Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Приёмы работы с одарёнными детьми на уроках математики, ч. 2

Приёмы работы с одарёнными детьми на уроках математики, ч. 2

Глава

II. Приёмы и методы работы с одарёнными детьми на уроках математики.

Если в традиционной программе установка делается в основном на репродуктивные методы обучения, где роль ученика– это зритель, слушатель, репродуктор, то в данной программе в основе учения лежит способность к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной степени участвует в каждом шаге обучения.

Элементы проблемного, поискового обучения считаю неотъемлемой характеристикой современного урока. При переходе на обучение детей по образовательной системе «Школа 2100» я столкнулась с проблемой: большинство уроков надо было строить с учётом использования проблемно – диалогической технологии, с которой я была ещё недостаточно хорошо знакома.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формирование умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или с вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включаются практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Учебную проблему можно поставить тремя способами:

1. Пробуждающий от проблемной ситуации диалог.

Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:

– создание проблемной ситуации;

– пробуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

– пробуждение к формулированию учебной проблемы;

– принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

Постановка задачи.

Например, предлагаю внимательно рассмотреть примеры, записанные на доске, и найти «секрет» этих примеров.

4 + 2 = 6 6 – 5 = 1 1 + 7 = 8 8 – 3 = 5

Дети без труда выясняют, что результат каждого примера является началом следующего («цепочка» примеров). Тогда предлагаю решить головоломку, которая называется «распутай клубок».

56 – Δ = o

o – 15 = ¢

18 + 6 = Δ

¢ + 1 = ►

Дети фиксируют свои вопросы: как решить примеры, в которых нет двух чисел? Почему задание называется «распутай клубок», о каком клубке речь? С этими вопросами учитель отправляет их работать в группах. Поиск ответов на вопросы ведется совместно.

2. Подводящий диалог.

Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого можно использовать приём «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.

Приведу пример из практической деятельности.

Тема урока математики « Состав числа 13»

1. Организационный момент. Постановка учебных задач (проблем)

Запись на доске:

o + o = 11 o + o = 12 o + o = 13

– Какие учебные задачи поставим?

– Повторить состав числа 11, 12, разобрать состав числа 13 из однозначных слагаемых.

1. Проблемная задача.

В вазе стояло 17 цветов. 7 из них розы. На сколько роз было больше, чем тюльпанов?

При решении задач важно, чтобы дети вдумывались в текст, осмысливали условие задачи, сопоставляли условие задачи и вопрос.

1. Проблемное задание.

Найдите значение выражений. ( Случай 40 – 8 не изучали. )

38 – 30 29 – 16 40 – 8

В своей деятельности на уроке я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он На уроках математики строю работу так, чтобы учащиеся не просто получали знания, а "открывали" мир вокруг, выступали в роли исследователей, творцов, умели рассуждать, аргументировать, выдвигать гипотезы. Помогают методы организации и осуществления мыслительной деятельности. Используя на уроке логические (научные) методы, учу учащихся анализировать, обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным в учебнике или учителем. Учащиеся с интересом выполняют задания на поиск закономерностей, установление взаимосвязей между частью и целым, составляют схемы-опоры, стабильно выполняют задания логического типа, направленные на развитие алгоритмического мышления. При решении задач дети уверенно составляют числовые выражения и оперируют ими. Эффективный и нетрадиционный подход к решению задач, разнообразие упражнений на выработку вычислительных навыков помогают развивать у учащихся мыслительные операции, устную речь, творческие способности, познавательные мотивы деятельности, навыки самоконтроля. При изучении геометрического материала использую проблемно-поисковые технологии. Они способствуют развитию глазомера, логического мышления и пространственных представлений, придают знаниям практическую направленность.

На уроках математики вырабатываю умение учиться, развиваю познавательную активность и самостоятельность, ответственность, интеллектуальные и логические способности. В работе использую эффективные педагогические технологии: на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение), технология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, групповые технологии, технологии развивающего обучения.

Дидактическим стержнем многих уроков становится деятельность самих учащихся, в ходе которой дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Дети выполняют творческие задания, осваивают технологию проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе: готовят сообщения из дополнительной литературы и пишут рефераты о писателях, животных.

На каждом уроке создаю условия не только для усвоения знаний, но и для развития личностных качеств учащихся: коммуникабельность, креативность, рефлексивность, индивидуальность, чтобы они добывали знания сами и применяли их в нестандартных ситуациях. Достичь этой цели помогают современные педагогические технологии: проблемно-диалогического обучения, личностно-ориентированные технологии.

Одной из главных причин повышения качества знаний учащихся по предметам в начальной школе является формирование мотивации и проявление заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу. Широкие возможности для повышения мотивации к обучению и формированию основ знаний и навыков открывает исследовательская работа. Учащиеся, имеющие высокую мотивацию к обучению, серьёзнее относятся к усвоению учебного материала. Они не только механически запоминают новые сведения, но и стремятся применять полученные знания при решении задач по различным предметам. Это помогает формированию способности творчески мыслить и находить решения в нестандартных ситуациях. Важнейшим показателем качества знаний обучаемых является объективная оценка учебных достижений. Различные виды, формы, методы и технологии контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся, использую в тесной взаимосвязи на всех уроках. Ученик старается аккуратно выполнить письменную работу, выучить заданный материал, подготовить реферат, если соблюдаются единые требования учителя. Каждую работу проверяю или прослушиваем, т. е. организован непрерывный контроль результатов работы учащихся в освоении учебных программ. Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желания “сделать свою работу в школе максимально эффективной. Между учащимися начальных классов распределены роли, при выполнении которых они отвечают за содержание определенного вида деятельности. Ученики помогают классному руководителю организовывать и проводить классные мероприятия, вовлекать одноклассников в школьную жизнь, стараясь не оставлять ни одного ученика без внимания. Это и классные часы разнообразной тематики, внеклассные занятия по предмету, трудовые дела, беседы, игры, конкурсы.

Таким образом, участвуя в соуправлении дети приобретают, личный опыт демократических отношений, что способствует формированию социально активной личности, формированию нравственных качеств, деловитости, развитию творческих способностей.

Одним из самых важных партнеров моей деятельности в роли учителя и классного руководителя являются родители учащихся. Родители проявляют свою активность, участвуя в родительских собраниях и в проведении праздников. Учащиеся начальных классов активно участвуют в школьных, районных, региональных конкурсах, олимпиадах для младших школьников в рамках школы и района, международных олимпиадах “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, где дети занимали призовые места.

У каждого свой путь к знанию. У нашего – личностный, творческий, коммуникативный. Большинство школьников хотят учиться, но на качественно новой, демократической основе. Поддержать их, внедрить в свою практику творческую инициативу детей, дополнив её доверием и интересом к ученику, – вот главное направление, по которому я хотела бы идти. Препятствий для этого нет. Главное – интерес и желание.

В качестве возможных путей улучшения моей деятельности я могу назвать дальнейшее повышение педагогического мастерства, организацию учебного процесса с большей долей использования информационно-коммуникационных технологий.

При организации учебной деятельности использую индивидуальные и коллективные формы работы с применением упражнений – комплексов интеллектуального содержания, игровой методики, собственные находки. Люблю нестандартные формы уроков: уроки – викторины, уроки – диспуты, уроки – путешествия, уроки – практикумы. Широко использую разноуровневый, дидактический материал для индивидуальной работы с детьми, развиваю творчество учащихся, их самостоятельность.

Внимание детей к математике я привлекаю разными методами: красочным оформлением классного помещения, в котором отражается сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, занимательной формулировкой вопросов, задач, загадок, решением ребусов, логических упражнений и заданий развивающего характера.

Материал, предлагаемый на уроке, должен быть понятен каждому ученику. Только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.

Для облегчения перехода от известного к неизвестному на математике я использую различные виды наглядности: полную и неполную наглядность, символическую и представления по памяти.

Устойчивый интерес к математике поддерживается и тем, что эта работа проводится систематически.

Урок я начинаю с разминки, на которой предлагаю несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащие элементы математики.

Задания для проведения разминки.

1. Одно брюшко, четыре брюшка. Что это?

2. Семь братьев: годами равные, а именами разные.

3. Назови пять дней подряд, не пользуясь названиями чисел месяца и не называя их.

4. Из хвоинок и иголок

В лесу построен дом,

Среди травы не виден он,

А жильцов в нём миллион.

5. Сосна выше осины, осина выше ели. Что выше: сосна или ель?

6. На четырёх ногах стою, ходить же не умею.

7. Брату 7 лет, а сестре 5. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 10 лет.

8. У семерых братьев по одной сестре. Много ли детей в семье?

9. Горели 7 свечей, 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?

10. На четырёх ногах стою, ходить же не умею.

11. Числовой треугольник. В кружках треугольника расставьте 9 цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне равнялась бы 20.

I. Игра «Внимание»

Показываю карточку с изображением какой-либо фигуры, ученики должны запомнить то, что было на карточке, и зарисовать это в своей тетради.

II. Разминка для ума.

1. Даны числа:

23 74 41 14

40 17 60 50

Какое число меньшее в каждой строке? (в первой строке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5; во второй – 17, в записи остальных чисел есть 0).

2. Что общего в записи чисел каждой строки:

12 24 20 22

30 37 13 83

(в записи чисел первой строки использована цифра 2, а во второй –

цифра 3).

3. По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его:

10 30 50 …

14 34 54 …

(числа в первой и во второй строке записаны через 20)

4. По какому признаку записаны столбики примеров:

27+5 76+20 44+2

39+5 56+30 34+5

29+4 35+40 32+6

(основу классификации составляет вычислительны прием)

5. Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры и чем

отличаются?

60-6 32-11

60-16 32-13

6. Придумай к каждому данному примеру похожий пример:

12+6=18

16-4=12

(при составлении таких примеров учащихся должны указать тот признак,

на который они ориентируются).

7. Найди ошибки и исправь решение примеров:

43-11=43-(10+1)=33+1=34

60-17=60-(10+7)=50+7=57

III. Задания со спичками.

Отсчитайте 12 спичек и выложите их по образцу рисунка.

Переложите 8 спичек так, чтобы получилось 4 равных квадрата.

Нарисуйте их в тетрадь. Верните все спички в исходное положение. Теперь переложите 8 спичек так, чтобы получилась мельница; нарисуй ее в тетради.

IV. Цифровой диктант.

Если вы согласны с утверждениями, высказанными мною, поставьте цифру

1, если вы считаете, что информация неправильная – ставьте 0. в конце

диктанта дайте итоговый ответ. Работу нужно выполнить в быстром темпе.

1) 36+3-6=33

2) моя любимая сказка «Али-Баба и 20 разбойников»

3) 55+53=98

4) май в году по счету пятый

5) букв в русском алфавите 33

6) 100-20+1=91

7) чертова дюжина – это 13.

Итог: 4

Ответ: 1 – 0 – 0 – 1 – 1 – 0 – 1

Домашнее задание:

Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.

Кто подберёт интересное задание и продемонстрирует на следующем

уроке, я им буду благодарна.

Восстановить пример:

7 3 Δ 739 можно дать более сложный

+2 ¢ 6 +236 вариант o ¢ Δ

Δ 7 5 975 + 2 ¢ 6

Δ o 5

Дети могут выполнять задание в парах, группах либо индивидуально. После выполнения задания обсудить, с чего начинали, где была та ниточка, за которую потянули, чтобы распутать весь клубок. Выяснить, что, чтобы сложить многозначные числа, нужно сосчитать несколько примеров с однозначными числами, своеобразную цепочку. А такие задания мы выполнять умеем. Главное – найти подсказку, где «начинается клубок».

Этап контроля.

1. Детям предлагается ряд примеров на сложение и вычитание со *. В третьем и четвертом классе это могут быть примеры на умножение и деление.

3 7 0 * * * 5 9 * _* 2 * 4 8 .

+ * 9 * 8 ´ 8 0 0 3 * * * *

9 * 4 0 5 0 8 * 2 * * * _ 2 *

* *

0

2. Запиши суммы обычными цифрами:

Ỵ Ỵ 0 Ỵ Ỵ Ŧ Ŧ Ŧ Ŧ Ұ Ұ 0 Ұ Ұ

+ Ỵ 0 Ỵ Ỵ Ỵ + Ŧ Ŧ Ŧ Ŧ + Ұ Ұ Ұ Ұ Ұ

. . . 6 6 . . . 9 8 . . . . 5 4

3. Задания из игры– конкурса «Кенгуру»:

– Какое самое большое количество нечетных цифр может оказаться в сумме

к е н г у р у

+ к е н г у р у (Ответ: 6).

– Реши ребус, если к = 2.

к е н ´ г = у р у (Ответ: 217 ´ 4 = 868).

Исходя их общих требований по курсу математики, я предлагаю разноуровневые задания, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Задание №1.

3-й уровень

Найди значение выражения:

7800-(398+507∙6)=

2-й уровень

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

3-й уровень

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №2

1-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

При подготовке к уроку важно установить, какой характер мыслительной деятельности определён учебным заданием. При несоответствии его уровню мыслительной деятельности учащихся можно внести изменения в содержание задания или методику его выполнения, чтобы сделать его не только средством усвоения знаний, формирования умений и навыков, но и средством развития учащихся. Важен творческий подход учителя к учебнику.

Предлагаю учащимся дополнительные задания развивающего характера, которых нет в учебнике, выписываю их на доске.

Например, записаны выражения:

35+22 35+24 46+27

46+17 46+22 35+26

Если предложить задание, которое заключается только в решении этих примеров, то оно не продвинет учащихся в их развитии. Возможен следующий вариант изменения этого задания и методики его выполнения: после решения примеров предложить учащимся подумать, на какие две группы можно разделить получившиеся равенства.

Одни учащиеся за основание классификации могут взять вычислительные приём, где в один столбик войдут примеры на сложение без перехода через десяток, а в другой – с переходом через десяток. Найдутся учащиеся, которые за основание классификации возьмут одинаковое первое слагаемое. Тогда в один столбик войдут примеры с первым слагаемым 35, а в другой – примеры, у которых первое слагаемое равно 46.

Таким образом, работая над одним упражнением, можно подобрать достаточно заданий, которые будут направлены на развитие всех учащихся.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

1. Составь пример на вычитание, чтобы значение разности было числом, меньшим уменьшаемого на 3. (8-3=5)

2. Суммой (разностью) каких чисел можно заменить число 5? 7? Можно ли из двух одинаковых слагаемых получить число 7? 9?

3. 1+2 2+2 3+2 4+2

– Чем похожи выражения, чем отличаются?

– Как изменяется первое слагаемое?

– Найдите значения сумм.

– Как изменяются значения сумм?

– Какой можно сделать вывод?

– Запишите ещё три примера, используя данную закономерность.

4. Подчеркни число, которое получается при сложении (вычитании) двух других:

9,7,2; 4,10,6; 2,6,8; 5,7,2; 9,4,5;

5. Что общего в выражениях:

1+5, 3+3, 2+4

4+3 5+2 6+1

6. Найди недостающие выражения:

5+3, 4+4,…

3+6, 1+8,…

7+2, 5+4,…

Нумерация чисел от 11 до 100

7. На каком месте справа стоит цифра 9 в записи числа 96? На каком месте справа стоит цифра 7 в записи числа 77? Что обозначает каждая цифра в записи этих чисел?

8. Посмотри внимательно, как составлен каждый ряд чисел, и продолжите каждый ряд в пределах 20.

а) 1 3 5…

б) 2 4 6. .

  1. Какое число отличается от всех остальных чисел и чем оно отличается?

2 6 7 13 8 5 37 58 92 67 88 100

18 12 3 29 45 38 88 22 77 33 58 55

  1. Найди среди чисел 31 65 24 56 13 42 такие, которые состоят из одинаковых цифр. Запиши такие пары чисел. Поставь между числами каждой пары знак сравнения.
  2. Запиши две пары двузначных чисел, при этом числа каждой пары должны состоять из одинаковых цифр. (13 и31) (52 и 25)

Сложение и вычитание в пределах 100

1. Среди данных чисел зачеркни два числа. Сумма оставшихся чисел должна быть равна 10. 1,2,3,4,5.

2. Разгадай правила, по которым записаны выражения в столбиках. Продолжи каждый столбик и найди значения выражений:

72 + 9 88 – 80 92 – 10 + 1

73 + 6 87 – 70 92 – 20 + 2

74 + 5 86 – 60 92 – 30 + 3

3. Расположи суммы в порядке убывания: 35+4, 35+7, 35+3, 35+8, 35+9

4. Расположи разность в порядке возрастания: 52-3, 52-6, 52-7, 52-4, 52-8.

5. Выбери в каждой строке два числа, сумма которых равна 15. Выбери в каждой столбце два числа, сумма которых равна 15.

7 5 8 13

6 10 0 9

9 11 2 4

13 4 15 2

Нумерация многозначных чисел

1. В данном ряду чисел обведи кружочками те, в которых отсутствуют единицы второго разряда:

200202 289 709 960 485 506

2. Придумай и запиши три трёхзначных числа, в которых нет единиц первого разряда

3. Даны числа 390089, 413564, 340027, 375246, 3140251:

– Распределите числа по парам.

– Какое число осталось без пары? Составьте ему пару.

– Назовите признаки, по которым похожи числа в каждом столбике.

– Запишите, используя данные признаки ещё по 2 числа в каждый столбик.

– Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

4. Из чисел 6748, 7684, 8674, 100, 4678, 8478, 6874, 8764, 6487, 8674 выпиши числа наибольшее и наименьшее. Найди их разность и произведение.

5. Какое наименьшее пятизначное число можно записать с помощью цифр 3, 0, 9.

Сложение и вычитание многозначных чисел

1. Найди значения сумм: 452+234 243+326

163+325 571+224

Чем похожи все эти суммы?

Измени в каждой сумме одно слагаемое так, чтобы при сложении десятков их полу чилось больше 9. Найди значения этих сумм.

2. Найди значения выражений: 372+210 582-210

372+306 678-306

В любом классе дети с разными способностями и разными личностными характеристиками.

Заключение

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.

Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании. Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры!) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства. С введением развивающего обучения в массовую практику выявляются ряд проблем

1. Сосуществование развивающего обучения с традиционной системой в рамках одного и того же учебного заведения.

2. Подготовка специалистов по развивающему обучению.

3. Не описана целостно технология обучения в новой для учителя образовательной системе, где старые методы и формы работы оказываются не эффективными. Особенность технологии РО заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учителя и учащихся. Методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию РО много функциональной. Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века. Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. То есть, создать такую личность можно использовав систему обучения развивающего. Таким образом, мою гипотезу можно считать доказанной.

Рассматривая развивающее обучение как фактор интеллектуального развития школьников, я изучила и проанализировала психолого-педагогическую и методическую литературу по интересующим данному вопросу. Исходя из анализа литературы, я раскрыла сущность развивающего, проблемного обучения и интеллектуального развития, рассмотрела возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения, его организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, пришла к выводу, что развивающее обучение – фактор интеллектуального развития школьников.

Проблема организации интеллектуального развития школьников на уроках с элементами развивающего обучения меня очень заинтересовала, и в будущей своей педагогической деятельности планирую и дальше ей заниматься.

Ожидаемые педагогические результаты.

1. Успешное выступление на районной олимпиаде по математике.

2. Участие в творческих конкурсах, интеллектуальных играх в школе.

3. Отличные результаты на экзаменах в старшем звене.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Степанов С. С. . «Психологический словарь для родителей», М. , 1996.

«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М. , 1996.

Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М. , 1999.

Клименко В. В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.

Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М. , 1993.

Богоявленская Д. Б. , Брушлинский А. В. , Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В. Д. Шадрикова, М. , 1998.

Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» – М, 1961,

Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М. , 1977.

Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.

«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г. г.

Доровской А. И. « 100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

«Одаренный ребенок» /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.

«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н. С. Лейтеса – М; 2000 г.

«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса, Т. М. Марюгина – М; 2000 г.

«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д. В. Ушакова – М; 2000 г.

Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» – М; 1999 г.

Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» – М; 2000 г.

Хуторской А. В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» – М; 2000 г.

Юркевич В. С. «Одаренный ребенок» – М; 1996 г.

Метки: Математика