Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Приёмы работы с одарёнными детьми на уроках математики, ч. 1

Приёмы работы с одарёнными детьми на уроках математики, ч. 1

Цель:

создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и реализацию их творческих возможностей

Задачи:

•на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

•разработать систему диагностических исследований для определения интере-сов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

•определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, пособствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

•организовать мероприятия, стимулирующие любознательность ребенка и обеспечивающие возможности развития его индивидуальности (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, дополнительное образование;

•формировать навыки познавательно -исследовательской работы учащихся;

Формы работы с одарёнными детьми:

Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока;

Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

Посещение предметных и творческих кружков по способностям;

Исследовательская и проектная деятельность учащихся;

Использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);

Создание детских портфолио

Актуальность темы исследования. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Основные задачи нашей школы сводятся к следующему: 1) развитие целостной картины мира и системного мышления у детей; 2) развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем; 3) развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям; 4) обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать во внимание точку зрения другого человека); 5)развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной «Я-концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека. Одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.

Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками. Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, беседуя с учителями узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы. Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают. Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание, давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя – для них желанная умственная игра, состязание. При этом таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он « выскочка». В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одарённый ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть домашние задания. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может. Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии. Проанализировав ряд программ, предложенных для обучения учащихся начальной школы, я выбрала УМК “Школа 2100”. Поставив перед собой цель, совершенствовать работу по повышению качества обучению моих учащихся, прошла авторские курсы повышения квалификации по данному проекту. В течение 10 лет я активно работаю по этой программе, познакомилась с учебно-методическим комплектом и сделала определенный вывод, что, построив процесс обучения по– другому, принципиально изменив в нем роль ученика, можно добиться более высоких результатов. Чтобы получить такой уровень развития в качестве реальных результатов обучения, в своей работе я использовала предложенную специальную методику изучения учебных предметов, учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Главной своей задачей считаю: активизировать учебный процесс, добиться включения учащихся в работу на всех этапах деятельности, вызвать у ученика потребность трудиться, трудом добывать знания самостоятельно или под руководством учителя. В связи с этим, я думаю, возникла необходимость в проведении специального исследования с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности. На первый план выходит актуальная проблема – работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л. А, Гильбух Ю. З, Лейтес Н. С, Бурменская Г. В) посвящены рассмотрению понятия– одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости « вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы. В настоящее время проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим даром, что было бы несложно, сколько в том, чтобы развивать его у всех учащихся без исключения. Для этого необходима специальная образовательная технология, позволяющая развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика начальной школы. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

1. 1 Определение понятий «способность», «одарённость».

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности. При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию – успешности деятельности.

Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности. Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания ( структуре ) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. По широте различаются: общие, специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим маcтерством. Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

1. 2Способность и одарённость в младшем школьном возрасте.

Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем? С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал свою автобиографическую книгу: ”Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом, например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а 15-ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет; едва начав учиться, он писал “сочинения” по ботанике и “читал лекции” своим братьям и другим детям; очень рано овладел микроскопом; еще будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных. “Бывшими вундеркиндами” нельзя не назвать не только ряд великих людей прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик Н. Виноградов вспоминает: “Писать и читать выучился в три года. Сам”. Таким образом , ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей. Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст-период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. Неповторимость ребёнка проявляется в его личном отношении к тому, что происходит вокруг него и в нём самом, к получаемой им информации, фактам, событиям, собственным мыслям и поступкам. Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. На каждом этапе детства – свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя – и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений – дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это – неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование – затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых. В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития. Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

1. 3 Специфика работы с одарёнными детьми.

Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности. Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). Но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. . . Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия – одна из черт художественного восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим. Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков одарённости. Главное: организовать умственное воспитание одарённого ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее. Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.

Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе, занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных классов, частные школы. У меня уже был опыт ускоренного обучения моей дочери в обычном классе. Положительного результата такое обучение не принесло ни самим детям, ни учителю. Это огромная нагрузка, как для учителя, так и для детей.

Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных программ.

Я думаю, нам нужно работать по второму пути, дать одаренным дополнительный материал к традиционному, больше развивать мышление, умение работать самостоятельно. Необходимо расширять их кругозор, углублять знания об окружающем мире и самопознании, развивать инструментарий получения знаний. Мною была сформулирована тема работы: « Методы и приёмы работы с одаренными детьми на уроках математики».

Согласно гипотезе исследования если:

– активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность;

– развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся;

– вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы,

то повышается:

а) качество знаний и умений

б) уровень самостоятельности уч-ся

в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся

г) развиваются творческие возможности ребёнка

  1. Познавательная потребность.

а) активность – ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

б) потребность в самом процессе умственной деятельности

в) удовольствие от умственного напряжения

2. Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

3. Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения

1. 4 Выявление степени одарённости.

Для выявления одарённости используются самые разные методы: от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных, стандартизованных и валитизированных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов. Я считаю, что выявление одарённых детей должно производиться специально подготовленными психологами. Но так как психолога в нашей школе нет, поэтому я провела в условиях нашей школы диагностику учащихся 2 класса по некоторым методикам и наблюдению. Вот их результаты:

Диагностика конвергентного мышления.

Субтекст 1.

На берегу озера сидело 5 уток. Охотник одну убил. Сколько уток осталось?

Как ты будешь рассуждать?

1. ___________________________________________________________________2. ___________________________________________________________________3. ___________________________________________________________________

Субтекст 2.

Олег, Андрей и Коля занимались только одним видом спортивных игр: или волейболом, или футболом, или баскетболом. Коля никогда не играл в футбол, а Олег на соревнованиях по баскетболу занял первое место. Каким видом спорта занимался каждый из мальчиков?

Твои рассуждения:

1. ___________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________

Субтекст 3.

После занятий Юра, Ира, Оля, Саша и Коля побежали за мороженым и встали в очередь. Юра стоит впереди Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?

Твои рассуждения:

1. ___________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________

Обработка результатов теста.

За каждый правильный логический шаг испытуемый получает 1 балл. В соответствии с суммой логических шагов( числом баллов) конвергентное мышление можно выразить с помощью процентной шкалы.

Оценка результатов

Замечание

Число баллов

% конвергентного мышления

высший

Если решены все три задания

12 баллов

100

хороший

Если решены 1-е, 2-е задания и часть 3-го

От 11 до 10 баллов

От 80 до

средний

Если решены 2 любых задания и часть из них

От 9 до 7 баллов

От 58 до

слабый

Если решено одно задание

От 6 до 3 баллов

От 25 до

очень слабый

Если решена часть первого задания

От 2 до 1 балла

От 8,3 до

нулевой

Если не приступили к решению

0 баллов

От 0 до 8 баллов

Фамилия, имя уч.

Выполненная работа

Оценка результатов

1. Жунусова Наташа

С задачей №1 не справилась (осталось 4 утки); успешно справилась задачами № 2, 3

9 баллов, 58% выполнения (средний уровень)

2. Еремеева Даша

Выполнила верно задачу №2

6 баллов, 25 % выполнения (слабый уровень)

3. Котина Марина

Все три задания выполнены неверно

0 баллов ( нулевой)

4. Кузнецова Оля

Задача №1 (рассуждения неверные), выполнена часть 2 задания,

1 балл, 8 % (очень слабый уровень)

5. Кусакин Назар

-

6. Лучанинова Женя

Выполнена часть задания №3

1 балл, 8 % (очень слабый уровень)

7. Мумарев Илья

Выполнено задание №1

6 баллов, 25% (слабый уровень)

8. Паньшина Лена

Выполнила верно задание №2, часть задания №3

7 баллов, 30% ( слабый уровень)

Результаты обработки тестов.

Из таблицы видно, что больше всех баллов набрала Жунусова Наталья, Мумарев Илья верно один из всего класса обосновал решение 1 задачи, но так как он очень медленно пишет (левша), возможно он и решил бы и другие.

Оценка уровня развития мышления у младших

школьников

Детям раздаю по два листа. На одном напечатаны задачи, а другой лист чистый для ответов. Задачи 1 -22 необходимо варьировать, чтобы обеспечить детям самостоятельность в решении. Например можно изменить имена детей, признак , по которому они сравниваются. Время выполнения задания – 20 минут.

Содержание задания

1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто сильнее всех?

3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

5. Катя иаее. Чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена. Кто иаее всех?

6. Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех?

7. Прон веселее, чем Лдвк. Прон печальнее, чем Кршр. Кто печальнее всех?

8. Всич слабее, чем Рпти. Всич сильнее, чем Гшде. Кто слабее всех?

9. Мнрн уиее, чем Нврк. Нврк уиее, чем Сптв. Кто уиее всех?

10. Вшфп клмн, чем Двтс. Двтс клмн, чем Пичб. Кто клмн всех?

11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?

12. Лошадь выше, чем муха. Лошадь ниже, чем жираф. Кто выше всех?

13. Попов на 68 лет младше. Чем Бобров. Попов на два года старше, чем Семёнов. Кто младше всех?

14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?

15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?

16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?

17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?

18. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?

19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и кто самый тяжёлый?

20. Рита темнее, чем Лиза и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина и старше, чем Лиза. Кто самый тёмный и самый молодой?

21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый весёлый, самый лёгкий, самый сильный?

22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, самый высокий, кто старше всех?

Анализ результатов: При обработке полученных ответов каждая задача, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Если ребёнок не успел решить задачу, она отмечается знаком «0». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость. Самые лёгкие задачи – первые четыре, их могут решить большинство детей в конце первого года обучения. Самые трудные (последние четыре) решают, в основном, дети третьего класса. С помощью этого теста легко выявить группу детей, которые лидируют по уровню развития мышления. Родителям тех детей, кто отстаёт, можно предложить содержание данного опросника для проведения упражнений дома.

Диагностику я провела с учащимися 2-х классов из с. Зенково и п. Кирпичный.

Лучше справились с заданиями Зенковские дети, в особенности Пупова Людмила. Из всех предложенных заданий она не справилась только с одним. У неё очень высокий творческий потенциал. Неслучайно она заняла второе место в районной олимпиаде по математике.

2класс. (с. Зенково)

№ п/п

Фамилия ученика

Номер задачи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

1.

Кулёмина Аня

+ + + + – – – – – – – – + + + + + + – – – -

2.

Пупова Люда

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + – + + +

3.

Змановский Кирилл

+ + + + – – – – – – + + + + + + + + – – – -

4.

Цембалюк Галя

+ + + + – – – – – – – + + + + + + + + – – + +

2 класс. (п. Кирпичный)

№ п/п

Фамилия ученика

Номер задачи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

1.

Еремеева Дарья

– + – – – – – – – – – + – – – + – + – – + -

2.

Жунусова Наталья

– + – + + – – + – – + + + – + – + + – – + +

3.

Котина Марина

+ – + – – – – – + – – + – – – + + + – – + +

4.

Кузнецова Ольга

– + – – – – – – – – – + – – – – + + – – – -

5.

Кусакин Назарий

– + + – – – + – – + – + – + – – + + + + – +

6.

Лучанинова Евгения

– – – – + – – – – – – – – + – + + + – – + +

7.

Мумарев Илья

+ + – – + + – + + – – + + + + – + + – – + +

8.

Паньшина Елена

– – – – – – + + + – + + – – – + + + + – – –

Кулёмина – 10 баллов

Пупова – 21 балл

Змановский – 12 баллов с. Зенково

Цембалюк – 14 баллов

Еремеева – 5 баллов

Жунусова – 12 баллов

Котина – 9 баллов

Кузнецова – 4 балла п. Кирпичный

Кусакин – 11 баллов

Лучанинова – 7 баллов

Мумарев – 14 баллов

Паньшина – 9 баллов

Оценка творческого воображения ребёнка.

Для исследования творческого воображения предлагается лист с изображением геометрических фигур, например кругов: для детей 6 лет – 3 круга, 7 лет – 5 кругов, 8-9 лет – 10 кругов. Даётся задание: дорисовать к ним такие части, чтобы получился узнаваемый предмет, существующий в реальной жизни. Других объяснений и примеров, что можно изобразить, давать не следует. Дополнение фигуры может осуществляться за счет деталей внутри круга, за его пределами и в виде сюжетного рисунка, где круг послужит толчком к творчеству. Показателем творческого воображения послужит характер используемых дополнений.

Самый высокий уровень будет констатироваться в случае дополнения деталями кругов с внешней стороны фигуры.

Достаточным для младшего школьника является дорисовка кругов деталями, не выходящими за пределы круга ( возрастная норма).

Хорошим показателем следует считать сочетание двух вариантов дополнений (половина – вне круга, остальное – в его середине).

Если ученик половину фигур не дополняет никакими деталями, то это свидетельствует о низком уровне познавательной деятельности, а возможно, и об отклонениях ( задержка умственного развития). Сюжетные же рисунки – это показатель творческих способностей.

Показатели интеллектуальных способностей показывают среднее положение между умеренным и высоким уровнем, но эти показатели с каждым классом будут расти.

Низкий уровень: Кусакин Назарий

Достаточный уровень: Кузнецова Оля

Еремеева Даша

Котина Марина

Хороший уровень: Паньшина Лена

Жунусова Наташа

Самый высокий уровень: Лучанинова Женя

Мумарев Илья

Творческий уровень: нет

Беседа с учащимися.

– Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Предлагаю в качестве разминки задачку:

Дается шоколадная конфета в виде бутылочки, наполненная густым малиновым сиропом. Как она изготавливается?

1-й ответ. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп.

Учитель. Сироп должен быть густым, иначе конфета будет непрочная. А густой сироп трудно залить в бутылочку.

2-й ответ. Можно его нагреть, и он станет жидким.

Учитель. Но вот беда: горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Нужно сделать наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп.

Но как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад,

сироп твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад застынет, а сироп растает. Конфета готова.

Из наблюдений и диагностик я выяснила, что самый высокий уровень творческости проявляется у следующих учащихся: Мумарева Ильи и Лучаниновой Евгении. Данные учащиеся не только быстрее справляются с программным материалом, но и обладают неординарным мышлением. У данных учащихся широкий круг интересов, высокий уровень развития речи, они хорошо и много читают, проявляют интерес ко всем учебным дисциплинам. Моя задача теперь, как педагога, чтобы ни один ребёнок не «потерялся», не снизил своих исходных показателей интеллектуального и творческого развития, а многие дети даже обнаружили их рост за годы обучения их в начальной школе.

Метки: Математика