Урок – Проектная задача. Расчет стоимости и времени путешествия. 5 класс
Урок – Проектная задача. Расчет стоимости и времени путешествия. 5 класс
Предмет (направленность):
математика.
Возраст детей: 5 класс.
Место проведения: класс.
Цель урока: познакомить с проектной задачей
Задачи:
– обучение навыкам отбора необходимой информации для решения математических задач практической направленности;
– обучение навыкам работы обучающихся в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал: информационный материал для работы в группах; маршрутные листы; задания для работы в группах; оценочные листы
Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
сделай вместе со мной – и я научусь.
Китайская пословица (слайд 1)
Вступительное слово учителя:
Ребята, Комитет по Делам Молодёжи г. Мурманска решил наградить лучших спортсменов – школьников 4-х – 5-х классов путевкой на зимних каникулах в лагерь отдыха «Северное Сияние», расположенный в г. Анапа Краснодарского края. И обратился к нам с просьбой рассчитать оптимальные время и стоимость путешествия из Мурманска в Анапу группы, состоящей из 15 детей и 2-х взрослых сопровождающих (тренеров). Поможем Комитету? Справимся мы с этой проблемой?
Итак, цель нашей работы: мы должны рассчитать и выбрать оптимальный (т. е. наиболее благоприятный) вариант путешествия из Мурманска в Анапу. (Слайд 2). А итогом работы должны стать конкретные рекомендации с обоснованием выбора варианта путешествия.
А тема нашего урока «Расчет стоимости и времени путешествия». Как вы думаете, с чего необходимо начать нашу работу? (Ожидаемый ответ: с плана действий).
1). Далее совместное с детьми составление плана работы.
План работы 1. Выбор маршрута: Мурманск–Санкт-Петербург-Анапа Мурманск – Москва – Анапа 2. Выбор транспортного средства. самолет поезд автомобиль/автобус 3. Способ передвижения. самолет-поезд поезд– поезд поезд– самолет самолет-самолет 4. Составление схемы передвижения: Мурманск – самолет – Москва– самолет– Анапа
Мурманск – самолет– Москва– поезд– Анапа
Мурманск – поезд– Москва– самолет– Анапа
Мурманск– поезд– Москва– поезд– Анапа
Мурманск – самолет – Санкт-Петербург – самолет-Анапа
Мурманск – самолет – Санкт-Петербург – поезд– Анапа
Мурманск – поезд – Санкт-Петербург – самолет – Анапа
Мурманск – поезд – Санкт-Петербург – поезд – Анапа . Сбор информации о стоимости проезда и времени в пути.
6. Распределение работы по группам.
7. Работа в группах: – распределение работы между членами группы; – расчет группой стоимости проезда и времени в пути на своем маршруте; – представление группой результатов соей работы.
Итог: слайд 6. |
Возможные вопросы, подсказки, обсуждения и т. д. : – Как можно добраться? – Каким путём? – Каким транспортом? Обсудить, почему «автомобиль/автобус» нас не устраивает. (слайд 3: самолет, поезд) – Какие знаете большие города нашей страны, где сосредоточено много аэропортов, ж/д вокзалов? (слайд 4: карта страны) – Прямое сообщение (без пересадок) между Мурманском и Анапой осуществляется только с мая по сентябрь. Значит надо выбрать маршрут. Далее следует обсудить: действительно все получившиеся 8 схем передвижения различны? Все ли они являются оптимальными по времени и стоимости? (изобразить схемы на доске)
Если не догадаются, предложить вариант: 1. Мурманск – самолет – Москва – поезд– Анапа 2. Мурманск – поезд – Москва – самолет– Анапа 3. Мурманск – самолет – Санкт– Петербург – поезд – Анапа 4. Мурманск – поезд – Санкт – Петербург – самолет – Анапа
Обсудить, почему достаточно остановиться на 4-х схемах.
– С пунктами 1 – 4 плана справились, остается п. 5 – п. 6, но трудоёмкие. Если каждый будет самостоятельно заниматься расчетами, то времени на уроке может не хватить. Как поступить? – Надо распределить работу. – Как это можно сделать? Если не догадаются, предложить вариант: 1 гр. : Мурманск – самолет – Москва – поезд – Анапа 2гр. : Мурманск – поезд – Москва – самолет – Анапа 3гр. : Мурманск – самолет – Санкт-Петербург – поезд – Анапа 4гр. : Мурманск – поезд – Санкт-Петербург – самолет – Анапа (слайд 5)
Каждая группа рассчитает на своем маршруте стоимость и время. – А где же взять данные для расчетов? Сегодня нам их предоставил Комитет Образования, чтобы ускорить нашу работу. А если их нет? Тогда информацию пришлось бы искать самим. – Как организовать работу в группах? – Надо распределить обязанности. |
2). Учащиеся рассаживаются по группам. За столом по 5 человек.
– Работать вы будете по группам. Напомню о правилах работы в группе (слайд 7):
– внимательно слушать собеседника, не перебивать;
– четко высказывать своё мнение;
– говорить спокойно и ясно;
3) Перед тем как вы начнете работать, внимательно прослушайте инструктаж:
– в силу ограниченности временем урока рассчитываем только стоимость и только в одну сторону;
– обратите внимание на возраст детей, т. к. есть взрослые и детские билеты, и их стоимость может быть разной;
– в справочных материалах все цены указываются на 1 человека, цена билета указана для 1 взрослого человека;
– в стоимость включается питание в дороге и поездки в маршрутных такси;
– помните, что вы ограничены во времени, поэтому работать надо четко, быстро;
– для более эффективной работы рекомендую вам распределить работу в группе и записать, кто из вас и что высчитывает;
– будет лучше, если каждый путь просчитывают по 2 человека независимо друг от друга, а потом сверяют полученные результаты;
– в конце работы вы должны представить её результат, и оценить свою работу и работу своей группы;
– начните работу с заполнения пропущенных чисел в карточках «Задачи для работы в группах»; информацию найдете в справочных материалах.
На ваших столах лежат пакеты, в которых находится необходимая информация. Познакомьтесь с ней.
– задания для групп (Приложение 4), выполнение которых поможет вам в расчетах;
– маршрутные листы (Приложение 3) с указанием маршрута, который вы будете рассчитывать и куда запишете результаты своей работы;
– справочный материал (Приложение 2), в котором вы найдете нужную для расчетов информацию;
– таблица распределения работы между членами группы;
– оценочные листы, в которых вы оцените свою работу и работу своих одноклассников;
– листочки, в которых вы будете производить расчеты.
4) Предложить учащимся распределить работу в группах
(Приложение 1).
– Выберете руководителя группы.
– Работа у вас пойдет быстрее, если вы распределите обязанности: кто-то находит информацию, кто-то её записывает. Одни рассчитывают стоимость поездки поездом, другие – самолетом и т. д. Если кто-то закончит свою работу раньше, предложите помощь другим.
– Не забудьте, что в конце работы необходимо будет представить работу всей группы, сделает это ответственный, которого вы выберете. Он будет представлять работу всей группы.
– В случае возникновения вопросов в процессе работы, или необходимости в получении консультации можно обратиться к учителю.
5) Учащиеся выполняют работу в течение 15 минут.
Учитель наблюдает за работой групп, по мере необходимости корректирует её, оказывает помощь.
6) После окончания работы, дети представляют её результаты, занося данные в таблицу (Приложение 3)
На доске заготовлены таблицы для внесения итогов работы обучающихся:
|
Маршрут № ____
|
Стоимость | Самолет: ___________ рублей
Поезд: ___________рублей
Питание + маршрутка: _____рублей
Итого: ____________рублей
|
Время в пути | Самолетом: _____ч ____мин
Поездом: ______ч ____мин
Итого: _________
|
7) Обсуждают, делают выбор оптимального варианта, дают рекомендации комитету.
8) Итог. Рефлексия. Оценка своей работы.
– Достигли ли поставленной цели?
– Может ли пригодиться вам в жизни те умения, которые приобрели сегодня на уроке. Приведите примеры.
-Понравилась – не понравилась работа. Что больше всего понравилось?
– За что можете похвалить работу группы, свою работу?
– Оцените свою работу и свои умения и занесите результаты в оценочный лист. (Приложение 5)
Оценка работы в группе.
Фамилия, имя:
Критерии оценки За каждый от 0 до 5 баллов |
Моя оценка | Оценка группы | лесенка успеха, достижения цели |
Я умею формулировать проблему и умею разбивать её на отдельные задачи |
__ __ __ __ __ __
|
||
Я отстаиваю своё мнение корректно | |||
Я умею работать в команде: иногда брать на себя ответственность, иногда подчиняться. | |||
Я пытался внести максимальный вклад в работу моей группы | |||
Я умею выслушивать чужое мнение, принимать другое решение |
Метки: Математика