Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока по роману Ч. Айтматова "Плаха"

Конспект урока по роману Ч. Айтматова "Плаха" «Законы человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смысле Земля вращается, как карусель кровавых драм. . » Ч. Айтматов

План урока.

I. Вступительное слово учителя.

II. Слово о Ч. Айтматове.

III. Сюжет ,структура романа

IV. Выяснение и обсуждение основных проблем:

Экологическая проблема.

Проблема богоискательства.

Проблема наркомании.

Проблема вседозволенности.

Проблема совести.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

I. Вступительное слово учителя . (Слайд 2. )

– Сегодня на уроке, ребята, мы обсудим некоторые проблемы романа Ч. Айтматова “Плаха”. Роман, появившись в 1986 году в журнале “Новый мир”, вызвал много разных споров. Споры не стихают до сих пор. Как все неординарное, и этот роман вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга до полного отрицания как в смысле художественности, так и правдивости некоторых образов, обвиняют в бескомпозиционности роман, в бессюжетности. Много споров вызывает образ Авдия. Приписывают надуманность и ненужность линии Понтий Пилат – Христос.

Считают самым слабым произведением писателя. Что касается первых утверждений, то они спорны. А то, что роман этот поднимает актуальные проблемы современности – это бесспорно.

Ч. Айтматов – один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

“Плаха” – многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа – противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру.

II. Слово о Ч. Айтматове. ( Сообщение подготовленного ученика). . (Слайд 3-8. )

Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.

Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.

31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.

В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».

Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-кульский форум».

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

III. Сюжет ,структура романа.

– Прочитайте эпиграф урока. Как вы его соотнесете с романом «Плаха»?

(Роман Ч. Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны – человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны – разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле – всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!)

. (Слайд 9-14. )

Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии – жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.

– Что вы узнали об Авдии Каллистратове из романа?

(Главный герой романа – Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я – говорит он Авдию, – помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами. . . У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен , как тебе мнится. . . ". Гришан не может понять того, сто не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.

Как видим, противостояние героев перерастает во взаимную непринимаемость понятий про добро и зло, про счастье и свободу человека. При этом выражается мысль о том, что какой-либо дурман – наркотический, религиозный – зло. Однако выход из этого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришана – на лаву подсудимых, а Авдий – не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под укос.

Наивный Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становится участником "моюнкумской войны" – варварского уничтожения животных во имя выполнения плана мясозаготовки. )

– С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалипсическую картину побоища. "Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая панику. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве"

Мимолетный участник этого побоища Авдий не может победить реальное зло, и только ратует пьяных облавщиков. И снова Авдий не снимает креста, который наложил на себя добровольно, и несёт его до приготовленной ему Голгофы.

Этот роман – как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так – на пределе – обострилось и сгустилось в мире.

Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди – распяли. "Спаси меня, волчица", – произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать – волчица", – думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла. . . " – И голова его безвольно упала вниз".

IV. Обсуждение основных проблем.

1)Экологическая проблема.

– Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.

Своеобразие задач вызвало и своеобразие поэтики романа. Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки “обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной социально-аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы – характеры.

Выступление обучающегося. (Журнал “Москва”)

(Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек. Эти сцены блестяще написаны. )(Слайд 15-16)

Ученик читает отрывок из начала .

– Случайно ли введены в роман волки? . )(Слайд 17-18)

(Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов – художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.

(“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары,

“Буранный полустанок” – верблюд Коронар,

“Белый пароход” – рогатая мать – олениха).

– С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку – волк”, а может быть, наоборот волк волку – человек? А мотив совести разве не проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?

. Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.

Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно – технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть.

Сайгаки – ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки.

С образами животных связаны и многие легенды у Ч. Айтматова.

– Какова роль легенд в произведениях Ч Айтматова?

Обратимся к самым ярким. (Слайд 18)

“Белый пароход”

“Буранный полустанок”

“Плаха” (“Шестеро и седьмой”)

(Выступают заранее подготовленные ученики).

– В “Белом пароходе” легенда становится концептуальной основой повести – это образное выражение нашей “родственной связи” с матерью природой, напоминание об ответственности ныне живущих и будущих поколений за ее сбережение. Легенда о “манкурте”.

Ракетный “Обруч” вокруг чела Земли – это ведь некий аналог того “шири” из сыромятной кожи, который по мере усыхания на голове человека – раба сдавливал ее с такой силой, что начисто лишал памяти. Ракеты – роботы вышли на перекрестные околоземные орбиты, мы боимся, что они также сдавят нашу прекрасную Землю, как эти “шири”. И мы должны спасти землю от ядерных ракет, взрывов. Это главная экологическая проблема. Спасти Землю.

Проблема наркомании и тесно связанная с ней тема вседозволенности.

– Эта проблема (наркомании) в романе считается “молодежной”. Эта конкретная проблема обращена к конкретной болевой точке нашего общественного бытия. В романе начат (проблема, естественно, не решена какими-то рекомендациями – рецептами) разговор о наркомании, о разветвленной системе самообслуживания в этой уголовно-наказуемой области. Эта проблема, как и проблема алкоголизма, волнует всех: общество в целом, родителей; нас, учителей и, конечно вас Еще страшнее становится от публикаций в газетах и журналах, связанных с проблемой наркомании. Вопрос очень актуальный и болевой.

– Что вы знаете о проблеме, о фактах? (из газетно-журнальных статей)(Слайд 19)

– А как решается эта проблема в романе? (характеристика группы Гришана) Волчица в конопле.

– Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но на то, какая философская глубина за этим романом.

Тема вседозволенности(. Слайд 20)

Писатель видит внутреннюю связь между уголовниками – наркоманами, убивающими Авдия и считающими для все дозволенным. Сближает их равнодушие к человеку, их нравственная неполноценность. Резко прорезаются конфликты времени.

Выступают ранее подготовленные ученики.

– Сегодня бытует идея вседозволенности. (Обер–Кандалов, Гришан, Базарбай).

– Как вы понимаете ее? Есть ли примеры в классической литературе? (Образ Раскольникова) Ницше – Гитлер.

– Чем страшна эта идея в современной литературе?

(Гришан и Обер-Кандалов – бандитские лидеры. Гришан не лишен претензий на роль сатаны, а Кандалов – на роль выразителя традиций “работяги” – винтика.

Писатель стремится досказать, довыразить то, что в жизни иногда выступает в стертом виде, не всегда формируется, он докапывается до дна – до идеологической сути наблюдаемого явления. )

– Чем опасны Гришаны, Обер-Кандаловы, Координаторы, Кочкорбаевы в нашем обществе?

– Идея, оторвавшаяся от живой реальности, жизни человека, общества, идея, безразличная к жизни, к живым нуждам человека, общества, будь она самая гуманная в своих истоках, перерождается, превращается в преступный тормоз развивающейся жизни, эволюции самого человека. Вот он, главный конфликт романа, – противостояние застылости и трепетной жизни, догматизма и творческого начала.

В мире, где ни на миг не утихает борьба идеологий, миропониманий, мироотношений, писатель защищает приоритет мысли, опирающейся на живые реальности человеческого бытия, приоритет творческой гуманистической мысли.

Когда угасает творческое начало, разрывается связь мысли и реальности, наступает застой в обществе, чреватый пагубными последствиями не только в экономической, но и социально-нравственной сферах жизни. Это случилось и в последнее десятилетие в нашей стране.

– Почему появились в обществе Обер-Кандаловы, Гришаны?

В подобной обстановке безвременья появляются и начинают процветать такие преступные “функционеры”, как Гришан, вербующий и развращающий неоперившихся юнцов; в эту пору преуспевают такие типы, как бандит Обер-Кандалов, спаивающий современный деклассированный люд, толкающий их на убийство.

– Эти характеры имеют реальных прототипов и идут от нашей действительности.

Проблема богоискательства. (Слайд 21-24)

– Зачем Ч. Айтматов обратился к христианству?

– Как вы понимаете эту проблему?

Он обратился к максимально возможному мифу, ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое учение , который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле, например, о жертве, как о форме существования идей.

Может быть, плаха есть форма существования сверхидей, недаром и социальные идеи утверждаются жертвенной кровью?

Линия Понтия Пилата и Христа. Чтобы до конца понять необходимость ее включения в роман, надо очень внимательно читать диалог Пилата и Христа. Это же диалог о соотносительности Добра и Зла!

С этой проблемой тесно связан образ Авдия.

В романе Ч. Айтматова есть внутренняя проблематика, а не только внешнее опоясывание, прошитое волками.

Главная проблема, как поступать, какому закону подчиняться – закону свободы личности (линия Авдия, Христа) или закону рока, судьбы (линия Бостона). Судьба или свобода – это главное, что связует роман. Поэтому даже и последняя часть, написанная в духе других айтматовских произведений, читается только на фоне предыдущего табло.

Там было “не убий”, здесь разыгрывается трагедия рока.

Линию “не убий” проводит писатель через образ Авдия.

V. Итог урока

– Реалистичен ли образ Авдия?

Возможны ли в жизни такие люди? Как им живется? Не встречали ли вы подобных среди современной молодежи? Какие чувства он у вас вызывает? (скептицизм, жалость, недоверчивость, опасность и т. д. )

– Проблема совести решается через любимый образ писателя Бостона

Существует в критике мнение, что герои Ч. Айтматова в “Плахе” – жертвы рока.

– Считаете ли вы Бостона жертвой рока?

– Против чего он борется? И кого? (Он не с роком борется, не с судьбой! Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону – не за его грехи, за чужие.

Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться – ему.

Он восходит на свою плаху.

– Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?

VI Д. /з. Написать сочинение –миниатюру по теме:

«Протест против наркомании в романе Ч. Айтматова "Плаха»»

«Образ Авдия К. »

– Правдоподобен ли образ Авдия?

– Типичен ли он для современного человека?

М. В. Рыжкина, д. Васильевское, Серпуховский район, Московская область

z� �� � �D� кующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону – не за его грехи, за чужие.

Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться – ему.

Он восходит на свою плаху.

– Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?

VI Д. /з. Написать сочинение –миниатюру по теме:

«Протест против наркомании в романе Ч. Айтматова "Плаха»»

«Образ Авдия К. »

– Правдоподобен ли образ Авдия?

– Типичен ли он для современного человека?

М. В. Рыжкина, д. Васильевское, Серпуховский район, Московская область

Метки: Литература