Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Конспект интегрированного урока литературы и мировой художественной культуры в 11 классе. Тема урока: «Единство звуков и красок в музыке, живописи и поэзии Серебряного века»

Конспект интегрированного урока литературы и мировой художественной культуры в 11 классе. Тема урока: «Единство звуков и красок в музыке, живописи и поэзии Серебряного века»

Конспект интегрированного урока литературы и мировой художественной культуры в 11 классе. Тема урока: «Единство звуков и красок в музыке, живописи и поэзии Серебряного века»

Я пью тебя – о, море света!

Я, свет, тебя поглощаю!

А. Скрябин.

…Живопись нередко бывает такой

музыкальной, что мы начинаем слышать

словно бы скрытую в ней музыку.

Д. Кабалевский.

Оборудование.

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Телевизор.

4. Фортепиано.

Цели урока:

1. помочь учащимся проникнуть в атмосферу эпохи Серебряного века, понять, что одной из важнейших черт времени была многогранность дарований художников, творивших в разных видах искусства, что взаимопроникновение музыки, живописи и поэзии – следствие этой многогранности;

2. развивать интерес к искусству, развивать умение проникать в творческую лабораторию художника, находить связи избранной художником формы с темой и идеей художественного произведения;

3. воспитывать культуру восприятия художественного произведения, художественный вкус, любовь к музыке, живописи и поэзии.

Слайд 1. Автопортет А. Лентулова. 1915г.

Звучит музыка из балета И Стравинского «Петрушка» («Масленица»).

Учитель (далее У. ) После того как москвичи на одной из выставок группы «Бубновый валет» увидели портрет этого большого, задорного человека, в газете «Голос Москвы» появился экспромт:

Из пиджака торчит рубашка;

Пятнисто-грязно-синий цвет,

Лица подобья даже нет,

Но на чурбашке есть фуражка,

И это всё – «автопортрет».

Так обескуражил «изысканную» публику «Автопортрет» ведущего художника группы «Бубновый валет» А. В. Лентулова. Да и выставка, и название группы просто шокировали публику, вызвали много дискуссий, непонимание, даже насмешки.

Рассмотрим портрет. Что же в нём так поразило публику?

Ответы детей (далее О. ):

Ø примитивность рисунка;

Ø разложение целого на части (кубизм);

Ø плоское изображении;

Ø яркость, пестрота, присущие простонародному искусству «лубка»;

Ø буйство красок, декоративно-сказочный фон.

Ø На картине изображён вызывающе задорный, фольклорный персонаж с пунцовыми щеками и длинными зелёными ногтями. Демонстративно подбоченившись, он смело взирает на публику. Этот богатырь очень похож на ярмарочного балаганного зазывалу.

У. Почему художник выбирает такие необычные художественные средства?

О. Главное для художника – создать художественный образ. Это живописная транскрипция впечатления. Утрируется, «выпячивается», «выламывается» всё, что необходимо художнику подчеркнуть, показать ярко, выпукло.

У. В памяти современников Лентулов сохранил облик человека весёлого, не подверженного унынию балагура, шутника, обладающего способностью бесконечно наслаждаться жизнью. Он был исполнен радостного обаяния, оптимизма, шумного темперамента.

А. Лентулов – художник –кубофутурист, самобытный и неповторимый в своих поисках и новациях.

Слайд№2 «Василий Блаженный». А Лентулов.

Анализ картины.

О. Картина похожа на мозаичное полотно. Собор как бы составлен из геометрических фигур. Поверхность изображения подобна дребезжащему и расколотому мощной звуковой волной зеркалу, в котором отражается красочная московская архитектура, как бы взбудораженная нашествием индустриальных ритмов.

В. Маяковский «Адище города».

Снова всё та же нарядность, фольклорность.

У. Лентулов был влюблён в древнерусское зодчество. Но в эпоху бурь и катаклизмов современниками Лентулова и его соратниками-кубофутуристами мир перестал восприниматься целостно. Художник смещает объёмы, ломает форму . Кажется, что всё рушится, сокрушается неведомыми силами. Несмотря на свой оптимизм, Лентулов обладал способностью чутко улавливать и драматические потрясения века. Кажется, что новые постройки подавляют старую архитектуру.

В 1910 году художники «Бубнового валета» предложили принцип эмоционального обострения живописных форм ради создания будоражащегося необычного художественного образа.

Д Бурлюк, художник и поэт-кубофутурист, говорил: « Современная живопись покоится на трёх принципах: дисгармонии, диссимметрии, дисконструкции, что выражается в сдвиге линии, плоскости или красок».

Кубофутуристы называли это «сдвинутой конструкцией», которую тоже не обошли недоброжелатели-острословы:

Ах, стоял я , как покинутый,

Перед конструкцией, перед «сдвинутой»;

И шептал с тоской: «Эх-ма!

Кто-то сдвинут тут с ума.

Слайд №3

Пример «сдвинутой конструкции» – картина А. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого».

Звучат колокола: «Ростовские звоны».

У. Почему изображение колокольни имеет изломанный контур?

О. От упругих волн звона колокольня как бы вибрирует. Она отклоняется от вертикали, расшатывается неведомыми силами.

У. Художник пытается заставить звучать картину.

А. В. Лентулов обладал тонким слухом, незаурядными музыкальными способностями, прекрасным голосом. Очевидно, поэтому его живопись такая певучая. Звучная, ритмичная. Художник был хорошо знаком с русским композитором А. Н. Скрябиным и испытал на себе его огромное влияние.

Слайд №4 Портрет А. Н. Скрябина.

А. Н. Скрябин создал свою теорию светомузыки, которая, привлекла многих художников и даже поэтов. Среди них Н. Гончарова, М. Ларионов, А. Куприн, Д. Бурлюк.

А. Скрябин поставил перед собой задачу установить связь между цветом и звуком. Он мечтал создать «световую симфонию», мечтал о синтезе искусств. Эта мечта побудила его ввести в партитуру симфонической поэмы «Прометей» особую нотную строчку, обозначенную итальянским словом «luce», т. е. «свет». Она предназначалась для некоего несуществующего ещё светового инструмента. При исполнении «Прометея» зал должен был, по идее Скрябина, освещаться световыми волнами красного, синего и других цветов.

А. Блок в своём дневнике писал: «Изобретение Скрябина: световой инструмент-рояль с немыми клавишами, проволоки от которых идут к аппарату, освещающему весь погружённый во мрак зал в цвета, соответствующие окраске нот. »

К сожалению, задача оказалась слишком сложной не только для современников Скрябина, но и для музыкантов и инженеров нашего времени, хотя, попытки воплотить идею композитора в жизнь предпринимались не раз.

Звучит фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей».

Музыкальные и философские идей А. Скрябина захватили всё существо юного Б. Л. Пастернака, серьёзно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором.

Слайд №5 Портрет Б. Л. Пастернака.

Для него великий импровизатор и мечтатель становится настоящим кумиром. Вот как передаёт зрелый Пастернак первую встречу с композитором:

Раздаётся звонок. Голоса приближаются:

Скрябин!

О, куда мне бежать от шагов моего божества?

(«1905год», стих. 1925года. )

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Тема».

Скрябин однажды спросил у юного Пастернака: «Как вам, например, кажется… у вас есть чувство, созерцание звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?»

На вопрос Скрябина ответим мы.

Вопросы для работы.

1. Какой художественный образ создаёт автор?

(Образ бушующего моря)

2. Какие средства использует для этого?

(Метафоры, ассоциации, звукопись: аллитерация, ассонансы-музыка моря, гул, шум, строчки гудят, как раковина).

3. Каков лексический состав стихотворных строк?

(«льющееся пиво», «полыханье», «чад», «светло, как днём», «не жалеет свеч»).

Это краски моря.

4. Какие краски преобладают?

(Белый, чёрный)

Это не цвет, а свет.

Автор создаёт картину борьбы мрака и света: полыхают молнии ,сияет луна сквозь мрак туч. Пастернак создаёт светомузыку стиха.

Слайд № 6 Чюрлёнис . «Соната моря».

Обратимся ещё к одному стихотворению Пастернака.

Слайд №6 Сад.

Анализ стихотворения «Светает».

Вопросы для анализа.

1. Каково настроение произведения? Как бы вы определили его, перейдя на музыкальный язык?

(Основная тональность стихотворения мажорная).

2. Какой образ рисует автор?

(Образ пробуждающего сада).

3. Что мы слышим , читая первую строфу?

(Слышим лёгкий шелест листвы. Звукопись. )

4. В какие цвета окрашен сад?

(Преобладает серый цвет: воробушек, ветка. Но есть и зелень, сиреневый цвет соцветий сирени)

5. Меняется ли сад? Почему?

(Лучи солнца освещают сад).

6. Рассвело. В какой цвет теперь окрашен утренний сад?

(Синий).

7. Не происходит ли отклонения от мажорной тональности?

(Минор звучит, когда автор рисует картину ночного сада).

8. Надолго ли сменяется настроение?

( в 5 строфе возвращается светлое, радостное настроение, возвращается синий цвет).

По композиции стихотворение чем-то напоминает сонату, сопровождающуюся цвето-световыми эффектами. Звуки природы у Пастернака , подобно звукам музыкальных инструментов, входящих в состав оркестра, сливаются в симфонию, которую слышит поэт, да и не только слышит, но и видит.

Итог урока.

1. Какие произведения сегодня были представлены на уроке?

2. Что их всех объединяет?

Все три художника тяготели к синтезу искусств в свеем творчестве. Им тесны были рамки только той области искусства, в которой они творили.

Чтобы создать более ёмкий, выразительный образ, они обращались к смежным искусствам. Это говорит о необыкновенной талантливости художников, их интеллекте, эрудиции, широкой образованности, а также и о своеобразии времени, эпохи Серебряного века.

Э. Г. Нуждина МБОУ СОШ № 5 г. Кохма Ивановской области

Метки: Литература