И. Бунин "Чистый понедельник"
И. Бунин "Чистый понедельник"
В презентации используются картины Б. Кустодиева "Масленица", "Ярмарка", звучит романс "Бразильский крейсер" на стихи И. Северянина в исполнении А Вертинского, песня "У нас в раю" в исполнении И. Богушевской.
эпиграф к уроку:
"Только влюблённый имеет право на звание человека"
А. Блок
1. Введение в тему урока. Слово учителя:
Тема любви – одна из основных тем творчества не только И. Бунина, но и всех русских классиков. . У каждого из писателей своё отношение , своё восприятие и изображение этого чувства.
– Вспомните, что говорил герой А. Куприна в рассказе "Гранатовый браслет" о своём чувстве? Как относился к этому генерал Амосов? Вера? Сам автор?
(«…любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мученье – вовсе не труд, а одна радость»
«…любовь заключает весь смысл жизни, всю вселенную»).
– Как же изображает это чувство И. Бунин в своём творчестве?
Вы уже знакомы с рассказом И. Бунина "Тёмные аллеи" и "Солнечный удар"и заметили, что чувства героев недолговечны, любовь не приносит им счастья, они расстаются.
– Как называется сборник, куда входит рассказ "Чистый понедельник"? Вспомните, почему именно так?
2. Постановка учебной задачи: цель сегодняшнего урока состоит в том, чтобы увидеть общее в прочитанных нами рассказах И. Бунина и определить. как звучит тема любви в творчестве писателя.
3. Реализация задачи: просмотр презентации и работа по вопросам в группах:
Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании?
Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?
Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Какою видит Москву повествователь?
Героиня?
Что разного в их миовосприятии ?
Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики
(1 вариант), 2 вариант – световые.
Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне?
– Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми?
– Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини?
– Как осуществляется этот поиск?
– 4. Подведение итогов:
– Что общего в рассказах И. Бунина о любви?
– мотив расставания, грусти, потери.
– неудовлетворённость героев своей жизнью: она неполная без любви, герои не понимают чувств друг друга, не могут быть вместе по разным причинам. Любовь хрупка и мимолётна, неожиданна, как "солнечный удар" и непредсказуема, как неизвестно куда ведущие "тёмные аллеи". Любовь в творчестве писателя изображается как стихийное, необъяснимое и непредсказуемое чувство. Это лишь краткий миг счастья, но любовь способна озарить всю дальнейшую жизнь героя, хотя и приносит страдание.
– 5. Творческая письменная работа:
– Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа?
– 6. Домашнее задание:М. Горький "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". (по желанию-"Как звучит тема любви в творчестве М. Горького"-презентации, эссе, цикл рисунков)
С. В. Стрельцова, ГБОУ СОШ "Школа здоровья"№ 901, Москва
Метки: Литература