Интегрированный урок по математике и развитию речи на тему: "Путешествие в страну Математика"
Интегрированный урок по математике и развитию речи на тему: "Путешествие в страну Математика"
Тип урока: комбинированный
Тема урока: "Путешествие в страну Математика"
Задачи:
Образовательные:
обобщить и закрепить знания числового ряда в пределах 100;
систематизировать умения решать примеры на все арифметические действия;
учить применять на практике полученные знания;
формировать умение пользоваться головоломкой «Танграм»;
Коррекционно-развивающие:
корригировать внимание путем выполнения примеров на все арифметические действия;
корригировать и развивать связную устную речь (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая речь) через конструирование в игре «Танграм»;
развивать мыслительные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
корригировать и развивать зрительные восприятия при работе с раздаточным материалом;
развивать слуховое восприятие при решении устных задач на внимание.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе, трудолюбие)
Оборудование: мультимедийная система, ноутбук, фуражки матросские, карта путешествия, таблицы, карточки, учебники, карандаши, линейки, игра – головоломка "Танграм", словарные слова: танграм, головоломка, параллелограмм
Ход урока
I. Организационный момент:
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке
– взаимное приветствие;
– рапорт дежурного, определение отсутствующих;
– настрой учащихся на работу, организация внимания;
– проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет.
II. Мотивация учебной деятельности.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, показать практическую значимость изученного материала, привлечь внимание и вызвать интерес к уроку.
Слайд 1
– У нас сегодня будет необычный урок. Я приглашаю вас в морское путешествие. И предлагаю вам стать настоящими моряками (учитель раздает беретки детям).
– А сейчас я проверю готовность к уроку, (девочки – готовы? мальчики – готовы?)
Слайд 2
– Мы отправимся на удивительный остров, хозяйка которого – царица МАТЕМАТИКА. Потому, что только она может оценить наши знания, чему мы научились на уроках.
– Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики. Даже на других уроках мы применяем знания по математики: на уроках русского языка мы считаем буквы, слоги, слова в предложениях; на уроках рисования мы рисуем узоры из геометрических фигур.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь
Надо многое знать,
Надо много уметь.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает Математика! И нам везде и всюду помогает математика.
– Ребята, чтобы наше путешествие было интересным и безопасным, нам необходимо показать все свои знания и умения, потому что на пути могут встретиться трудности.
– Вы готовы отправиться в путешествие?
– Отправляемся в плаванье, садимся поудобнее.
(На доске появляется корабль, звучит музыка)
Слайд 3
– Вот наш корабль. Чтобы корабль отправился в путь, надо выполнить задания.
Устный счет.
Какое сегодня число? Какой день недели?
– Считай по 3,4,5,6,7
– Назову я вам число, всем известное оно. Попрошу вас не зевать, а соседей у числа назвать.
– назовите предыдущее число: 12,65,48
– Назовите число, которое следует за числом 35,26,99
– найдите сумму чисел: 36 и 4, 53 и 5, 61 и 0
– найдите произведение чисел: 2 и 3,4и5,7и2,3и4
– найдите частное чисел: 2и10, 15и3, 16и4,18и2
– найдите разность чисел: 29и3, 10 и0, 55 и5,69и9
– Молодцы, наш корабль отплывает.
Слайд 4
– Ой, ребята, какая-то бутылка? А как она могла попасть сюда?
– Раньше, когда не было телефонов, рации, все сообщения и послания отправляли в бутылке. Посмотрим, что же в нашей бутылке. (учитель показывает красивую бутылку. Из бутылки достает карту).
Слайд 5
– Ребята, а там карта. На карте мы видим, что по пути на остров царицы Математики нам встретятся другие острова.
III. Ведение в тему
Цель: дать учащимся конкретное представление о числовом ряде, о связи математики с природой и закрепление умений ориентироваться в пространстве.
Первый остров, на который мы попадаем – это остров Математических ручейков
– Как в любой стране, на этом острове текут свои реки, ручейки, но эти ручейки особенные, они представлены в виде числовых ручейков. Надо очень постараться, чтобы они потекли по правильному курсу.
Слайд 7
– Даны числовые ряды, определив закономерность, продолжите каждый ряд и помогите ручейкам.
1. 6,12,18, …60 присчитываем по 6
2. 28, 35, 42, 49 …70 присчитываем по 7
3. 80, 72, 64, 56, 48, 40…8 отсчитываем по 8
– Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Плывем дальше.
Слайд 8
Следующий остров “Природа и математика”.
(На острове животные с числами – лиса (100) гепард (80), дятел (15), кукушка (100)
– Как же связаны природа и математика?
Слайд 9
– Давайте заглянем в осенний лес. Какое животное рассказывает о себе так: “Поздней осенью мы живем поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщем по лесу. Главная наша пища – полевые мыши. Мы на них охотимся. А помогает нам в этом отличный слух”.
– Кто о себе так рассказывает? (Лиса) (на слайде появляется лиса с цифрой 100)
– Какое число надо соотнесено с лисой? Как вы думаете, почему?
– Лиса слышит мышиный писк на расстоянии …? (100 м).
Слайд 10
– Какой зверь самый быстрый из семейства кошачьих? (Гепард).
– Какое число надо соотнести с гепардом? (80 км/ч). Почему?
Слайд 11
– У какой птицы самый длинный язык? (Дятел).
– Какое число соответствует ему? (15 см)
Слайд 12
– Какая птица подкидывает своих птенцов в чужие гнезда? Какое число соответствует кукушке? (100)
(Кукушка съедает около 100 гусениц в 1 час, да еще таких, которых не едят другие птицы. )
Слайд 13
3. Остров здоровья – физкультминутка
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте, левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два,
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два.
Руки вверх подняли – раз!
На носках стоит весь класс.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись.
– Следующий остров – это остров рыбаков.
Слайд 14
4. Остров рыбаков
– Кто это? Рыбак. Что он делает? Ловит рыбу. Сейчас и мы порыбачим. Игра «Рыбалка».
– Сейчас мы узнаем, кто из вас умеет ловить рыбу. Вместо удочки у нас будут цветные карандаши. На столах у вас карточки с рыбками, вы должны выловить тех рыбок, которые плывут вправо, и раскрасить их красным карандашом. А рыбок, которые плывут влево, раскрасьте желтым карандашом. Сколько рыбок плывут вправо, влево?
– Ну что, удачная у нас рыбалка получилась? Сколько всего рыбок мы поймали?
– Поплыли дальше.
Слайд 15
5. Остров потерянных писем
– Ребята, виднеется островок, а на нем домики с номерами. Здесь был почтальон, он хотел раздать письма. Но они были загадочные и он их не смог доставить по адресу. Письма все разбросаны по острову. Ваша задача – взять пример-письмо, правильно его решить и определить в какой дом нам нужно отнести письмо.
Если задание выполним правильно, можем отправляться дальше в путь.
Слайд 16
9х2 2×4 9:3 10:2 4х5 2х2 6х2 20:4 3х6 16:4 6:2 3х4
– Молодцы! Вы все правильно решили. Следуем дальше.
IV. Закрепление темы урока
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для решения задач с использованием числового ряда, развивать творческие способности при работе с геометрическими фигурами, учить применять знания в сходной ситуации.
Слайд 17
6. Остров царицы Математики
– А вот и остров, куда мы плыли весь урок. Где же хозяйка этого острова? (учитель надевает корону царицы Математики). Я хозяйка острова. Я все время наблюдала за вашим путешествием. Как хорошо вы справлялись с заданиями! Для вас я приготовила еще одно задание. Это задание для самых смекалистых учеников. Слушайте внимательно.
– Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков спрятались? (3)
– За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько было цыплят? (5)
– Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Ягоды, зерна в нее положили.
Гости себя не заставили ждать –
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц? Отвечайте скорей! (10)
Молодцы!
– Еще одно задание для вас: я приготовила игру «Танграм». Кто помнит, что такое танграм? (Геометрическая головоломка. ) Головоломки – это игрушки на все времена. В наше время очень много людей увлекается головоломками. Они направлены на развитие ума и отвлекают нас от повседневных проблем.
– Ребята, как вы знаете, танграм – самая древняя геометрическая головоломка. Изобретена она была в Китае более 4000 лет назад. Тан – в переводе с китайского языка – китаец. Грамма – буква. И каждая часть танграма тоже называется ТАН (карточка). Считалось, что с помощью фигурок танграма народ Китая записывает свою речь. С помощью танов можно создать 7000 различных силуэтных фигур.
– Из каких геометрических фигур состоит Танграм? (треугольники: 2 больших, 2 маленьких, 1 средний; квадрат и параллелограмм – карточка для словарной работой) Дети отвечают и показывают.
– Так сколько геометрических фигур в Танграме? (7)
– Из этих танов мы с вами уже делали много силуэтных фигур
– А какую сегодня мы будем составлять фигуру, вы узнаете, отгадав загадку:
Любит красную морковку.
Грызёт капусту очень ловко.
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям.
Серый, белый и косой.
Кто, скажите, он такой?
Дети отгадывают: « Заяц».
Хорошо, сейчас приступаем к работе – выложим фигуру зайца самостоятельно.
Слайд 18
V. Итог урока.
Цель: сделать вывод и подвести итог, как работали на уроке, отметить работу слабых учащихся, выяснить, что нового узнали на уроке, оценка работы учащихся.
– Ребята, давайте подведем итог нашего путешествия. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? Какие знания и умения вы применили сегодня на уроке? Интересная наука «Математика»? Вы показали хорошие знания по математике.
– А мы можем бросить здесь якорь, чтобы отдохнуть на этом острове. Вы сегодня были все молодцы и очень старались. Давайте попробуем оценить свою работу сами. На экране появятся смайлики. Я покажу вам на каждого из них, а вы похлопайте в ладоши. Так мы и угадаем, понравился вам урок или нет.
Слайд 19
Оценки.
Методическая литература:
Перова М. Н. Математика учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. , «Просвещение», 2002.
Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. М. , «Просвещение», 2000.
Метки: Математика