Образовательная программа "От простого к сложному через решение задач", 5-6 классы
Образовательная программа "От простого к сложному через решение задач", 5-6 классы Пояснительная записка
Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся 5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.
Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".
Цели курса:
1. Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым задачам;
2. Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
3. Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
Задачи курса:
1. Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
2. Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложнойзадачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
Обучение разделено на ступени сложности :
1 ступень: основы математического моделирования;
решение типовых задач на материале школьной программы для 5-6 классов.
2 ступень : решение задач с дробями и процентами;
решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для учащихся 5-6 классов.
Особенности курса
– В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой.
– Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
– Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека".
Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
– Обучение проводится в малых группах, что позволяет преподавателю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме консультации, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ. Нет необходимости проводить срезы и контроли, т. к. цель одна – снять психологический барьер, который присутствует у этих ребят при решении задач.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз, самые яркие и интересные моменты работы по данной программе.
Ожидаемый результат:
1. Преодоление психологической "боязни задачи";
2. Положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики;
3. Сформированные у учащихся умения и навыки решения текстовых задач, умения различать типы задач, умения составлять однотипные задачи.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Теория | Практические занятия |
1. Основы математического моделирования (1 ч)
|
1 | ||
1. | Основы математического моделирования | 1 | - |
2. Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч ) | 2 | 13 | |
2. | Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше» | - | 2 |
3. | Скорость, время, расстояние | 0,5 | 0,5 |
4. | Решение задач на движение тел в противоположных направлениях | 0,5 | 2,5 |
5. | Решение задач на встречдвижение | 0,5 | 2,5 |
6. | Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение. | - | 1 |
7. | Решение задач на движение по течению и против течения. | 0,5 | 2,5 |
8. | Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения. | - | 1 |
9. | Итоговое занятие /консультация/ | - | 1 |
3. Решение задач с дробями и процентами (15 ч) | 4 | 11 | |
10. | Задачи на нахождение дроби от числа. | 1 | 2 |
11. | Задачи на нахождение числа по заданной дроби. | 1 | 2 |
12. | Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач. | - | 1 |
13. | Задачи на проценты. | 1 | 2 |
14. | Задачи на пропорцию. | 0,5 | 1,5 |
15. | Задачи на расчет питательных кормов | 0,5 | 1,5 |
16. | Итоговое занятие/консультация/ | 1 | |
4. Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч) | 0,5 | 4,5 | |
17. | Еще раз о задачах на движение | - | 0,5 |
18. | Задачи на совместную работу. | 0,5 | 2 |
19. | Задачи на переливание. | - | 1 |
20. | Итоговое занятие: отчетная конференция | 1 | |
ИТОГО: | 7,5 | 28,5 | |
36 |
Содержание программы.
1. Основы математического моделирования (1 ч).
2. Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч)
Содержание: Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше». Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение тел в противоположных направлениях. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение по течению и против течения.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.
Итоговое занятие по этой части программы рекомендуется провести в форме консультации, на которой можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ.
3. Решение задач с дробями и процентами (15 ч)
Содержание: Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по заданной дроби. Задачи на проценты. Пропорция. Задачи на пропорцию. Задачи на расчет питательных кормов.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.
Итоговое занятие – консультация.
4. Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч)
Содержание: Еще раз о задачах на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на переливание.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз те самые яркие и интересные моменты работы по данной программе. Можно организовать выставку творческих работ, продемонстрировать мультимедийные презентации, которые были выполнены учащимся в течение всего учебного года и т. д.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие.
Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, индивидуальное домашнее задание.
Форма проведения итогового занятия по курсу: итоговая конференция.
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Дидактический материал: учебная, методическая литература, словари, мультимедийные презентации, подборка задач на электронных носителях, интерактивная математика 5-9 класс. [Электронный ресурс]. – Электронное учебное пособие к учебным комплектам 5-6 кл.
Список литературы
1. Шарыгин И. Ф. МАТЕМАТИКА: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – 96 c. : ил. (в обл. ).
2. Костыркина Н. П. Задачи повышенной сложности в курсе математики 5-6 кл. М. Просвещени, 1986.
3. Смыкалова Е. В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2001.
4. Смыкалова Е. В. Математика – 6. Сборник задач. Спб СМИО-Пресс, 2002.
Метки: Математика