Исследовательская деятельность на уроках литературы
Исследовательская деятельность на уроках литературы
1. Для изучения любого произведения необходимо знать биографию писателя и историю создания произведения.
Роман» Мастер и Маргарита», который учащиеся изучают в 11 классе , до сих пор заключает в себе некую тайну. Нерешенным остается главный вопрос: что есть роман Булгакова – хвала Христу или дьяволу?
–На уроках в процессе полемики возникают разногласия между учащимися, поэтому исследовательская работа дает возможность приблизиться к пониманию этого сложного произведения.
Многим ребятам, когда мы начинаем разбирать это произведение на уроках, становится интересно, а после просмотра фрагментов фильма «Мастер и Маргарита» (режиссер Бортко), ребята с еще большим интересом работают над романом.
В процессе исследовательской работы учащиеся находят запись, сделанную писателем на полях рукописи первоначального варианта романа о Сатане («Консультант с Копытом») «Помоги, господи, кончить роман». Призывать помощь Бога в создании романа о дьяволе!
Творческие личности избегают старых решений. Основной чертой творческой деятельности является создание нового, способность выйти за рамки установленных образцов и правил.
Творческие способности детей можно развивать не только на специальных уроках , а вводить
развивающие элементы на уроках. Даже простое коллективное чтение может стать увлекательной игрой в открытия. Читая любое произведение, сделай каждое слово открытием.
Ключ к разгадке религиозно – эстетического феномена романа «Мастер и Маргарита» одного из вершинных произведений искусства модернизма, – в осознании того, что перед нами оригинальная версия русского мистико религиозного романа 20 века.
В процессе исследования материала (статьи, рецензии и т. д. ) приходим к тому, что речь идет не о романе мастера о Понтии Пилате , а Булгакова– о Иисусе Христе.
Сюжетно – композиционная модель «Мастера и Маргариты» не укладывается в схему « роман в романе»– это многомерная структура.
Ее организует алгоритм трех: повествование развивается на трех уровнях реальности:
– земной
– – мистической
– –художественной
В трех временных:
– настоящее
– –прошлое
– вечное
Три сюжетных потока
– Приключения Воланда и К в Москве 20-30 г. г.
– евангелийский сюжет
– история любви протагонистов романа.
Многоуровневая модель романа закодирована в его названии. Ведь первая буква имени Воланда, W– не что иное, как зеркальное отражение буквы М, которую Маргарита вышила на шапочке своего возлюбленного.
Таким образом, в названии романа мы имеем три М:
М w М. Нижнее М является как бы невидимым мистическим отражением земной реальности в инобытии и одновременно указывает на третьего протагониста – Воланда.
Каково отношение сил в противостоянии Бога и дьявола? Ответ Булгакова мудр и парадоксален: зло торжествует в земном измерении, добро – в инобытии. Воля Иешуа решает посмертную судьбу и Пилата, и Мастера, и Берлиоза, окончательный приговор которому вынесен Словом Христа « каждому будет дано по его вере».
Атеист Берлиоз бессмертие души человеческой – факт оживления головы на балу у Воланда со всей очевидностью доказал обратное. И все же для него бессмертия не будет, и он уйдет в небытие. Булгаков показал что может дьявол: он не только властвует в стране атеистов, но завоевывает и души избранных (Маргариты). В какой – то степени Сатана у Булгакова переступает за грань функций своего «ведомства» и начинает творить добро: устраивает встречу любящих, возвращает им дом, даже знаменитую подкову с бриллиантами оставляет– чтобы они не нищенствовали … Но тогда-то и обнаруживается его бессилие. Воланд может восстановить рукопись романа и успокоить мастера, но не в силах вернуть творческий дар и исцелить душу. Он может вернуть Маргарите ее любовника, но каким? Больным, опустошенным и смертельно уставшим, уже не желающим ни любви, ни жизни, ни творчества.
Если представить дальнейшую жизнь этой несчастной с таким любовником – это было бы проклятое существование. Дьявол может дать все, кроме главного для человека-любви, счастья и самой жизни.
Роман «Мастер и Маргарита» воплотил тоску Булгакова по недостижимой для современного человека близости к Богу и в то же время – исполненное надежды пророчество о посмертной о посмертной судьбе писателя 20 века.
2. Исследовательская деятельность на уроке
1. Мотивация к исследованию– выбор объекта исследования.
2. Исследовательская деятельность– поиск ответов на поставленные вопросы идет двумя путями:
Схема:
а) индуктивное исследование (от частного к общему) – Ф 1, Ф 2, Ф3… – вывод;
б) дедуктивное исследование (от общего к частному)— обобщение (гипотеза)— Ф 1, Ф2, Ф3…
Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:
1) мотивация;
2) исследование (может быть в малых группах ) ;
3) обмен информацией, оценка;
4) подведение итогов, рефлексия;
5) связывание информации, оценка;
6) подведение итогов, рефлексия;
7) примечание;
8) постановка новых вопросов
Этап мотивации – ключевой этап, как в индуктивном, так и в дедуктивном исследовании.
В случае индуктивного исследования смысл мотивации заключается в том, чтобы у учащегося возник вопрос и была сформулирована проблема.
Результатом поиска решения этой проблемы и будет приобретение нового знания. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у всех учеников класса, по крайней мере, у большинства. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.
Таким образом, завершается 1 этап индуктивного исследования – мотивации и означает переход ко 2 этапу – этапу исследования. Рекомендуется проведение этого этапа в малых группах, с использованием для каждой группы разного исходного материала для изучения, при наличии нескольких поисковых групп, значительно расширяет информационно – поисковое поле , позволяющее посмотреть на проблему с разных сторон и разными глазами, наконец, порождает для учащегося и сам психологический смысл представления своих находок.
Список используемой литературы:
1. Русская словесность №2 2001 год;
2. Борис Соколов. Михаил Булгаков. Москва издательство « Знание» 1991 год.
3. Использование фрагментов фильма режиссера Бортко «Мастер и Маргарита».
Л. В. Кальченко, ГБОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных", СОШ № 660, г. Санкт-Петербург
Метки: Литература