Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Фольклор. Малые жанры фольклора. Пословицы. Поговорки. Загадки

Тема урока: Фольклор. Малые жанры фольклора. Пословицы. Поговорки. Загадки

Цели урока:

Образовательные:

• познакомить с происхождением и природой загадок;

• раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

• развивать умение отгадывать и сочинять загадки;

• развивать логическое мышление учащихся;

Воспитывающие:

• приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;

• воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

Задачи урока:

• создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;

• обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;

• обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;

Оборудование:

мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки. ”

Практическая значимость и актуальность:

Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть (представление жанров).

4. Итог. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

Ход урока

Звучит народная музыка.

Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).

Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)– совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

Фольклор– живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки. ) Слайд №4.

(Ученик читает вслух).

– Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).

Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (от греч. – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

(Ученик читает вслух).

А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим:Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.

Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

Ребята, предлагаю вам творческое задание.

1 ряд – используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

Молодцы!

Физкультпауза

“Что за золото пословицы русские!. . ”

А. С. Пушкин

Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

Пословица

• Краткое мудрое суждение о жизни

• Содержит поучительный смысл

• Законченное суждение

• Характеризует поступки человека, образ жизни

• Украшает речь Слайд №10. (Читает ученик вслух).

В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.

– Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).

Следующее задание “Объясни смысл пословицы”

Береги платье снову, а честь –смолоду.

Ученье– красота, неученье – простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Ученье лучше богатства. Слайд №11. (Рассуждения ребят)

Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.

А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

(Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

Молодцы!

“Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!. . ”

А. С. Пушкин.

Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.

Поговорка

• Меткое суждение

• Часть суждения, незаконченное предложение

• Даёт оценку поступкам человека, но не поучает

• Выражает чувства Слайд №14. ( Читает ученик вслух).

Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок

Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет. (Рассуждения ребят). Слайд №15.

Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.

• Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

• Комар носа не подточит.

• Больше дела – меньше слов.

• Муравей не велик, а горы копает.

• Всему своё время

• Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно. )

Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17. (Ответы учащихся).

Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18.

• Висит сито не руками свито.

• Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

• Красна птица перьем, а человек ученьем.

• Седьмая вода на киселе.

Итог урока. Оценки за работу.

Домашнее задание на выбор:

• Сочинить загадки.

• Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.

• Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.

Звучит народная музыка.

Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.

Спасибо за урок.

О. В. Кодола, МАОУ СОШ с. Наумовка, Балаковский район, Саратовская область

Метки: Литература