Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Головоломка – «зарядка для ума»!

Люди, умеющие творчески подойти к любой задаче и найти нестандартное решение, всегда двигали вперед науку, совершали открытия, создавали новые технологии. В современном мире это умение ценится ещё больше. Как развить у ребёнка способность нестандартно мыслить? Вызвать желание решить задачу, а не отложить учебник в сторону. Найти разные варианты решения, увлечь обучающихся самим процессом решения задачи. На все эти вопросы можно ответить довольно просто – головоломка. Да, самое известное и распространенное увлечение многих поколений людей – это головоломка.

Головоломка — это один из лучших способов развития интеллектуальных способностей. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядкой для ума»! Действительно, при решении головоломки происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Головоломки для детей — это не только прекрасный развивающий инструмент, но и — увлекательный способ досуга, благодаря которому ребенок сможет получить настоящее удовольствие от процесса поиска ответа на сложные вопросы.

Современные производители предлагают огромное разнообразие головоломок различного типа и уровня сложности. Все они имеют одно общее свойство: независимо от типа, головоломка предполагает решить зашифрованную особым образом задачу. Для того, чтобы справиться с ее решением, не нужны энциклопедические знания и эрудиция, зато необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция. Именно поэтому со многими головоломками дети справляются гораздо лучше взрослых, ведь их мышление еще не засорено штампами и стереотипами — оно более непосредственно и открыто для поиска нового.

Решение головоломки не приносит, как правило, конкретных знаний, однако дает и малышам, и взрослым гораздо более широкие возможности по восприятию самых разных наук, в частности, математики, геометрии, логики. Гибкость мышления, умение рассматривать проблему под разными углами, развитое воображение — это те качества, которые пригодятся как в обучении, так и в повседневной жизни.

Все огромное разнообразие головоломок можно условно разделить на несколько типов: 

1. Объемные головоломки. К данной категории можно отнести все головоломки, в которых необходимо проводить какие-либо манипуляции с 3D-деталями: собирать, переставлять, перемешивать или разъединять в соответствии с определенной задачей. Самая известная объемная головоломка — это кубик Рубика, который считается уже классикой жанра. Облегченный вариант кубика — змейка Рубика, которая представляет собой длинную полоску из вращающихся в различных направлениях соединенных друг с другом деталей. Количество фигур, которые можно сделать из змейки Рубика, действительно велико — это могут быть разные варианты как на плоскости, так и в объеме: причудливые абстракции или забавные животные, геометрические башни или бытовые предметы. Змейка Рубика развивает пространственное мышление, воображение, зрительную память. Металлические объемные головоломки представляют собой соединенные определенным образом детали из стальных трубок, которые, на первый взгляд, невозможно разъединить. И только приложив максимум внимания, ловкости рук и терпения можно прийти к решению.

Такие головоломки предполагают действие методом проб и ошибок, в ходе которого происходит расслабление, снимается усталость и мышечные зажимы с кистей рук.

Деревянные объемные головоломки. Этот вид развлечения довольно разнообразен, но в целом смысл такой интеллектуальной игры сводится также к соединению/разъединению конструкции из нескольких замысловато выстроенных элементов. Такие головоломки могут иметь форму сборного куба или шара с выступающими деталями. 3D – пазлы. Этот тип головоломки предлагает собрать объемную фигуру из мелких полупрозрачных деталей. Сложность сборки будет зависеть от количества и величины элементов. Процесс поиска алгоритма сборки невероятно захватывает и не отпускает до тех пор, пока последняя деталька не займет свое место в композиции.

2. Геометрические головоломки на плоскости. Эти головоломки очень часто применяются учителями математики в процессе обучения.

Многие из этих игр пришли к нам из глубины веков и основаны на старинных интеллектуальных забавах древнего Китая, Японии и других стран Востока. «Вьетнамская игра». Это простая на первый взгляд головоломка состоит из семи геометрических деталей, которые вставлены в рамку-основу и в своем правильном объединении представляют собой круг. Первый вариант игры предполагает перемешивание элементов, а затем — поиск верного варианта их объединения на основе. Второй вариант — это сборка из деталей разнообразных фигур: как заданных инструкцией, так и придуманных в свободной импровизации. По типу «Вьетнамской игры» созданы и другие подобные геометрические головоломки: «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Гексамино», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм». Каждая из этих головоломок состоит из оригинальных геометрических деталей, из которых изначально составлена та или иная фигура (квадрат, яйцо, сердечко, фигура человечка и т.д.). Сборка деталей на плоскости поможет детям развить пространственное мышление, глазомер, зрительно-двигательную координацию. «Тетрис». Его электронный вариант знаком всем, однако есть и другая модификация этой всем известной игры-головоломки. В деревянном варианте Тетриса не нужно стараться разместить традиционные для этой игры детали быстро. Эта игра не на скорость реакции, а на пространственное мышление. Ребенок может думать, анализируя наилучшее размещение каждого нового элемента, а при необходимости — исправлять свои же ошибки.

3. Головоломки-лабиринты. Эту игру любят все дети, а смысл ее, не зависимо от масштабности и уровня сложности остается неизменным: пройти по причудливым переплетениям дорожек, отыскав единственно возможный путь из пункта А в пункт Б.

4. Словесные игры-головоломки, один из немногих видов головоломок, где эрудиция и словарный запас играют решающее значение. Традиционные кроссворды, сканворды, чайнворды. Игры в слова типа «Эрудит», «Словодел» и т.д. Словесные головоломки расширяют кругозор, позволяют потренировать сообразительность, улучшить грамотность и узнать новые слова.

5. Ребусы и шарады. Эта группа головоломок способствует развитию воображения, логики, образного мышления. Простейшие ребусы и шарады можно предложить уже дошкольникам, в то время как со сложными, длинными ребусами с подвохом будут ломать голову не только старшеклассники, но и взрослые.

Главное, что вообще должны давать и школа, и высшее образование, — это умение думать. А также, в более широком смысле, — умение использовать собственные человеческие, психологические ресурсы.

Использование головоломок в процессе обучения – это один из действенных инструментов в этом направления. Головоломки – заставляют нас думать, искать выход, решение проблемы.

А играют ли современные дети в головоломки? Мы провели опрос в школе и по результатам диагностики сделали вывод:

  • 100% опрошенных знают, что такое головоломки, имеют дома, хотя бы, одну головоломку,
  • 30% опрошенных собирают головоломки регулярно,
  • самая любимая и распространенная головоломка – это Кубик Рубика.

Кубик Рубика стал одной из самых популярных игрушек в мире. Страсть к головоломке не знает границ и социальных рамок. Крутят все и всюду: офисные служащие и рабочие на стройке, дети дома и бабушки в метро.  

У нас пик популярности кубика Рубика пришёлся на 1980-е годы. Советские учителя хватались за голову: кубики вертели целыми классами, не выходя на перемены, пряча игрушки под партами. Преподаватели отбирали головоломки. Наверное, потому что ещё не понимали, как они полезны детям.  

Выделим основные полезные навыки, приобретаемые человеком, при сборке кубика Рубика.

Логика и системное мышление.

Мозг решает задачу по сборке кубика, проходя ряд этапов, и на каждом из этапов стоит отдельная, уникальная задача. При этом, все этапы и задачи, которые на них ставятся — подчинены одной общей и наглядной цели. Этот навык вы можете использовать и в других областях жизни.

Где применим навык: организация жизни (быт, работа, учеба). Любая интеллектуальная деятельность, технические специальности, предпринимательство, обучение новым знания.

Базовое понимание алгоритмов. Любая конфигурация цветов в кубике решается при помощи одинаковых шагов. Это формирует наглядное понимание работы алгоритмов.

Где применим навык: инженерные и естественно-научные специальности, программирование и IT.

Зрительная память. Запоминание отдельных этапов сборки и конфигураций деталей способствует кратковременной зрительной памяти.

Где применим навык: визуально-ориентированные и творческие профессии, работа с данными документами, финансами.

Наглядно-действенное и пространственное мышление. При решении головоломки мозг работает в трех измерениях. Он должен принимать в расчет то, что все части кубика взаимосвязаны, и, постепенно, обучается сам прогнозировать изменения в конфигурации цветов при вращении кубика (то есть заранее представлять в воображении, как поменяется конфигурация головоломки в результате действий, которые он совершил с кубиком).

Где применим навык: инженерно-технические специальности, дизайн, архитектура, программирование.

Развиваются ловкость пальцев и быстрота реакции.

Вращение кубика и работа на скорость развивают моторику рук.

Где применим навык: рисование, музыка, «ручная работа», интеллектуальная деятельность (развитие моторики влияет на развитие интеллекта).

В 2018 году кубик Рубика вновь на волне популярности. Становится всё больше молодых людей, увлекающихся скоростной сборкой головоломки — спидкубингом (speedcubing).

Существует даже Всемирная ассоциация кубика (WCA), которая ежегодно проводит чемпионаты Европы, Азии, мира и ведёт официальный рейтинг результатов.

Француз Тибо Жаклино в 2007 году впервые собрал кубик Рубика меньше, чем за 10 секунд — 9,86. В 2008 году Эрик Аккерсдайк улучшил его результат на секунду с лишним — 7,08. Это стало сенсацией в мире кубинга. Рекорд держался два года, пока Феликс Земдегс из Австралии не собрал кубик за 6,77. Он и сейчас возглавляет мировой рейтинг — непобитый (пока) рекорд 4,22.

В России соревнования по спидкубингу проводятся с 2009 года. Принять участие может любой желающий, даже если до рекордов пока далеко. Говорят, там царит неповторимая атмосфера. Ведь кубик Рубика объединяет молодых интеллектуалов, с которых хочется брать пример.  

Чтобы поддержать и развить интерес к головоломкам обучающихся в школе была организована выставка головоломок, в основу были взяты коллекции головоломок учителей и обучающихся. Далее все желающие могли принести свои головоломки на выставку. Выставка «В мире головоломок» работала целый месяц. За этот период в каждом классе были проведены мастер классы: «В мире головоломок», «История создания кубика Рубика», «Как стать спидкубером». Выставка стала интересна не только школьникам и учителям, но и родителям, местным жителям.

Обучающиеся старших классов провели мастер класс по сборке геометрической головоломки «Танграм» для шестиклассников. И, конечно же, завершающий этап — это школьный этап спидкубера, сборка кубика Рубика на скорость.

Основная цель этого мероприятия в школе была «оторвать» детей от своих гаджетов. Показать, что есть удивительный мир творчества, мысли, фантазии, где работают пальцы рук, ощущая деталь, материал изделия, а не просто касание гладкого монитора гаджета. Еще великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Дать возможность детям «заразиться» спортивным азартом головоломки, который предполагает настоящий вызов своим интеллектуальным возможностям! Почувствовав его хотя бы раз, юный исследователь окружающего мира уже не сможет остановиться, ведь мозговое усилие в поиске нестандартного решения станет для него истинным удовольствием и действенным мотивом к дальнейшему саморазвитию. 

В заключение приведу слова известного педагога В.А.Сухомлинского, он говорил, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Мелкая моторика развивает не только речь. Помимо этого, она влияет на развитие воображения, зрительную память, координацию, наблюдательность и внимание. На протяжении всей жизни важно поддерживать свой организм в тонусе. Это относится не только к физической форме, но и к умственной деятельности. Головоломки хорошо стимулируют процессы мышления, поэтому могут выступать в качестве тренажера для вашего мозга и быть использованы в процессе обучения, делая его ярче, нагляднее и интереснее.

Список информационных источников

  1. http://cub-rub.ru/interesnoe.php

20.03.2020