Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений»
Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений»
Вид урока: урок художественного восприятия.
Форма урока: урок-беседа.
Методы обучения:
словесные (эвристическая беседа),
проблемный.
Оборудование:
Распечатка повести О. Ждана «Гений».
Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.
Цели урока:
На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.
Разграничить понятия бездушный и бездуховный, гений, гениальность.
Анализ отдельных эпизодов повести “ Гений ”.
Практика работы со словарными статьями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).
2. Актуализация новой темы.
Слово учителя:
– Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Олега Ждана «Гений». . В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку :
« Евреи учат: «чем больше думаешь о себе, тем меньше тебя любят». Таджики того же мнения: «самовлюбленный становится нелюбимым»
– Истинная любовь не признает фальши. Это подчеркивают предостерегающие изречения.
Что же сделать, чтоб избежать потери любви?
– Беречь, конечно. Без испытаний все равно не обойтись. Как шутят шведы, «золото испытывают огнем, женщину – золотом, а мужчину – женщиной». Встречайтесь с настоящей любовью, берегите ее и не теряйте!
– Как вы понимаете любовь в широком смысле этого слова?
Скажите, где можно найти определение данного слова?
(В толковом словаре. )
3. Словарная работа.
Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.
(В широком смысле любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. )
– Запишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.
1)Задание 2-м ученикам:
Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.
2)Задание классу:
Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.
Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.
Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:
Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.
Бездушный –
1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.
2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.
? Как вы думаете, почему для Ждана бездушность опаснее бездуховности?
(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим. )
– Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть Олега Ждана «Гений».
Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.
(Вопрос открывается на доске. )
Запишите тему урока:
Тема человеческой души в повести Олега Ждана «Гений».
4. Основная часть.
I. Слово учителя:
Повесть Олега Ждана «Гений» напечатана в журнале «Наш современник»,№12, 2011. Автора интересует духовный кризис современной России, трагическая атмосфера бездуховности в обществе.
В современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.
Все это прослеживается и в повести “Гений”.
II. Работа с текстом.
Обратим внимание на название повести.
– Кто такой гений?
Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений. (Дени Дидро)
(Работа со словарем)
(. Гениальность (от лат. genius – дух) – необычайно высокие интеллектуальные способности, высоко духовно-нравственное начало, которых не было у нашего героя. Гениальность определяется практическим воплощением врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом,а не отдельными людьми. )
– Да, действительно, повесть посвящена главному герою Тришке-гению. Соответствует ли он определению «гений»?
– Опишите внешность героя(его лицо, одежду, манеру поведения)Подтвердите свой ответ строчками из текста.
– Расскажите о жизни Тришке, чем занимался.
– В каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер Тришки? (Ответ подтвердить цитатами из текста. )
– Расскажите о его взаимоотношениях с другими персонажами.
– Что , по-вашему, послужило толчком для создания этого произведения? Как автор относится к своему герою?
– Что , по-вашему ,является кульминацией этого произведения?
– В чем ,по-вашему ,главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
– Как вы думаете ,как сложится судьба Тришки в будущем?
– Так какова основная мысль повести Олега Ждана «Гений»?
– Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?
5. Выводы.
– Соответствует ли эпиграф нашему уроку?
Что же случилось в мире? Почему рождаются и проживают рядом с нами свою жизнь «тришки» Почему люди теряют свою душу?
–
– Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. , актуальна ли сегодня тема бездушия?
5. Домашнее задание.
Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.
М. В. Рыжкина, д. Васильевское, Серпуховский район, Московская область
Метки: Литература