Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы нарягая,
Мужала с гением Петра
А. Пушкин
1Вступительное слово, повторение и обобщение пройденного. Беседа
Черты развития русской литературы XVIII века.
– Как вы понимаете смысл эпиграфа?
(становление государсвенности и секуляризация культуры связано с Петром I)
XVIII в. – время перелома и эпоха накопления. В литературе – время формирования новой русской литературы, которая
– приобретает светский характер
– вымысел признается одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения (это поизошло во второй трети XVIII века)
– Каковы особенности проявления категории «вымысел» в ДРЛ?
(Практически не было, соответствовала некоторым жанрам и служила цели создания образа, н-р, в житийном жанре, в чудесах)
– создается новая система жанров.
Русская литература XVIII века сохранила и преумножила лучшие качества литературы предшествующего периода.
– Какие?
(патриотизм, связь с УНТ, интерес к человеческой личности)
– Вывела на новый уровень обличительную направленность против социальных пороков, сатирическое осмеяние человеческих и счоциальных пороков
– Главная особенность – нерасторжимая связь со временем. Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, она вмешивалась в решение актуальных политических, социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество
– отсюда и главная задача литературы – социально и нравственно воспитывать современника
– основная закономерность развития литературы этого времени – процесс ее неуклонной демократизации. Вместо образованного монаха, мудрого князя автором произведений становится «грамотей, пишущий по заказу или прямо «по указу» царя». Изменился и герой – теперь это умный, хитрый, находчивый человек, добивающийся успеха. независимо от социального положения
– особой популярностью пользуется разнообразная беллетристика
– журналы
Херасков «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Доброе намерение»
Новиков – «Трутень», «Адская почта» (Эмин), «Пустомеля»
Екатерина II – «Всякая всячина»
Газета «Санкт-Петербургские ведомости»
– вместе с тем велика роль литературы XVIII века в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем «золотом веке»
2 Работа со ст. в учебнике и составление таблицы «Русская литература XVIII века» с. 35-41
Период | Характерные черты | Имена |
Конец XVII – первые десятилетия XVIII в. Литература Петровского времени | Требование времени – подчинить деятельность гражданина «общественной пользе» Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы |
Феофан Прокопович |
1730 – 1750 | Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. Осуществление стихотворной реформы – силлаботоническое стихосложение | А. Д. Кантемир В. К. Тредиаковский М. В. Ломоносов А. П. Сумароков |
1760 – первая половина 1770-х гг. | Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма. Поэзия уступает место прозе. | В. И. Майков М. Д. Чулков Н. И. Новиков В. В. Тузов М. М. Херасков |
Последняя четверть века | Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, стремление к реалистическому изображению действительности. Просветительские идеи, борьба с социальными пороками | Д. И. Фонвизин Г. Р. Державин А. Н. Радищев И. А. Крылов Н. М. Карамзин И. И. Дмитриев |
Определение понятия классицизм.
3 Запись в тетради. Работа со ст. в учебнике «Классицизм» с. 39
– истоки – Франция, Италия XVII– XVIII вв. , в воззрениях драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н. Буало в трактате «Поэтическое искусство»
– основное свойство – обращение к образцам античности, нормативная поэтика
– в основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе», все подчинено строгой регламентации,правилам
– Характерные черты
А) культ разума
Б) художественное произведение организуется как искусственное, логически посторенное целое
В) строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм
Г) жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные чкрты и свойства
Д) человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (говорящие фамилии), положительные и отрицательные герои противопоставляются
Е) идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей
– подчеркнутая объективность повествования
– активное обращение к общественной, гражданской проблематике
Для пьес эпохи классицизма характерно
– система амплуа – типов характера, переходящих из пьесы в пьесу (идеальная героиня, герой-любовник)
– сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике
– порок всегда наказан, добродетель торжествует
– принцип трех единств
А) времени – действие развивается не более суток
Б) места – автор не должен переносить действие из одного места в другое
В) действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено, нет побочных персонажей
– композиция
А) 4 акта – в 3 – кульминация, в 4 – развязка
– с главными персонажами знакомят второстепенные
Иерахия жанров
Высокие трагедия, эпопея, ода |
Низкие комедия, сатира, басня |
В них отражалась общественная жизнь, история Герои – полководцы, монархи Мифологические и библейские сюжеты Идея служения государству, выполнению гражданского долга Александрийский стих |
Повседневная жизнь обычных людей Использование прозы и разностопных стихов, бытовых деталей и разговорного стиля речи |
Особенности классицизма в России
Формирование русского классицизма было обусловленовозникновением и развитием нового типа общественного сознания. Русскому классицизму оказались присущи типологические особенности европейского (прежде всего французского) классицизма
– нормативность и жанровая регламентация
– признание рационализма ведущей эстетической категорией, а разума – верховным судьей над окружающим миром
– резкое деление на положительных и отрицательных героев
– отсутствие динамики в образах, абстрагирование при создании образа
– требования от искусства правдоподобия, которое узко понимается и выражается в принципе трех единств
Однако формирование РК происходило позднее, чем в европейских странах, хотя в относительно сходных условиях укрепления абсолютизма), когда на смену рационализму пришло просветительство.
Особенности русского классицизма
– направленность на сущностные вопросы русской жизни, ей свойственен общественный, гражданский пафос
– обличительная направленность
– требование развивать образование, установить твердые законы, признать естественное равенство людей, внесозловную ценность человека
– связь с национальной традицией и УНТ
(А. П. Сумароков «Эпистола о стихотворстве)
Классицизм в русском и мировом искусстве.
Классицизм в России
Конец XVIII – XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Москвы, Петербурга и других городов.
Классицизм – европейское культурно-историческое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных шедевров, затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. В 1806-1823 гг. было построено здание Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом.
Говоря о скульптуре XVIII века, следует признать, что она представляет собой совмещение, слияние черт барокко и классицизма. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. Щедрин и Мартос дают образцы ясной гармонии, так сказать чистого классицизма.
«Медный всадник» на Сенатской площади воздвигнут при Екатерине II скульптором Э. Фальконе, установлен на цельной гранитной скале. Конь как-будто взлетает на волне, копытами попирая змею – символ измены. Сам Петр также в римском наряде.
Скульптура Летнего сада – круглая, монументальная и погрудный скульптурный портрет. Сюжеты – аллегорические фигуры, которые олицетворяют такие понятия, как Навигация, Архитектура, Мир и др. В целом прослеживаются традиции классицизма с элементами барочного искусства.
В 1714 г. было положено начало Петербургской Кунсткамере – первому естественно-научному музею в России, в Петербурге был основан и Ботанический сад.
Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра России – Академии наук, открытии которой состоялось уже после смерти Петра в конце 1725г.
Знаменательным событием в культурно-образовательном деле стало открытие в начале 1755 г. Московского университета. Идея создания этого высшего учебного заведения принадлежала великому русскому ученому М. В. Ломоносову. При университете существовало 2 гимназии – одна для дворян, другая – для некрепостных. Учебные занятия проходили на трех факультетах: медицинском, философском, юридическом. В отличие от зарубежных в Московском университете не было богословского факультета. При университете работала типография (директором стал Н. И. Новиков). Издавалась первая в России общественная газета «Московские ведомости».
1757 г – открытие Петербургской академии искусств. В России складываются и устанавливаются свои принципы изобразительного искусства – академический классицизм.
Всем своим творчеством с Академией были связаны Карл Брюллов «Последний день Помпеи» и Александр Иванов «Явление Христа народу».
До Петра в России не существовало общедоступного театра. При царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго. Сам Петр, любивший театр, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь стали давать представления. Актерами первоначально были иностранцы, потом стали набирать русские труппы.
Наряду с любительским театром стало развиваться профессиональное театральное искусство – драматическое, оперное, балетное.
Чрезвычайно большую роль в становлении русского профессионального театра сыграл Ф. Г. Волков, названный «отцом русского театра». Он открыл в Ярославле в 1750 г. свой театр, который Екатерина потребовала перевести в столицу, его блистательный театр имел успех и на берегах Невы.
Появились отечественные композиторы и исполнители музыки. «Русским Страдивари» считали современники скрипичного мастера И. А. Батова, ценились произведения Д. С. Бортнянского, В. Н. Фомина.
В начале XIX века некоторые помещики становились антрепренерами. В таких театрах играли крепостные (М. С. Щепкин до 33 лет был крепостным, П. С. Мочалов – вырос в семье крепостного актера) и вольнонаемные актеры, такие театры становились общедоступными.
Вторая половины XVIII века – время расцвета литературы. Среди авторов выделялись Ломоносов, Державин, по всей России читали сатирические журналы Новикова («Трутень», «Живописец»), сама Екатерина II была причастна к писательскому труду.
Русская культура набирала силы, подкрепляя национальное самосознание, патриотические традические народа, Россия шла в XIX столетие.
Классицизм во Франции:
«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.
Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.
В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».
Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.
«Освобожденный Иерусалим» – главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.
«Танкред и Эрминия» – Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.
«Аркадские пастухи» – проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т. к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.
«Пейзаж с Полифемом» – Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.
На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличом, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.
ДЗ Пересказ ст. о классицизме
чтение комедии «Мещанин во дворянстве»
индивидуальное задание «Очерк жизни и творчества»
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература