Урок 7 «Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы» Фонвизин (1745 – 1792)
Урок 7 «Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы» Фонвизин (1745 – 1792) Цель – знакомство с личностью Фонвизина и истоками его творчества
Писатели . . . имеют . . . долг возвысить громкий глас свой
против злоупотреблений и предрассудков, вредящих Отечеству,
так что человек с даровнием может в своей комнате с пером в руках,
быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем
сограждан своих и Отечества
Д. И. Фонвизин
1 Очерк жизни и истоки творчества
Родился 3 апреля 1745 г. Потомок рыцаря-меченосца, взятого в плен во время Ливонской войны при Иване Грозном. Долгое время его фамилия писалась по разному Фон-Визин, Фон-Висен, Фон-Визен и др.
Дворянин по происхождению, Ф. десяти лет поступил в гимназию при Московском Университете. Студент философского отделения зарекомендовал себя переводами (перевод с немецкого «Басен нравоучительных с изъяснениями господина гольберга»). Отличное знание языков позволило ему служить в Коллегии иностранных дел. В Петербурге он знакомится с Державиным, Херасковым, Княжниным, здесь он увидел Ломоносова, «Но ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр». Жил в Москве, во Франции. , ушел в отставку. 1774 г. женился на Екатерине Ивановне Хлоповой. Умер в 1792 г. 1 декабря
Литературная деятельность начинается в 60-е гг. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для его горького смеха было больше чем достаточно в российской действительности того времени. Он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, члены которой критиковали деспотический режим императрицы Екатерины II и произвол ее фаворитов. Есть мнение, что в образе Простаков в комедии «Недоросль» можно увидеть черты императрицы, а в образе усадьбы Простаковых – всей России.
Первая сатирическая комедия – «Бригадир» («В наших нравах первая комедия». Н. И. Панин), «Недоросль (1781 г), продолжал развивить жанр сатиры в произведениях – «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др, задумал издавать сатирический журнал «Стародум, или друг честных людей, но императрица на позволила.
2 Словарь литературоведческих терминов
Сатира – жанр художественной литературы
– задача которого осмеяние или обличение отрицательных явлений действительности с целью их исправления
– возник в Древней Греции в 7 в. до н. э. – Гораций, Ювенал, Петроний. В новое время в этом жанре успешно работали Свифт, Мольер, Вольтер, Буало, Сумароков, Кантемир и др.
А) Сатиры Кантемира отличались просветительской направленностью и антиклерикальным характером
Б) Сумароков – новый тип бессюжетной сатиры, компактной по объему, острой по идейному содержанию, для которой характерна тезисность и афористичность речи, простота и точность языка
В) Ломоносов привнес элементыдемократического мышления и стиля
Г) И. И. Хемницер – установка на изобразительность и драматизацию повествования, сближение сатиры с различными жанрами
Д) Фонвизин обратился к разработке небольшой сюжетной сатиры, довел до совершенства диалог, в сатире стал использовать басенное начало и басенный стих
– согласно теории классицизма он не принаждлежал к высоким жанрам – обращался к общественно значимым темам, но использовал сниженный стиль
– сатира прямо не соотносится и ни с одним литературным родом – от эпоса она заимствает широту охвата событий, от лирики – эмоциональную наряженность, от драмы – сценичность
– по тематике делились на наравоописательные и соуциально-политические
– по объекту изображения – сатиры на лицо или сатиры на порок
– композиция обычно была трехчастной – вступление с определением проблемно-тематической направленности произведения, основная часть, раскрывавшая содержание, и заключение, где автор подводил итог и делал назидание читателю
– ведущими приемами создания образа были – прямая авторская характеристика, косвенная обенка, даваемая персонажу другими лицами, показ героя в действии, изображение внутреннего мира человека, речевая характеристика, портрет, художественная деталь
В конце XVIII в. утратила ведущую позицию в литературе и трансформировалась в жанрах эпиграммы, басне, сатирической песне и т. д.
Комедия – разновидность драматического произведения, исполненного юмористического или сатирического пафоса
– сформировался в античной Греции в 5 в. до н. э. Классиками жанра можно считать Аристофана, Плавта, Шекспира, Мольера, Бомарше, Сумарокова, Лукина, Плавильщикова
– с точки зрения типологии комедии различают
А) по характеру смехового начала – развлекательная и обличительная
Б) в зависимости от особенностей конфликта – комедия характеров, комедия ситуаций
В) в зависимости от особенностей идейно-тематического содержания (любовная, бытовая, воспитательная, социально-политическая)
Г) по специфике языкового выражения – прозаическая и стихотворная
– В середине 70-х гг. XVIIIв. в русской комедиографии складываются 2 направления
А) охранительное, в котором работали Екатерина II, Д. В. Волков, А. Д. Копиев, пыталось оправдать внутреннюю и внешнюю политику государства
Б) обличительное (Сумароков, Фонвизин, Капнист, Крылов). Среди главных проблем комедиографы выделяли – крестьянский вопрос, галломанию дворянства, судейский и чиновничий произвол, проблемы любви и брака, образования и воспитания дворян.
Особенности русской комедии 60-90-х гг.
– классический тип 5-тиактной комедии
– герои – дворяне или мещане
– делились на «лучших» (думающих о благе государства и пекущихся об общей пользе) и «худших» (заботящихся о собственном благополучии)
– принцип парности в организации образной системы
– комедийные образы – однолинейны (воплощение одной добродетели или порока, качества чаще гиперболизированы)
– форма словесного выражения – диалог и полилог
– использование двух ведущих стилевых пластов – разговорно-бытового и книжно-литературного
Драма – один из родов литературы, предназначен для исполнения на сцене, с греч. – «действие»
– содержание – речи и разговоры персонажей, действующих лиц в форме диалога, монолога, полилога
– речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их движениях и т. д.
– искусство слово дополняется режиссерской трактовкой, актерским исполнением и сценической обстановкой
– основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как жанр) и комедия
Ирония – 1 спрятанная, но легко обнаруживаемая насмешка
2 вид тропа, когда сказанное приобретает противоположное значение
3 Подведение итогов
– Какие известные нам факты говорят о Фонвизине как о сатирике?
– Свойственна ли сатира традиционной комедии классицизма?
– Каковы источники сатиры в комедии «недоросль» ?
С этой т. зр. смешное в комедии Фонвизина не укладывалось в формулу классицизма «смешить и смехом пользовать». Предметом его критики были «тяжелые события и злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
ДЗ Охарактеризовать (письменно) произведение по плану анализа
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература