Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Математика
  • Реализация приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в специальном учреждении 8 вида

Реализация приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в специальном учреждении 8 вида

Реализация приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в специальном учреждении 8 вида

Предмет (направленность): математика. Возраст детей: 6-12 классы. Место проведения: класс. Одной из проблем современной школы является наличие патологий здоровья, непосредственно связанных с образовательной деятельностью. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с обучение в школе. В связи этим в современном образовании актуализировались вопросы создания и использования здоровьесберегающих технологий. Особенно это актуально в коррекционном обучении. Дело в том, что дети, которые приходят в специальную (коррекционную) школу, уже имеют проблемы со здоровьем: патологии зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др. Предположить, что в процессе обучения удастся изменить в положительную сторону показатели их здоровья сложно. Другое дело, способна ли школа, педагог в рамках образовательного процесса предотвратить негативные последствия учебной работы в отношении наиболее уязвимых органом и систем детского организма. Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Многие педагоги по – прежнему считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому педагогу необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Наблюдая за результатами нашей работы по использованию приемов здоровьесберегающих технологий, мы пришли к выводу, что в учебном процессе можно проводить мероприятия, которые позволяют одновременно решать и учебные задачи, и задачи по сбережению здоровья школьников. Итак, какие приемы здоровьесберегающих технологий, на наш взгляд, наиболее приемлемы и эффективны. 1. Питьевой режим (в начальной школе). Дети заметили, что, работая на уроке, они устают, и им хочется пить. Ребенок пьет воду в тот момент, когда у него возникает в том потребность. Иногда мы сами предлагаем детям выпить пару глотков воды, зная, что им предстоит работа, требующая особых умственных усилий. Питье воды помогает не только поддерживать водный баланс в организме, но и снимать напряжение и усталость. 2. Утренняя зарядка (5-7 минут) Это то, с чего начинается каждый учебный день. В комплексы утренней зарядки включаются как традиционные упражнения на различные группы мышц, так и упражнения из пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. 3. Упражнения – «ориентировки». Они очень хорошо вписываются в структуру уроков и позволяют решать много задач одновременно: развитие пространственных ориентировок и зрительно – моторной координации, внимания, повышения двигательной активности и включения в учебную деятельность. Например: работа с числовым рядом. На доске числовой ряд 1234568910. Дети замечают, что числовой ряд «неправильный», пропущено число. Детям предлагается отыскать «спрятавшиеся» цифры. Заранее, до прихода детей, в разных местах класса размещаются карточки с цифрами. Дети встают со своих мест и отыскивают карточки, приносят их учителю, но оказывается, что среди них нет нужной цифры. И наконец, кто-то видит, что нужная цифра есть в записи числа на доске. После того, как число семь заняло свое место в ряду, дети выполняют задание с опорой на числовой ряд. Другой вариант упражнения на развитие ориентировок. В разных местах класса объемные игрушки, картинки с изображением предметов. Дети сидят на своих местах. Прошу показать, где в классе находится картинка с указанным предметом. Дети, поворачиваясь в ту сторону, где находится картинка, указывают пальцем, при этом, не вставая с места. Т. е. дети выполняют упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Содержанием упражнений – «ориентировок» может быть самым разнообразным: можно искать буквы, цифры, предметы, решения задач и т. д. , можно это делать, перемещаясь по классу, или сидя на месте, но при этом всегда важна необычность ситуации, наличие в ней того, что ранее при проведении подобных упражнений еще не встречалось. 3. Игра с лучиком. Лучик от лазерной указки перемещается по стенам класса, по потолку. Дети следят за ним или стоя, или сидя. При этом они могут поворачивать голову (упражнение для снятия усталости шейного отдела позвоночника), следить только глазами (гимнастика для глаз) или поворачивать туловище и указывать на лучик пальцем (упражнение для снятия напряжения с мышц туловища и позвоночника). А потом лучик останавливается на доске и «помогает» детям прочитать слова, предложения, записанные на доске, или решить задачу т. п. 4. Смена позы на уроке. Смена позы на уроке необходима. Ребенку невероятно трудно высидеть на уроке практически в одной позе все тридцать пять минут, поэтому на уроке мы предлагаем детям послушать или посчитать стоя. Это упражнение длится всего 1-2 минуты, но при этом и учебная деятельность не прерывается, изменяется положение позвоночника, улучшается кровообращение, повышается работоспособность. 5. Упражнение – «ритмирование». Если нужно сконцентрировать внимание детей перед важным и сложным этапом урока, мы предлагаем ребятам проделать упражнение – «ритмирование». При этом ученики или в положении стоя, или в положении сидя, хлопая в ладоши, повторяют предложенный ритм, и только затем приступают к выполнению учебного задания. Упражнение занимает не более одной минуты, но при этом выполняются упражнения руками, хлопки способствуют интенсивному кровоснабжению пальцев рук, при этом включаются произвольное внимание, которое дети будут способны удерживать несколько минут, что нам и нужно на предстоящем этапе урока. 5. Подвижные игры. Подвижные игры на уроке, на первый взгляд, способны «развалить» весь урок. Но есть игра «Паровозик». Прежде, чем в неё играть, что очень нравится детям, надо к «паровозику» (роль которого играет учитель) прицепить «вагончики». Например – придумываем пример с ответом 100. Назвавший пример – «вагончик». Это упражнение активизирует учебную деятельность каждого ребенка, потому как все хотят поучаствовать в веселой игре. «Укомплектовав» состав, паровоз с песней двигается по классу. Надо крепко держаться друг за друга: отцепился вагончик и все «вагончики», следующие за ним, выбывают из игры. В результате и учебная задача решается, и двигательная активность повышается, и воспитательная задача – сплочение детского коллектива через игру – находит один из вариантов своего решения. 6. Упражнения с грецкими орехами. Для развития мелких мышц рук мы используем упражнения с грецкими орехами. Делаем мы эти упражнения перед письмом или во время выполнения длительных письменных работ, чтобы снять усталость с пальцев. Как видите, ничего сложного в применении здоровьесберегающих приемов нет. Они не отнимают много времени от урока и при этом, не только не отвлекают от хода учебного процесса, но, наоборот, делают его более увлекательным и продуктивным. Главное – системность в применении этих приемов и творческий подход к их применению самого учителя. Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. Это должен осознать каждый участник образовательного процессе, и в первую очередь – педагог. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ Базарный, В. Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В. Ф. Базарный // «Советская Россия» – № 136, 23 октября 2004 г. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. / В. Ф. Базарный – М. : АРКТИ, 2005. – 176с Волчек, М. Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения / Дис. . канд. пед. наук. М. Г. Волчек, 2007. – 45 с. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская Энциклопедия, Экономическая газета, 1997. – С. 305-307. Калинкин, Л. А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН) / Л. А. Калинкин. Метод. пособие. – М: Просвещение, 2003. – 119 с. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. / В. И. Ковалько. – М. : «ВАКО», 2004. – 296 с. Методическая работа: сборник работ лучших учите­лей специального (коррекционного) образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 116 с.

Метки: Математика