Урок 6 Особенности поэтики комедии Ж. -Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
Урок 6 Особенности поэтики комедии Ж. -Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» Цель – рассмотреть особенности поэтики театра Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве»
1 Комедия в система жанров классицизма
– изображение повседневной жизни, людских пороков
– условный сюжет, комедийная схема
– задача «смешить и смехом пользовать»
– установка на разговорный язык
– счастливый финал
– 5 действий
– герой резонер – персонаж, не принимающий активного действия в развитии сюжета, призванный обличать других героев, высказывать нравоучительные суждения с авторских позиций
2 Тема произведения
– К чему стремится Журден?
(быть аристократом)
– В чем комизм ситуаций и героев?
(все герои, кроме жены, используют в своих целях стремление Журдена – Дорант –берет в долг, учителя и портные берут заказы, Доримена принимает дорогие подарки, жених дочери Клеонт и его слуга Ковьель, преодевшись в султана и его свиту, придумывают способ получить благословение на брак, смешон и г-н Журден в своих стремлениях к образованию, нарядам, лишь бы быть ближе к своей мечте. Т. о. комизм возникает из сопоставления претензий невежественного и грубого человека на утонченность манер и его реальной вульгарностью и тупостью)
– Какие моменты раскрывают несоответствие стремления Журдена занять высокое положение и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?
(отсутствие вкуса – халат,костюм, уличные песни, Николь также может произносить звук У, не знает, что бывают стихи и проза. . . )
– Как оценивают его действия жена и служанка?
(жалеют его, жена пытается открыть ему глаза, доказать, что то к чему он стремится, это смешно, ругают)
– Каковы аристократы, покорившие Журдена?
(смеются над ним, используют его в своих целях, презирают)
– В каких словах и какого персонажа выражена гласная мысль пьесы?
3 Идея
– ценность человеческой личности определяется не сосоловной принадлежностью
4 Признаки классицизма и отход от них в комедии (проверка ДЗ)
– герои – носители одной черты
– дидактический характер, но серьезную и актуальную проблему решает в комедийно-фарсовом ключе с веселостью и изящество
– главный герой – сатирический образ
ДЗ Читать «Недоросль»
словарная работа – драма, комедия, сатира, ирония
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература