Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Устное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Ясный осенний вечер» (упр. 397)

Устное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Ясный осенний вечер» (упр. 397) Цель: создание устного сочинения по картине И. Грабаря.

Планируемые результаты:

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Метапредметные: формулируют учебную задачу, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, делают обобщения и выводы.

Предметные: знают особенности художественного стиля, осознают возможность русского языка для самовыражения.

  • формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;
  • учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;
  • закрепить и углубить представление об описании как о типе речи;
  • закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
  • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;
  • дать понятие о пейзаже как о жанре живописи;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося

  • развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
  • обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера, активизировать “пейзажную” лексику;
  • развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
  • создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  • дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
  • обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные цели:

  • воспитывать самостоятельность и творческую активность;
  • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
  • воспитывать любовь к своей родине

Оборудование:

  • репродукции картины И. Э. Грабаря “Ясный осенний вечер”;
  • музыкальный альбом П. И. Чайковского “Времена года”;
  • стихи об осени
  • подготовленный материал для словарной работы, мультимедийная презентация.

Эпиграф

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом. . . Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.

В. Сухомлинский

Сценарий урока:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу урока. Создание эмоционального настроя.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень. Помните, у Александра Сергеевича:

Унылая пора! Очей очарованье!

Богатством своих красок осень привлекла внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом “Времена года”, в который вошли 12 пьес. Я предлагаю вам послушать фрагменты пьес “Сентябрь. Охота” и “Октябрь. Осенняя песня”.

Задание: прислушайтесь внимательно, определите тональность звучащей музыки, проследите за меняющимся настроением.

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. Искусство, позволяющее посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства, мы называем изобразительным.

От всех других оно отличается наглядностью, образностью. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит. Глядя на картины, мы как бы беседует с их создателями, через изображенное на них мы узнаем об их мыслях и чувствах.

Как вы думаете, что вдохновляет художников, поэтов, музыкантов писать об осени? Прочтите те подборки стихов об осени, которые вы приготовили для сегодняшнего урока.

(Выразительное чтение стихотворений)

– Итак, поэты стихами, композиторы музыкой, а художники красками изображают красоту и величие родных просторов. Французы называют окружающую природу пейзажем.

6. Этимологическая страничка. Презентация.

(Работа со словарем) Каждая группа получает задание – найти значение слова.

Картина (от русского "карта") – произведение живописи в красках.

Репродукция (лат. ) – воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

Пейзаж (франц. )-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

Пейзажист – художник, пишущий пейзаж.

Так что же такое пейзаж в изобразительном искусстве?

3. Знакомство с новым материалом.

В изобразительном искусстве пейзаж – воспроизведение естественной или преображенной человеком природы. В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы “героем” произведения. Задача художника-пейзажиста – изображение природы в ее бесконечном разнообразии.

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Пейзажи бывают разного характера: описательные, лирические, романтические, философские.

Речь на сегодняшнем нашем уроке пойдет о лирических пейзажах. Лирический пейзаж – это “пейзаж настроения”. Расцвет его приходится на период национального самоутверждения русской живописи – 1870 годы. Лирический пейзаж стал продолжением и развитием того видения природы, которое уже было открыто нашей классической литературой.

В русской живописи есть мастера кисти, которые все свое творчество посвятили изображению родной природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан, И. Э. Грабарь.

Их полотна написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любви и глубокой привязанности к родным местам. На сегодняшнем уроке речь пойдет об одной замечательной картине, называется она “Ясный осенний вечер”, а написал ее Илья Эммануилович Грабарь.

Познакомимся с художником.

Презентация.

5. Беседа по картине.

– Внимательно рассмотрите репродукцию на своем столе. Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете? Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме? Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.

Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего вечера. . Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует воздух, он заполняет почти все полотно.

– Не зная, как называется картина, какой бы вариант названия вы предложили? Докажите, что картина “Ясный осенний вечер” относится к лирической пейзажной живописи.

Прозвучали варианты: “Прощальная краса”, “Родные просторы”, “Царство художницы осени”, “Красавица осень”.

Перед нами именно пейзаж, естественная природная среда, которая окружает человека, создает настроение покоя и радости бытия.

– Как любое произведение искусства живопись имеет свой сюжет, свое композиционное построение. Давайте детально рассмотрим репродукцию картины И. Э. Грабаря «Ясный осенний вечер” и проследим сюжет и композицию этого полотна. Рассмотрите все подробности, при помощи которых создается художественный образ. (Ребята предлагают свои сюжетные линии. )

Большое значение для воплощения замысла художника имеет формат композиции. Чтобы показать просторы Родины, значительность каких-либо явлений, художники обычно используют вытянутые по горизонтали форматы. Картина поделена на задний и передний планы. Попробуем внимательнее всмотреться в картину и отметим наиболее яркие детали полотна.

На переднем плане художник изобразил деревья. Под деревьями по-летнему зеленая трава. Листва на деревьях еще зеленая, но уже есть пожелтевшие листья.

На заднем плане видны убегающие вдаль поля, желтые, с изумрудными всходами озимых.

Поля простираются до самого горизонта.

И над всем этим огромное высокое синее безоблачное небо. Оно отражается в реке. На горизонте небо светлеет. Огромное синее небо обнимает землю и как будто укрывает ее.

6. Подготовка к сочинению-описанию картины И. Грабаря «Ясный осенний вечер»

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

Понять замысел художника.

Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение).

Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

Материал для сочинения:

Река. Неширокая речушка, с медленным течением. Убегающая вдаль, течет средь полей. Вода в реке глубокого синего цвета, перекликающего с цветом неба.

Деревья. Ветвистые деревья с зеленой листвой

Трава. Изумрудная зелень.

Небо. Высокое, лазурное, ярко-синее.

Поля. Изумрудная зелень озимых всходов, отдыхающее поле.

– Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И. Левитана.

1 группа Метафоры: зеркало реки, художник– осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.

2 группа Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

3 группа Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.

4 группа Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, природа призадумалась.

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

Задание по группам

1 группа – вступление

2 группа план основной части

3 группа – заключение

Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

И. И. Левитан – певец красоты русской природы.

Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

Основная часть. Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.

Картина И. Э. Грабаря «Яркий осенний вечер».

Общий план картины.

Деревья на картине

Осенняя река.

Лазурь небес.

Задний план картины.

Заключение.

Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства

Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

7. Словарно-орфографическая работа. Составьте словосочетания по картине, которыми вы сможете воспользоваться во время работы над сочинением.

1 группа.

Изобразительное искусство, известный живописец, темно-синий оттенок, лазурное небо, светло-голубая полоска реки, палитра художника, мастер кисти, осенний пейзаж, выдающийся пейзажист, величие и совершенство природы, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, чуть прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, мастерство и талант художника, колорит и контраст картины, произведение искусства.

2 группа Словарь наречий, словосочетания глагол + наречие :

слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь

убегает вдаль, виднеются вдале находится справа, изображено слева ке,

Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие.

7. Подведение итогов урока.

Что удалось вам сегодня?

Что получилось?

Что не получилось?

7. Домашнее задание. Написать сочинение по картине

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной. Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой. Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье. О. В. Коробейникова-Макарова, МКОУ "СОШ№ 4", структурное подразделение ООШ № 5, Г. Калачинск, Омская область

Метки: Литература