предутренняя звезда.

– Какую рифму использует? (Перекрёстная, точная небосклоне-лоне; неточная волны-звезды).

– Размер стиха? (Четырёхстопный ямб, но не всегда выдерживается, сбивается на трёхстопный ямб, что придаёт стихотворению удивительную плавность. )

– Первый образ – это образ морской волны, выстроим вокруг этого образа лексическую цепочку с определением изобразительных средств. (Слайд 7)

Предполагаемый ответ: «Зелёный цвет морской волны/ Сквозит…» (метафора), « в стеклянном небосклоне» ( эпитет); можно сказать, что первые две строки – это развёрнутая метафора, в которой каждое слово вносит свой «вклад» в создание удивительного и неожиданного образа морской волны.

– Какие ассоциации вызывает образ морской волны в первой строфе?

Предполагаемый ответ: море, простор, свежесть, безбрежность, красота.

– Там, у горизонта, как кажется лирическому герою, морская волна слегка обнаруживается на неподвижном, пустом небосклоне, поэт находит точное слово «сквозит». Есть ли сопутствующие образы, расширяющие, углубляющие значение этого ключевого образа?

Предполагаемый ответ: нет.

– Второй образ, названный нами, это образ предутренней звезды. Выстроим вокруг него лексическую цепочку, определим изобразительные средства, используемые автором. (Слайд 8)

Предполагаемый ответ: «Алмаз предутренней звезды /Блестит в его прозрачном лоне» – это развёрнутая метафора.

– Какие ассоциации вызывает образ предутренней звезды?

Предполагаемый ответ: яркость, блеск, свет, красота.

– Благодаря развёрнутой метафоре поэт выделяет этот образ. Звезда притягивает своим блеском, яркостью красотой и превосходством над другими образами. Если по отношению к морской волне небосклон неподвижен, то для звезды он «прозрачное лоно», устаревшее, высокое слово «лоно» подчёркивает не только ширь и глубь небосклона, но и то, что небо для звезды родное место, материнское лоно.

– Что вы можете сказать о рифме в 1 строфе стихотворения?

Предполагаемый ответ: рифма перекрёстная, причём если небосклоне – лоне рифма точная, то волны – звезды отсутствие точной рифмы, именно этим поэт выделяет два ключевых образа стихотворения.

– Обратимся ко второй строфе. Какой образ в центре внимания?

Предполагаемый ответ: образ звезды.

– Выстроим вокруг него лексическую цепочку, определим изобразительные средства, используемые автором.

Предполагаемый ответ: «И, как ребёнок после сна,…» – метафорическое сравнение; «Дрожит звезда в огне денницы,…/» – развёрнутая метафора.

– Какие ассоциации вызывает образ предутренней звезды здесь?

Предполагаемый ответ: ребёнок, человек, молодость, волнение.

– Прозрачные ассоциации с человеческой, а не с природной средой вызывает у нас развёрнутое сравнение, оно выводит нас на восприятие звезды не только как явления природы, но и явление, связанное с человеческой природой – в одном из значений звезда определяется как знаменитость, например, восходящая звезда.

– Какие сопутствующие образы расширяют, углубляют значение этого ключевого образа?

Предполагаемый ответ: образ ветра.

– Продолжим лексическую цепочку, связанную с образом предутренней звезды.

Предполагаемый ответ: «А ветер дует ей в ресницы,/ Чтоб не закрыла их она» – развёрнутая метафора.

– Какие ассоциации вызывает образ ветра?

Предполагаемый ответ: движение, сила, очищение.

– Образ ветра перекликается со словом «сквозит» в первой строфе. Этот глагол имеет значение движения, возможно под влиянием ветра. Именно благодаря этому образу и волна, и звезда неразрывно связаны в единый образ природы. А кто наблюдает эту картину природы?

Предполагаемый ответ: человек, лирический герой стихотворения.

– Что вы можете сказать о нём? (Слайд 9)

Предполагаемый ответ: чувствует связь человека с природой, замечает тонкости в изменениях природы, её красоту, сам является часть природы.

– Что чувствует лирический герой? (Слайд 10)

Предполагаемый ответ: радость, восторг, счастье.

– Прочитаем стихотворение выразительно, чтобы передать эти чувства.

Учащиеся читают стихотворение. (Слайд 11)

3. Стадия рефлексии

– Подведём итоги по проделанной работе. Вернёмся к началу урока, к записи наших целей.

Мы познакомились с новым стихотворением И. А. Бунина; узнали, что природа даёт человеку всё: радость, красоту, ощущение родства с ней, счастья, которое, по Бунину, возможно лишь в слиянии с природой; учились выразительно читать стихотворение. Выполнили мы поставленные цели?

Сегодня мы с вами испытали счастье общения с природой, а это доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». (Слайд 12). Бунинский календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом. Мы увидели мир глазами поэта и почувствовали гармонию этого мира. Спасибо вам за это!

Р. И. Субоч, МАОУ "СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов", г. Балаково, Саратовская область

Метки: Литература