Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений»

Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений»

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения:

словесные (эвристическая беседа),

проблемный.

Оборудование:

Распечатка повести О. Ждана «Гений».

Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.

Цели урока:

На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.

Разграничить понятия бездушный и бездуховный, гений, гениальность.

Анализ отдельных эпизодов повести “ Гений ”.

Практика работы со словарными статьями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).

2. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

– Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Олега Ждана «Гений». . В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку :

« Евреи учат: «чем больше думаешь о себе, тем меньше тебя любят». Таджики того же мнения: «самовлюбленный становится нелюбимым»

– Истинная любовь не признает фальши. Это подчеркивают предостерегающие изречения.

Что же сделать, чтоб избежать потери любви?

– Беречь, конечно. Без испытаний все равно не обойтись. Как шутят шведы, «золото испытывают огнем, женщину – золотом, а мужчину – женщиной». Встречайтесь с настоящей любовью, берегите ее и не теряйте!

– Как вы понимаете любовь в широком смысле этого слова?

Скажите, где можно найти определение данного слова?

(В толковом словаре. )

3. Словарная работа.

Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

(В широком смысле любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. )

– Запишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.

1)Задание 2-м ученикам:

Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.

2)Задание классу:

Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.

Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.

Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:

Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.

Бездушный –

1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.

2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.

? Как вы думаете, почему для Ждана бездушность опаснее бездуховности?

(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим. )

– Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть Олега Ждана «Гений».

Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.

(Вопрос открывается на доске. )

Запишите тему урока:

Тема человеческой души в повести Олега Ждана «Гений».

4. Основная часть.

I. Слово учителя:

Повесть Олега Ждана «Гений» напечатана в журнале «Наш современник»,№12, 2011. Автора интересует духовный кризис современной России, трагическая атмосфера бездуховности в обществе.

В современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.

Все это прослеживается и в повести “Гений”.

II. Работа с текстом.

Обратим внимание на название повести.

– Кто такой гений?

Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений. (Дени Дидро)

(Работа со словарем)

(. Гениальность (от лат. genius – дух) – необычайно высокие интеллектуальные способности, высоко духовно-нравственное начало, которых не было у нашего героя. Гениальность определяется практическим воплощением врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом,а не отдельными людьми. )

– Да, действительно, повесть посвящена главному герою Тришке-гению. Соответствует ли он определению «гений»?

– Опишите внешность героя(его лицо, одежду, манеру поведения)Подтвердите свой ответ строчками из текста.

– Расскажите о жизни Тришке, чем занимался.

– В каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер Тришки? (Ответ подтвердить цитатами из текста. )

– Расскажите о его взаимоотношениях с другими персонажами.

– Что , по-вашему, послужило толчком для создания этого произведения? Как автор относится к своему герою?

– Что , по-вашему ,является кульминацией этого произведения?

– В чем ,по-вашему ,главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

– Как вы думаете ,как сложится судьба Тришки в будущем?

– Так какова основная мысль повести Олега Ждана «Гений»?

– Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?

5. Выводы.

– Соответствует ли эпиграф нашему уроку?

Что же случилось в мире? Почему рождаются и проживают рядом с нами свою жизнь «тришки» Почему люди теряют свою душу?

– Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. , актуальна ли сегодня тема бездушия?

5. Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.

М. В. Рыжкина, д. Васильевское, Серпуховский район, Московская область

Метки: Литература